О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 сентября 2022 г. № 2583-р
МОСКВА
О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минфином России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предварительно проработанный с Белорусской Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (прилагается) .
Поручить Минфину России провести переговоры с Белорусской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации указанный Договор, разрешив вносить в прилагаемый проект Договора изменения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Проект
ДОГОВОР между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам
Российская Федерация и Республика Беларусь, в дальнейшем именуемые Сторонами,
в целях углубления экономического сотрудничества, исключения факторов, искажающих условия нейтральности косвенных налогов и равной конкуренции хозяйствующих субъектов Сторон, устранения налоговых барьеров во взаимных торговле и инвестициях, а также иных формах экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, обеспечения целостности фискальной базы Сторон и формирования единого информационного пространства для сквозного анализа данных по налогу на добавленную стоимость, системного сотрудничества и взаимной помощи налоговых органов Сторон в противодействии уклонению от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Налоговое законодательство Сторон о налоге на добавленную стоимость и акцизах
1. Стороны приводят свое налоговое законодательство в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствие со статьями 4 и 5 настоящего Договора до 1 января 2023 г.
2. Если иное не предусмотрено статьями 4 или 5 настоящего Договора, в дальнейшем Стороны ежегодно, до 1 января следующего года, приводят свое налоговое законодательство в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствие с положениями настоящего Договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Договором.
3. Настоящий Договор не ограничивает Стороны в праве самостоятельно устанавливать в своем налоговом законодательстве элементы налогообложения и правила налогового администрирования, которые не предусмотрены статьями 4 и 5 настоящего Договора.
4. Выполнение Сторонами обязательств, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, подтверждается в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Договора.
5. Приложения № 1 - 8 к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.
Статья 2
Сфера применения настоящего Договора
1. Действие настоящего Договора распространяется на правоотношения, регулируемые налоговым законодательством Сторон о налоге на добавленную стоимость и акцизах, и не затрагивает иных налогов и сборов.
2. Действие настоящего Договора распространяется на отношения между Сторонами и не регулирует отношения между Сторонами и налогоплательщиками Российской Федерации, плательщиками налогов, сборов (пошлин) Республики Беларусь (далее - налогоплательщики) .
3. В налоговых целях налогоплательщики применяют положения налогового законодательства Сторон, а не положения настоящего Договора.
4. Положения настоящего Договора не затрагивают прав и обязанностей Сторон по заключенным ими иным международным договорам.
Статья 3
Компетентные органы
1. Компетентными органами являются государственные органы Сторон, уполномоченные правительством каждой из Сторон на осуществление тех или иных действий, являющихся предметом настоящего Договора, в пределах своей компетенции, установленной законодательством каждой из Сторон (далее - компетентные органы) .
Стороны информируют друг друга о перечне компетентных органов в письменной форме по дипломатическим каналам в течение 30 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу настоящего Договора.
Сроки, установленные настоящим Договором для выполнения Стороной возложенного на нее обязательства в рабочих днях, исчисляются по законодательству соответствующей Стороны.
2. В случае изменения своих компетентных органов или их наименований Сторона в течение 10 рабочих дней, следующих за днем после такого изменения, информирует об этом другую Сторону в письменной форме по дипломатическим каналам.
Статья 4
Акцизы
1. Стороны в своем налоговом законодательстве устанавливают акцизы на все товары и услуги в соответствии с минимальным перечнем подакцизных товаров и услуг, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Договору, а также устанавливают налоговые ставки по подакцизным товарам и услугам в размерах не ниже размеров минимальных ставок, установленных приложением № 2 к настоящему Договору и определяемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи с учетом действующих решений Наднационального налогового комитета, принятых в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
Стороны могут дополнять в своем налоговом законодательстве перечень подакцизных товаров и услуг и устанавливать ставки акцизов на них, а также устанавливать ставки акцизов в размерах выше размеров минимальных ставок на подакцизные товары и услуги, предусмотренные приложением № 1 к настоящему Договору.
2. Ставки акцизов в национальной валюте на 2023 и 2024 годы устанавливаются Сторонами не позднее 31 декабря 2022 г. и 31 декабря 2023 г. соответственно в размерах не ниже размеров, указанных в приложении № 2 к настоящему Договору.
При этом соответствие ставок акцизов, установленных налоговым законодательством Белорусской Стороны, их минимально допустимому уровню, предусмотренному приложением № 2 к настоящему Договору, определяется на основании официального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации на 1 сентября года, предшествующего году, в котором применяются соответствующие ставки акцизов.
3. Минимальные ставки акцизов на товары и услуги, указанные в приложении № 1 к настоящему Договору, на 2025 год и каждый последующий год в российских рублях определяются индексацией соответствующих минимальных ставок, действующих на конец предыдущего года, на ожидаемый уровень инфляции по официальному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на каждый такой последующий год, если иное не установлено настоящим пунктом.
Минимальные ставки акцизов в Республике Беларусь на папиросы и сигареты I ценовой группы на 2025 год и каждый последующий год определяются как произведение минимальных ставок акцизов на папиросы и сигареты II ценовой группы на соответствующий год и коэффициента, равного 0, 85 для 2025 года, 0, 9 - для 2026 года, 0, 95 - для 2027 года, 1 - для 2028 года и последующих годов.
