ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 сентября 2022 г. № 2567-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 3309-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 48, ст. 6905) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 16, ст. 2668) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 г. № 1152-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 20, ст. 3347) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 8 сентября 2022 г. № 2567-р
СТРАТЕГИЯ развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 3309-р)
I. Общие положения
Целью разработки и реализации Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) является обеспечение долгосрочного и перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации (далее - агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы) , импортозамещения критически важных видов продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной безопасности, развития новых направлений экспорта, эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения, в том числе вовлечения их в оборот, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также цифровой трансформации с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков.
В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы демонстрируют уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на состояние продовольственной безопасности и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.
В свете глобальных экономических тенденций, связанных с последствиями распространения в 2020 - 2021 годах новой коронавирусной инфекции, а также усилившегося с 2022 года внешнего геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства и прежде всего на повышении экономической эффективности производства.
В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых) , опираясь на основные цели экономического роста, которыми являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны.
Ввиду этого возникает необходимость разработки документа долгосрочного планирования в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, учитывающего текущую ситуацию и тенденции развития современной экономики, которым является Стратегия. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы являются одними из крупнейших базовых отраслей российской экономики, составляя важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.
Развитие агропромышленного комплекса при этом обеспечивается в первую очередь на сельских территориях, являющихся ключевым ресурсом Российской Федерации, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны. Ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых городов и сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны, установлены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, определяет основы построения равновесного каркаса расселения, опирающегося на сельские поселения, поселки городского типа, малые города.
В связи с этим разрабатываемая Стратегия с учетом ее основных целевых показателей должна быть связана с другими документами стратегического планирования, в том числе Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р, актуализированной исходя из текущих условий.
Правовую основу Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации;
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина продовольственной безопасности) ;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях) ;
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства) ;
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" (далее - Федеральная научно-техническая программа) ;
государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - государственная программа развития сельских территорий) ;
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (далее - Госпрограмма вовлечения в оборот земель) ;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р (далее - Стратегия пространственного развития) ;
Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности) ;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р;
стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 3971-р;
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.
В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях:
комфортная и безопасная среда для жизни (национальная цель № 3) ;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (национальная цель № 4) ;
цифровая трансформация (национальная цель № 5) .
В Стратегии представлена декомпозиция указанных национальных целей в цели агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации, а также определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2020 год.
II. Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
За последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования. Кроме того, Российская Федерация входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве.
За последние семь лет выпуск сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации увеличился на 15 процентов, продуктов питания - более чем на 25 процентов. По основным группам продовольствия внутренний рынок полностью обеспечен продовольствием собственного производства, а по отдельным позициям (например, по зерну и подсолнечному маслу) спрос покрыт с избытком, в связи с чем возник очень хороший экспортный потенциал России.
По итогам 2020 и 2021 годов Российская Федерация стала нетто-экспортером продукции агропромышленного комплекса.
По предварительным данным Росстата, индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2021 году составил 99, 1 процента.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, в 2021 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 121, 4 млн. тонн, что ниже уровня 2020 года на 9 процентов (133, 5 млн. тонн) , валовой сбор сои составил рекордные 4, 8 млн. тонн, что больше его производства в 2020 году на 10, 5 процента (4, 3 млн. тонн) . Валовой сбор рапса в 2021 году составил 2, 8 млн. тонн в весе после доработки, что на 8, 6 процента больше, чем в 2020 году (2, 6 млн. тонн) . Валовой сбор подсолнечника составил 15, 7 млн. тонн маслосемян в весе после доработки (в 2020 году - 13, 3 млн. тонн) при урожайности 16, 2 центнера на гектар (в 2020 году - 15, 9 центнера на гектар) .
Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств в 2021 году составил 18, 3 млн. тонн (в 2020 году - 19, 6 млн. тонн) , овощей - 13, 5 млн. тонн (в 2020 году - 13, 9 млн. тонн) . Производство овощей в зимних теплицах составило 1, 42 млн. тонн (в 2020 году - около 1, 37 млн. тонн) , что является рекордным показателем. Валовой сбор плодов и ягод составил рекордные за всю историю 4 млн. тонн (в 2020 году - 3, 7 млн. тонн) .
Кроме того, по данным органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, в 2021 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели рекордные 4, 7 млн. тонн в действующем веществе (далее - д.в.) минеральных удобрений, что на 685, 6 тыс. тонн д.в. больше, чем в 2020 году (4 млн. тонн д.в.) .
По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году сельскохозяйственными товаропроизводителями по всем каналам реализации было приобретено 23516 тракторов и комбайнов, что на 19 процентов больше по сравнению с 2020 годом, в том числе 15779 тракторов (на 19 процентов больше уровня 2020 года) , 7036 зерноуборочных комбайнов (на 20 процентов больше уровня 2020 года) , 701 кормоуборочный комбайн (на 2, 5 процента меньше уровня 2020 года) . В 2021 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 15, 7 млн. тонн, что на 0, 6 процента больше уровня 2020 года.
