Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2022 г. № 1288
МОСКВА
Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 16 июля 2022 г. № 1288
СПИСОК оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль
№позиции | Наименование* | КодТН ВЭД ЕАЭС* |
Категория I | ||
Раздел 1. Законченные средства доставки | ||
1.1. | Оборудование, сборочные единицыи комплектующие | |
1.1.1. | Ракеты (включая баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты) , способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км | 8802 60;9306 90 |
1.1.2. | Атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты) , способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кгна дальность не менее 300 км | 8806 29 002 1;8806 29 002 2;8806 29 002 3;8806 29 002 5;8806 29 002 9;8806 99 002 1;8806 99 002 2;8806 99 002 3;8806 99 002 5;8806 99 002 9;9306 90 |
1.2. | Испытательное и производственное оборудование | |
1.2.1. | Производственные мощности, специально разработанные для средств доставки, указанныхв позиции 1.1 | |
1.3. | Материалы - нет | |
1.4. | Программное обеспечение | |
1.4.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции 1.2 | |
1.4.2. | Программное обеспечение для координации функционирования более чем одной системы, специально разработанное или модифицированное для средств доставки, указанных в позиции 1.1 | |
Примечание. Для беспилотных летательных аппаратов, указанных в позиции 1.1.2, переоборудованных из пилотируемых самолетов, позиция 1.4.2 включает также следующее программное обеспечение: 1. Специально разработанное или модифицированное для интегрирования оборудования, преобразующего пилотируемый самолет в беспилотный летательный аппарат, с функциональными системами самолета. 2. Специально разработанное или модифицированное для эксплуатации пилотируемого самолета в качествебеспилотного летательного аппарата. | ||
1.5. | Технология | |
1.5.1. | Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позициях 1.1, 1.2 или 1.4 | |
Раздел 2. Законченные системы, используемыедля законченных средств доставки | ||
2.1. | Оборудование, сборочные единицы и комплектующие | |
2.1.1. | Законченные системы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1: | |
2.1.1.1. | Отдельные ступени ракет, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 | 8807 90 000 3;9306 90 |
2.1.1.2. | Возвращаемые аппараты и приведенное ниже разработанное или модифицированное для них оборудование, используемое в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая оборудование возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения: | 8807 90 000 9;9306 90 |
2.1.1.2.1. | Теплозащита и ее элементы, изготовленные из керамических или абляционных материалов; | 8807 90 000 3;8807 90 000 9;9306 90 |
2.1.1.2.2. | Теплоизоляция и ее элементы, изготовленные из легких, имеющих высокую удельную теплоемкость материалов; | 8807 90 000 3;8807 90 000 9;9306 90 |
2.1.1.2.3. | Электронная аппаратура, специально разработанная для возвращаемых аппаратов | 8541 51 000 0;8541 59 000 0;9014 20;9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
2.1.1.3. | Жидкостные, твердотопливные, гибридные ракетные двигатели и ракетные двигатели на гелеобразном топливе, обеспечивающие в составе двигательных установок средств доставки, указанных в позиции 1.1, полный импульс тяги, равный или более 1, 1x106 Н·с | 8412 10 000 9 |
Примечание. Жидкостные апогейные двигатели и двигатели ориентации, указанные в позиции 2.1.1.3, разработанные или модифицированные для применения в искусственных спутниках Земли (ИСЗ) , могут рассматриваться как относящиеся к категории II, если они имеют тягу в вакууме не более 1 кН и их экспорт в заявленном количестве осуществляется при наличии обязательств о конечном использовании в ИСЗ | ||
2.1.1.4. | Системы наведения, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, обеспечивающие точность доставки полезной нагрузки не более 3, 33 процента от дальности (например, круговое вероятное отклонение (КВО) составляет 10 км или менее при дальности 300 км) , за исключением систем, разработанных для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов | 8541 51 000 0;8541 59 000 0;9014 20;9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
Технические примечания: 1. Аппаратура системы наведения объединяет процесс измерения и вычисления положения и скорости полета летательного аппарата (навигационных параметров) с процессом вычисления и подачи команд в систему управления его полетом для корректировки траектории. 2. КВО является критерием точности попадания. Его значение численно равно радиусу круга с центром в середине цели, если в нем находится 50 процентов точек падения полезных нагрузок (головных частей) | ||
2.1.1.5. | Подсистемы управления вектором тяги, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая те подсистемы, которые разработаны для ракет, дальность и полезная нагрузка которых не превышают параметров, указанных в позиции 1.1 | 8412 90 200 9 |