4. Ставки акцизов на товары и услуги, указанные в приложении № 1 к настоящему Договору, на 2025 год и каждый последующий год, установленные налоговым законодательством Сторон, не могут быть ниже соответствующих минимальных ставок, определяемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи с учетом действующих решений Наднационального налогового комитета, принятых в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
Соответствие ставок акцизов, установленных налоговым законодательством Белорусской Стороны, их минимально допустимому уровню определяется в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 2 настоящей статьи.
5. Освобождения, льготы по уплате акцизов в отношении товаров и услуг, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, допускаются только в случаях, предусмотренных приложением № 3 к настоящему Договору, или действующими решениями Наднационального налогового комитета, принятыми в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
При этом в целях настоящего Договора вычеты или иные подобные правила, позволяющие налогоплательщику уменьшить сумму исчисленного акциза, не рассматриваются как льготы по уплате акцизов.
6. Наднациональный налоговый комитет на основании мотивированного обращения правительства Стороны (правительств Сторон) или компетентных органов принимает решение о внесении изменений в:
минимальный перечень подакцизных товаров и услуг, предусмотренный приложением № 1 к настоящему Договору;
размеры минимальных налоговых ставок по подакцизным товарам и услугам, предусмотренные приложением № 2 к настоящему Договору;
перечень освобождений, льгот по уплате акцизов, предусмотренный приложением № 3 к настоящему Договору;
порядок и (или) размер индексации минимальных ставок акцизов на товары и услуги, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи.
Указанное решение оформляется протоколом в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 настоящего Договора, и вступает в силу с даты подписания протокола, если иная дата применения его положений не определена в протоколе.
Такое решение Наднационального налогового комитета является основанием для включения определенных в нем положений в налоговое законодательство Сторон (одной из Сторон, если решение касается только этой Стороны) , а также в настоящий Договор.
Если в течение 18 месяцев со дня вступления в силу решения соответствующие изменения не внесены в настоящий Договор, решение Наднационального налогового комитета считается утратившим силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания указанного периода.
Сторона (Стороны) в течение 6 месяцев с даты утраты силы указанного решения Наднационального налогового комитета исключает (исключают) из своего налогового законодательства нормы, принятые на основании этого решения.
Применение Стороной (Сторонами) этих норм в течение указанных 6 месяцев не является нарушением положений настоящего Договора.
7. Наднациональный налоговый комитет на основании мотивированного обращения правительства Стороны (правительств Сторон) или компетентных органов принимает решение о праве Стороны (Сторон) принять временные меры, не соответствующие положениям настоящей статьи, необходимые для защиты существенных экономических интересов Стороны (Сторон) , на срок до 6 месяцев. Указанное решение оформляется протоколом в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 настоящего Договора, и вступает в силу с даты подписания протокола, если иная дата применения его положений не определена в протоколе.
8. В отношении подакцизных товаров, указанных в пунктах 1 - 8 приложения № 1 к настоящему Договору, Стороны не могут устанавливать вычеты или иные правила, позволяющие налогоплательщику уменьшить сумму исчисленного акциза.
9. Положения пункта 8 настоящей статьи не распространяются на вычет суммы:
акциза, уплаченного налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных им в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
акциза, уплаченного налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (за исключением алкогольной продукции, указанной в пункте 1 приложения № 1 к настоящему Договору) , в том числе возврата в течение гарантийного срока, или отказа от них;
авансового платежа акциза, предусмотренного налоговым законодательством Сторон.
Статья 5
Налог на добавленную стоимость
1. Стороны в своем налоговом законодательстве устанавливают налоговые освобождения, льготы по налогу на добавленную стоимость исключительно в отношении:
категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренных приложением № 4 к настоящему Договору;
операций (оборотов) , освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренных приложением № 5 к настоящему Договору;
операций (оборотов) , облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке (за исключением нулевой ставки) , предусмотренных приложением № 6 к настоящему Договору;
операций (оборотов) , облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, предусмотренных приложением № 7 к настоящему Договору.
Обязательства в отношении операций (оборотов) , указанных в абзаце пятом настоящего пункта, не распространяются на операции (обороты) , облагаемые налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке:
при экспорте товаров;
при оказании услуг по международной перевозке;
при оказании экспортируемых транспортных услуг;
при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки;
при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международной перевозки;
при оказании иных услуг, работ (при передаче имущественных прав) в рамках внешнеторговых договоров, заключенных с иностранными организациями или гражданами.
2. Если иное не предусмотрено пунктами 5 или 6 настоящей статьи, а также настоящим пунктом, каждая из Сторон не дополняет в будущем категорию налогоплательщиков и перечни товаров (работ, услуг) , указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Не рассматриваются в качестве дополнения категории налогоплательщиков и перечень товаров (работ, услуг) , указанных в пункте 1 настоящей статьи, введение одной Стороной освобождений, льгот от уплаты налога на добавленную стоимость аналогичных тем, которые на дату подписания настоящего Договора отсутствовали в ее налоговом законодательстве, но содержались в налоговом законодательстве другой Стороны.
