ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 сентября 2022 г. № 2567-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 3309-р, от 07.02.2025 № 253-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 48, ст. 6905) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 16, ст. 2668) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 г. № 1152-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 20, ст. 3347) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 8 сентября 2022 г. № 2567-р
СТРАТЕГИЯ развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 3309-р, от 07.02.2025 № 253-р)
I. Общие положения
Целью разработки и реализации Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) является обеспечение долгосрочного и перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации (далее - агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы) , импортозамещения критически важных видов продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной безопасности, развития новых направлений экспорта, эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения, в том числе вовлечения их в оборот, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также цифровой трансформации с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков.
В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы демонстрируют уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на состояние продовольственной безопасности и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.
В свете глобальных экономических тенденций, связанных с последствиями распространения в 2020 - 2021 годах новой коронавирусной инфекции, а также усилившегося с 2022 года внешнего геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства и прежде всего на повышении экономической эффективности производства.
В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых) , опираясь на основные цели экономического роста, которыми являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны.
Ввиду этого возникает необходимость разработки документа долгосрочного планирования в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, учитывающего текущую ситуацию и тенденции развития современной экономики, которым является Стратегия. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы являются одними из крупнейших базовых отраслей российской экономики, составляя важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.
В рамках Стратегии предусмотрены следующие варианты развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов:
базовый вариант, который предполагает к 2030 году рост объемов производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов и экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1, 5 раза по сравнению с уровнем 2021 года;
консервативный вариант, который подразумевает среднегодовой рост объемов производства продукции агропромышленного комплекса на уровне 1, 5 процента при реализации текущих программ Минсельхоза России;
целевой вариант в отношении показателей "Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" и "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах", которые содержатся в государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - государственная программа развития сельских территорий) .
(Дополнение текстом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
Развитие агропромышленного комплекса при этом обеспечивается в первую очередь на сельских территориях, являющихся ключевым ресурсом Российской Федерации, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны. Ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых городов и сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны, установлены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, определяет основы построения равновесного каркаса расселения, опирающегося на сельские поселения, поселки городского типа, малые города.
В связи с этим разрабатываемая Стратегия с учетом ее основных целевых показателей должна быть связана с другими документами стратегического планирования, в том числе Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р, актуализированной исходя из текущих условий.
Правовую основу Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации;
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Абзац; (Исключен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина продовольственной безопасности) ;
Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации"; (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ о национальных целях) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства) ;
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" (далее - Федеральная научно-техническая программа) ;
государственная программа развития сельских территорий; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (далее - Госпрограмма вовлечения в оборот земель) ;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р (далее - Стратегия пространственного развития) ;
Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности) ;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р;
стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2023 г. № 3309-р; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.
В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях:
комфортная и безопасная среда для жизни (национальная цель № 3) ;
устойчивая и динамичная экономика (национальная цель № 5) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
технологическое лидерство (национальная цель № 6) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы (национальная цель № 7) . (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
В Стратегии представлена декомпозиция указанных национальных целей в цели агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации, а также определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2020 год.
II. Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
(Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.02.2025 № 253-р)
С 2010 года осуществляется прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных производственных объектов, с внедрением на них современной техники и оборудования. Кроме того, Российская Федерация входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве.
За последние 10 лет производство сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации выросло более чем на 30 процентов, продуктов питания - на 25 процентов, что позволило обеспечить продовольственную самообеспеченность Российской Федерации и нарастить экспорт. По основным группам продовольствия внутренний рынок полностью обеспечен продовольствием собственного производства, а по отдельным позициям (например по зерну и подсолнечному маслу) спрос обеспечен с избытком, в связи с чем возник очень высокий экспортный потенциал Российской Федерации.
С 2020 года Российская Федерация является нетто-экспортером продукции агропромышленного комплекса.
По данным Росстата, индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2022 и 2023 годах составил 111, 3 процента и 100, 2 процента соответственно.
Урожай зерновых в 2023 году стал вторым по объему в новой истории Российской Федерации после рекордного урожая 2022 года. По данным Росстата, в 2023 году (без учета новых субъектов Российской Федерации) валовой сбор зерна в весе после доработки составил 145 млн. тонн, что ниже уровня 2022 года на 8 процентов (157, 6 млн. тонн) , валовой сбор масличных культур составил рекордные 29, 9 млн. тонн, что больше его производства в 2022 году на 2, 7 процента (29, 1 млн. тонн) .
Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий в 2023 году составил 20, 2 млн. тонн (в 2022 году - 18, 8 млн. тонн) , овощей - 13, 8 млн. тонн (в 2022 году - 13, 6 млн. тонн) , из них в защищенном грунте произведено 2, 2 млн. тонн (в 2022 году - 2, 3 млн. тонн) , плодов и ягод - 4, 2 млн. тонн (в 2022 году - 4, 2 млн. тонн) .
В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей валовой сбор картофеля в 2023 году составил рекордные за последние 30 лет 8, 6 млн. тонн (в 2022 году - 7, 3 млн. тонн) , овощей - рекордные 7, 5 млн. тонн (в 2022 году - 7, 3 млн. тонн) , в том числе овощей защищенного грунта - 1, 6 млн. тонн (в 2022 году - 1, 6 млн. тонн) , плодов и ягод - рекордные за всю историю 1, 9 млн. тонн (в 2022 году - 1, 7 млн. тонн) .
Кроме того, по данным органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, в 2023 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели рекордные 5, 271 млн. тонн в действующем веществе минеральных удобрений, что на 25, 8 тыс. тонн в действующем веществе больше, чем в 2022 году (5, 245 млн. тонн в действующем веществе) .
В животноводстве, по данным Росстата, в 2023 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 16, 5 млн. тонн, что на 2, 2 процента (+350 тыс. тонн) больше уровня 2022 года, в том числе производство крупного рогатого скота на убой (в живом весе) увеличилось на 2, 4 процента до 2, 9 млн. тонн, свиней - на 4, 9 процента до 6, 1 млн. тонн. Вместе с тем производство овец и коз на убой (в живом весе) снизилось на 1, 3 процента до 443, 9 тыс. тонн, а производство птицы сохранилось на уровне предыдущего года и составило 7 млн. тонн.
Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2023 году увеличилось на 2, 5 процента (+826, 9 тыс. тонн) к уровню 2022 года.
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях вырос по сравнению с 2022 годом на 471 кг (+6, 3 процента) и составил 7911 кг.
Производство яиц в хозяйствах всех категорий в 2023 году составило 46, 7 млрд. штук, что на 1, 2 процента (+553, 7 млн. штук) больше уровня 2022 года. В частности, в сельскохозяйственных организациях производство яиц увеличилось на 2 процента до 38, 5 млрд. штук. В крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, производство яиц увеличилось на 0, 2 процента до 596, 8 млн. штук, в хозяйствах населения - снизилось на 2, 4 процента до 7, 6 млрд. штук. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях (кроме субъектов малого предпринимательства) в 2023 году составила 313 штук против 314 штук в 2022 году.
В себестоимости производства продукции животноводства корма занимают более 70 процентов. В 2023 году произведено 35175, 3 тыс. тонн комбикормов, что на 2, 3 процента (+805, 9 тыс. тонн) выше уровня 2022 года, премиксов - 559, 9 тыс. тонн, что на 6, 9 процента (+36, 2 тыс. тонн) выше уровня 2022 года. На сегодняшний день в Российской Федерации производится 2 кормовые аминокислоты, такие как лизин и метионин. По итогам 2023 года (по данным заводов-производителей) доля отечественного производства кормового лизина составила 57, 8 процента потребности, метионина - 52, 5 процента. Недостающая потребность в аминокислотах и витаминах, особенно в тех, которые не производятся на территории Российской Федерации, обеспечивается за счет ввоза импортного сырья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2023 г. № 1614 "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" утверждена новая редакция Федеральной научно-технической программы, в рамках которой в том числе изменены целевые показатели (индикаторы) действующей подпрограммы "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных".
Основной задачей указанной подпрограммы является обеспечение внутренней потребности Российской Федерации в кормах и кормовых добавках, произведенных по новым (улучшенным) отечественным технологиям.
В настоящее время на территории Российской Федерации сформирована племенная база генетических ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем производство мяса птицы (бройлеров) в Российской Федерации осуществляется за счет использования собственного инкубационного яйца, а также импортируемого финального гибрида (доля использования которого имеет тенденцию снижения) . Поставщиками генетического материала являются 2 ведущие транснациональные компании, которые сопровождают технологии выращивания и содержания поставляемой птицы.
В настоящее время активно ведется работа по расширению использования отечественного кросса "Смена 9" (доля рынка в Российской Федерации - около 1, 7 процента) .
Производство пищевого яйца осуществляется с использованием птицы 9 кроссов, из которых 2 - отечественной селекции (имеются в полном комплекте) и 6 - зарубежной селекции (с разны