Техническое примечание. В позицию 2.1.1.5 включены следующие способы управления вектором тяги: а) использование сопла изменяемой геометрии; б) впрыскивание жидкости или вдув вторичного газа (в сопло) ; в) использование поворотного двигателя или сопла; г) использование газовых рулей или насадокдля отклонения струи выхлопных газов; д) использование тяговых триммеров | ||
2.1.1.6. | Механизмы обеспечения безопасности, взведения и подрыва взрывателя боезаряда или боеголовки, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, за исключением механизмов, предназначенных для других средств доставки, не указанных в позиции 1.1 | 8541 51 000 0;8541 59 000 0;8807 90 000 9;9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
Примечание. Оборудование, предусмотренное в исключениях по позициям 2.1.1.2, 2.1.1.4 - 2.1.1.6, может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, а экспортируемое количество не позволяет использовать его в целях, приведенных в указанных позициях | ||
2.2. | Испытательное и производственное оборудование | |
2.2.1. | Производственные мощности, специально разработанные для систем, указанныхв позиции 2.1 | |
2.2.2. | Производственное оборудование, специально разработанное для систем, указанныхв позиции 2.1 | |
2.3. | Материалы - нет | |
2.4. | Программное обеспечение | |
2.4.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции 2.2.1 | |
2.4.2. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования ракетных двигателей, указанныхв позиции 2.1.1.3 и в примечании к ней | |
2.4.3. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования систем наведения, указанныхв позиции 2.1.1.4 | |
Примечание. Позиция 2.4.3 включает программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное с целью улучшения характеристик систем наведения, указанных в позиции 2.1.1.4, для достижения или превышения значения точности доставки полезной нагрузки | ||
2.4.4. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования электронной аппаратуры, указанной в позиции 2.1.1.2.3 | |
2.4.5. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования подсистем, указанныхв позиции 2.1.1.5 | |
2.4.6. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования механизмов, указанныхв позиции 2.1.1.6 | |
Примечание. Программное обеспечение, контролируемое позициями 2.4.2 - 2.4.6, может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, отличных от целей, указанных в этих позициях, и отвечает следующим условиям: 1) программное обеспечение по позиции 2.4.2 - если оно специально разработано или модифицировано для жидкостных апогейных двигателей или двигателей системы ориентации, разработанных или модифицированных для применения в ИСЗ, как указано в примечании к позиции 2.1.1.3; 2) программное обеспечение по позиции 2.4.3 - если оно разработано для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов; 3) программное обеспечение по позиции 2.4.4 - если оно специально разработано или модифицировано для возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения; 4) программное обеспечение по позиции 2.4.5 - если оно разработано для ракет, дальность и полезная нагрузка которых не превышают параметры, указанные в позиции 1.1; 5) программное обеспечение по позиции 2.4.6 - если оно разработано для иных средств доставки, чем указаны в позиции 1.1 | ||
2.5. | Технология | |
2.5.1. | Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позиции 2.1, 2.2 или 2.4 | |
Категория II | ||
Раздел 3. Элементы двигательных установок и оборудование | ||
3.1. | Оборудование, сборочные единицы и комплектующие | |
3.1.1. | Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели: | |
3.1.1.1. | Двигатели, имеющие все следующие характеристики: а) максимальное значение тяги (достигнутое на стендовых испытаниях) более 400 Н, исключая сертифицированные для гражданского применения двигатели с максимальным значением тяги свыше 8890 Н; б) удельный расход топлива не выше 0, 15 кг/Н·ч, измеренный при максимальной продолжительной мощности на уровне моря в статических условиях использования при стандартной атмосфере, принятой Международной организацией гражданской авиации Техническое примечание. В пункте "а" позиции 3.1.1.1 максимальная тяга - максимальное значение тяги, достигнутое по результатам стендовых испытаний двигателя конкретного типа. Значение тяги двигателя, сертифицированного для гражданского применения, будет равно или меньше максимальной тяги | 8411 11 000 |
3.1.1.2. | Двигатели, разработанные или модифицированные для средств доставки, указанных в позиции 1.1 или 19.1.2, независимо от тяги или удельного расхода топлива | 8411 11 000;8412 |