Компетентные органы Стороны, принявшие решение о введении таких освобождений, льгот от уплаты налога на добавленную стоимость, информируют компетентные органы другой Стороны и Наднациональный налоговый комитет в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Договора.
В течение 24 месяцев со дня вступления в силу нормативного правового акта, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, его положения подлежат включению в соответствующее приложение (приложения) к настоящему Договору.
Если до завершения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, соответствующие изменения не будут внесены в настоящий Договор, Сторона к 1-му числу 25-го месяца с даты вступления в силу указанного нормативного правового акта исключает такие льготы и освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость из своего налогового законодательства. При этом требование к исключению нормы из налогового законодательства Стороны не применяется к Стороне, которая приняла исчерпывающие меры по завершению внутригосударственных процедур по внесению в настоящий Договор изменений, соответствующих положениям принятого Стороной нормативного правового акта.
3. Перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи обязательства Сторон не ограничивают их права в одностороннем порядке исключать операции (обороты) , освобождаемые от налога на добавленную стоимость и (или) облагаемые по пониженным налоговым ставкам (включая нулевую ставку налога на добавленную стоимость, определенную в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи) .
4. Стороны не снижают ставку налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов (далее - основная налоговая ставка) и пониженную ставку в размере 10 процентов, установленные в своем налоговом законодательстве.
При этом Стороны могут повышать указанные ставки налога на добавленную стоимость, в том числе в отношении отдельных операций (оборотов) или категорий налогоплательщиков.
5. Стороны могут устанавливать в своем налоговом законодательстве предельную сумму выручки (дохода) от реализации товаров, работ, услуг, от отчуждения (передачи) имущественных прав, при непревышении которой в течение календарного года налогоплательщики или отдельные их категории освобождаются от обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
На 2023 год такие предельные суммы выручки (дохода) не превышают:
270 миллионов российских рублей - для организаций и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации;
3000000 и 1000000 белорусских рублей соответственно - для организаций и индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь.
Не рассматривается как нарушение Сторонами положений настоящего пункта установление указанной в настоящем пункте предельной суммы выручки (дохода) на 2024 год и последующие годы в размере, не превышающем предельной суммы выручки (дохода) на 2023 год, увеличенной на уровень инфляции по официальному прогнозу социально-экономического развития (прогнозный индекс роста потребительских цен) Стороны, накопленной с 1 января 2023 г. по соответствующий год.
6. Комитет на основании мотивированного обращения правительства Стороны (правительств Сторон) или компетентных органов принимает решение:
об изменении круга лиц и перечней операций (оборотов) , указанных в пункте 1 настоящей статьи;
о праве Стороны (Сторон) принять временные меры, не соответствующие положениям настоящей статьи, необходимые для защиты существенных экономических интересов Стороны (Сторон) , на срок до 6 месяцев.
Указанное решение Наднационального налогового комитета вступает в силу и действует в порядке, указанном в пунктах 6 и 7 статьи 4 настоящего Договора, соответственно.
7. Стороны будут стремиться к дальнейшей гармонизации правил взимания налога на добавленную стоимость, установленных их налоговым законодательством, в том числе при установлении лиц и операций (оборотов) , освобождаемых от налога на добавленную стоимость, и операций (оборотов) , облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной или нулевой налоговым ставкам.
Статья 6
Налоговое администрирование
1. Стороны, исходя из взаимного признания существующих систем администрирования косвенных налогов, в целях повышения эффективности администрирования налога на добавленную стоимость, в том числе в отношении трансграничных операций, создают Интегрированную систему администрирования косвенных налогов (далее - ИСА КН) .
Налоговые органы Сторон осуществляют пользование ИСА КН через доступ к своим национальным сегментам ИСА КН.
2. Российская Сторона осуществляет сопровождение ИСА КН до ее передачи во владение и управление Союзного государства, если такое решение будет принято Сторонами или по их поручению правительствами Сторон.
Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, используемые в ИСА КН, а также результаты работ по ее разработке принадлежат Российской Федерации в лице уполномоченного ею компетентного органа.
В целях обеспечения функционирования ИСА КН компетентные органы обеспечивают заключение гражданско-правового договора о предоставлении в безвозмездное пользование компетентному органу Белорусской Стороны программного обеспечения, необходимого для работы белорусского национального сегмента ИСА КН, компонентов программного аппаратного комплекса, обеспечивающих информационный обмен между сегментами ИСА КН (далее - компоненты ПАК) , а также о предоставлении компетентному органу Белорусской Стороны безвозмездных консультаций по использованию указанного программного обеспечения на период не менее 3 лет с даты передачи таких прав.
Предоставление права на безвозмездное использование программного обеспечения, компонентов ПАК и безвозмездное предоставление консультаций по использованию программного обеспечения не рассматриваются как иностранная безвозмездная помощь согласно законодательству Белорусской Стороны.
Российская Сторона обеспечивает диагностику, ремонт и замену (при необходимости) компонентов ПАК при выходе их из строя, а также установку обновлений и исправлений программ