Наращивание объемов производства сырого молока (темп роста составил 100, 4 процента) влияет на объемы выработки молочной продукции.
Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году составило 32, 3 млн. тонн (на 0, 4 процента больше, чем в 2020 году) . Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях вырос по сравнению с 2020 годом на 279 килограммов и составил 7007 килограммов.
Производство яиц в хозяйствах всех категорий за 2021 год составило 44, 9 млрд. штук, то есть на уровне 2020 года. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях (кроме субъектов малого предпринимательства) по сравнению с 2020 годом снизилась на 4 яйца и составила 308 штук.
В себестоимости производства продукции животноводства корма занимают более 70 процентов. В 2021 году произведено более 32, 1 млн. тонн кормов, по оценке Минсельхоза России, в текущем году производство кормов составит порядка 33 млн. тонн, производство премиксов - 505, 2 тыс. тонн. На сегодняшний день в Российской Федерации производится две кормовые аминокислоты такие, как лизин и метионин. В 2022 году, по оценке производителей, производство лизина составит 67 процентов от потребности, метионина - 47 процентов. Недостающая потребность в аминокислотах и витаминах, в особенности которые не производятся на территории Российской Федерации, обеспечивается за счет ввоза импортного сырья.
В рамках Федеральной научно-технической программы постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. № 1489 "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы" утверждена подпрограмма "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных", разработанная Минсельхозом России совместно с Минобрнауки России, Минпромторгом России и Российской академией наук и позволяющая перейти к увеличению объемов производства высококачественных кормов (в том числе концентрированных и объемистых) , белково-витаминно-минеральных концентратов и премиксов для животных.
В настоящее время на территории России сформирована племенная база генетических ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем производство мяса птицы (бройлеров) в России осуществляется за счет использования собственного инкубационного яйца, а также импортируемого финального гибрида (доля использования которого имеет тенденцию снижения) . Поставщиками же генетического материала являются 2 ведущие транснациональные компании, которые сопровождают технологии выращивания и содержания поставляемой птицы.
В настоящее время активно ведется работа по расширению использования отечественного кросса "Смена 9" (доля рынка в России - около 1, 7 процента) .
Производство пищевого яйца осуществляется с использованием птицы 9 кроссов, из которых 2 являются отечественной селекции (имеются в полном комплекте) и 6 зарубежной селекции (с разным объемом поголовья исходных, прародительских и родительских форм) .
Птицефабрики обеспечены в полном объеме инкубационным яйцом финального гибрида, произведенным в России. С регионами, на территории которых сконцентрирована селекционная яичная птица, ведется работа в части усиления государственной поддержки соответствующих репродукторов.
В молочном скотоводстве ежегодный импорт - 35 - 50 тыс. голов (93 процента - голштинская порода, для комплектования производственных мощностей в рамках инвестпроектов) .
Сохранение потребности ввоза нетелей голштинской породы связано с отсутствием необходимого объема поголовья, полученного на территории страны из-за низкого показателя воспроизводства животных (выход телят - 79, 5 голов) , а также короткого периода их производственного использования (2, 17 отела) .
Для воспроизводства молочного скота осуществляется производство семени быков-производителей внутри страны (7, 3 млн. доз) и его поставка из-за рубежа (4, 8 млн. доз, 99 процентов голштинской породы) .
В Российской Федерации осуществляют деятельность 118 производителей лекарственных средств для ветеринарного применения, зарегистрировано 2143 лекарственных препарата для ветеринарного применения, из них препаратов отечественного производства - 1261 (59 процентов) .
За 2021 год на территорию Российской Федерации импортировано 211 наименований вакцин, всего в натуральном выражении - 16, 7 млрд. доз.
Импорт фармацевтических препаратов в 2021 году в натуральном выражении составил 226, 17 млн. единиц.
Объем производства отечественных лекарственных препаратов:
вакцины - 13, 95 млрд. доз;
фармацевтические препараты - 172, 66 млн. единиц.
Следует отметить, что в отношении наиболее востребованных номенклатурных позиций зарубежного производства имеются отечественные аналоги.
Для оперативного обмена информацией о потребностях в лекарственных средствах и их фактического наличия Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию принято решение о создании рабочей группы из производителей, импортеров и дистрибьюторов лекарственных средств и животноводческих организаций.
В конце текущего года отечественные производители лекарственных средств прогнозируют наличие проблем с логистикой при поставках сырья и оборудования из Китая. Также отмечено наличие проблем с упаковочными материалами.
Также существует проблема общего характера, связанная с сокращением доступности оборотных заемных средств в связи с увеличением ключевой ставки Банка России.
Индекс производ