Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2022 г. № 1730
МОСКВА
Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную государственную программу Российской Федерации "Строительство".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 сентября 2022 г. № 1730
КОМПЛЕКСНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРОИТЕЛЬСТВО"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
Стратегические приоритеты и цели в сфере комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"
I. Оценка текущего состояния сферы строительства и управления государственными капитальными вложениями
Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии России, оказывая прямое влияние на экономический потенциал страны и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития российской экономики.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности "Строительство" в 2021 году составил порядка 10, 8 трлн. рублей (прирост на 6 процентов к 2020 году, в сопоставимых ценах) .
Строительная отрасль объединяет более 480 тыс. строительных организаций и формирует около 6 процентов совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом. Валовая добавленная стоимость строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году была на 1, 9 процента выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для увеличения доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте страны.
На примере 2020 года объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составил порядка 1 трлн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2020 - 2022 годах плановый объем инвестиций по федеральной адресной инвестиционной программе (далее - адресная программа) составил порядка 2370 млрд. рублей (без учета государственного оборонного заказа) , из них в 2020 году - 739 млрд. рублей, в 2021 году - 746 млрд. рублей, в 2022 году - 885 млрд. рублей.
Указанных средств недостаточно для финансового обеспечения в полном объеме новых объектов капитального строительства, предлагаемых главными распорядителями бюджетных средств к включению в адресную программу, при одновременном включении в нее переходящих объектов капитального строительства.
В то же время за последние годы наблюдается рекордно низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в адресную программу.
Так, по итогам реализации адресной программы в 2021 году было введено 148 объектов капитального строительства (63, 5 процента объектов, предусмотренных к вводу в рамках адресной программы) .
Кроме того, не стоит забывать о наличии большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета, среди которых есть объекты социального назначения.
По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, сформированным на основе сведений об использовании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты) , включенные в адресную программу, по итогам 2020 года не завершено строительство более 2094 объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Так, строительство 1724 объектов продолжается, в том числе 933 объектов в рамках адресной программы, строительство 256 объектов приостановлено или законсервировано и строительство 114 объектов окончательно прекращено.
Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой внешней инвестиционной активностью и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
За период 2020 - 2022 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
создана публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", к функциям которой относится обеспечение строительства, реконструкции за счет средств федерального бюджета объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами) , объектами недвижимого имущества;
введена практика опережающего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета строительства, реконструкции объектов капитального строительства, прежде всего в рамках дорожной деятельности, что позволяет ускорить строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
запущен механизм финансирования инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
установлены правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета;
внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
Вместе с тем в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство" (далее - Программа) сохраняются следующие основные проблемы:
дефицит финансирования ежегодно формируемой адресной программы;
низкий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;
строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
недостаточность принятых мер по обеспечению сбалансированности адресной программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации;
длительность процедуры принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в адресную программу, а также перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы;
наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
позднее (во втором полугодии) принятие бюджетных обязательств, низкий уровень кассового исполнения бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями, и высокий объем остатков неиспользуемых бюджетных ассигнований на указанные цели по итогам финансового года.
В 2023 году внесены изменения в процесс управления капитальными вложениями, согласно которым предоставление субсидий и (или) осуществление бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества взамен ранее действующего механизма формирования и реализации адресной программы осуществляется в соответствии с реестром объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета (далее - реестр объектов) . (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями
Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений.
Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Российской Федерации, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) , а также с не включенными в состав государственных программ Российской Федерации направлениями деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, соответствующими сфере (отрасли) реализации Программы и подлежащими дополнительному отражению в ней.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями сформированы с учетом целей и показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, в том числе в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р.
Приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
обеспечение долгосрочной сбалансированности реестра объектов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
На достижение указанных приоритетов направлены следующие цели государственной политики, которые должны быть достигнуты при реализации Программы:
увеличение к 2027 году не менее чем в 1, 5 раза объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных (подлежащих включению) в реестр объектов, по отношению к объему ввода таких объектов в 2022 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
сокращение к 2027 году не менее чем в 2 раза количества незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями, способы их эффективного решения
Основными задачами Программы являются:
обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры, в том числе необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах, путем строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, сведения о которых включены в реестр объектов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2024 № 960)
повышение уровня транспортной безопасности;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду;
экологическое оздоровление водных объектов.
Способами эффективного решения указанных задач в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
переход к среднесрочному (пятилетнему) планированию капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, путем формирования перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) , объектов недвижимого имущества;
сокращение сроков и оптимизация процедур принятия решений (в том числе с исключением избыточных) при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также процедур перераспределения бюджетных ассигнований на указанные цели;
сокращение инвестиционно-строительного цикла;
цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
создание и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализация мероприятий по сокращению количества таких объектов.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года
Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года осуществляется путем решения таких задач, как создание и развитие систем коммунальной инфраструктуры, создание и развитие транспортной, социальной и туристической инфраструктуры.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (включая сельские территории субъектов Российской Федерации) , входящих в состав приоритетных территорий, являются создание и развитие современных систем коммунальной инфраструктуры, а также современной транспортной, социальной и туристической инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для жизни граждан в указанных субъектах Российской Федерации.
____________