Примечание. Двигатели, указанные в позиции 3.1.1, могут экспортироваться как в составе пилотируемых летательных аппаратов, так и в качестве запасных частей к пилотируемым летательным аппаратам в необходимых для их эксплуатации количествах | ||
3.1.2. | Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, прямоточные воздушно-реактивные двигатели с организацией процесса горения в сверхзвуковом потоке, пульсирующие воздушно-реактивные двигатели и двигатели с комбинированным топливным циклом, включая устройства для регулирования процесса горения, и специально разработанные для них элементы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 или 19.1.2 | 8412 10 000 9 |
Техническое примечание. Для целей позиции 3.1.2 под двигателями с комбинированным топливным циклом (два или более цикла) понимаются газотурбинные (турбореактивные, турбовинтовые, турбовентиляторные и турбовальные) , прямоточные воздушно-реактивные, прямоточные воздушно-реактивные с организацией процесса горения в сверхзвуковом потоке, пульсирующие воздушно-реактивные, импульсные детонирующие, ракетные (жидкостные/твердотопливные и гибридные) двигатели | ||
3.1.3. | Корпуса и сопла ракетных двигателей, элементы изоляции корпусов и сопел, используемых в ракетных двигателях, указанных в позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2 | 8412 90 200 9;9306 90 |
Техническое примечание. Указанные в позиции 3.1.3 элементы изоляции изготовлены из эластомерного листового материала (вулканизованной или подвулканизованной резины) , содержащего теплоизолирующий или огнеупорный наполнитель. Компенсаторы напряжения или манжеты могут в определенных случаях относиться к элементам изоляции | ||
Примечание. Для изоляционных материалов в виде листов или заготовок см. позицию 3.3.2 | ||
3.1.4. | Механизмы стыковки и разделения ступеней, а также отсеки между ступенями, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 Примечание. См. также позицию 11.1.5 Техническое примечание. Механизмы стыковки и разделения, указанные в позиции 3.1.4, могут включать: пиротехнические болты, муфты и скобы; шариковые фиксаторы; кольцевые режущие устройства; гибкие линейные кумулятивные заряды (детонирующие удлиненные заряды) | 9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
3.1.5. | Системы регулирования подачи жидких, суспензированных и гелеобразных топлив (включая окислители) , а также специально разработанные для них элементы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, разработанные или модифицированные для работы в условиях вибрационных перегрузок свыше 10 g (среднеквадратичное значение) в диапазоне частот от 20 Гц до 2 кГц | 8411 82 800 9;8481 10 190 2;8481 80 591 0 |
Примечания: 1. К указанным в позиции 3.1.5 элементам относятся только следующие сервоклапаны, насосы и газовые турбины: а) сервоклапаны, рассчитанные на расход, равный или более 24 л/мин при абсолютном давлении, равном или более 7 МПа, имеющие время срабатывания исполнительного механизма клапана менее 100 мс; б) насосы для жидких компонентов топлива с числом оборотов вала на максимальном рабочем режиме, равным или более 8000 об/мин, или с давлением на выходе, равным или более 7 МПа; в) газовые турбины турбонасосных агрегатов для жидких топлив с числом оборотов вала на максимальном рабочем режиме, равным или более 8000 об/мин. 2. Системы и их элементы, указанныев позиции 3.1.5, могут экспортироваться как составные части ИСЗ | ||
3.1.6. | Специально разработанные компоненты для гибридных ракетных двигателей, указанныхв позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2 | 8412 10 000 9;8412 90 200 9 |
3.1.7. | Радиальные шариковые подшипники качения, имеющие все допуски, установленные в соответствии с классом точности 2 или лучше по международному стандарту ISO 492 или его национальному эквиваленту, и все следующие характеристики: а) внутренний диаметр - от 12 до 50 мм; б) внешний диаметр - от 25 до 100 мм; в) ширина - от 10 до 20 мм | 8482 10 100 9;8482 10 900 |
3.1.8. | Баки, специально разработанные для жидких или гелеобразных топлив, контролируемых по разделу 4, или других жидких или гелеобразных топлив и используемые в системах, указанныхв позиции 1.1.1 | 8807 90 000 9 |
3.1.9. | Турбовинтовые двигатели, за исключением сертифицированных для гражданского применения двигателей, специально разработанные для средств доставки, указанных в позиции 1.1.2 или 19.1.2, и имеющие максимальную мощность более 10 кВт (измеренную на уровне моря в статических условиях использования при стандартной атмосфере, принятой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) ) , а также специально разработанные для них элементы | 8411 21 000 9;8411 22 |
Техническое примечание. Для целей позиции 3.1.9 турбовинтовой двигатель включает: а) турбовальный двигатель; и б) систему механической передачи энергии воздушному винту | ||
3.1.10. | Камеры сгорания и сопла жидкостных ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2 | 8412 90 200 9 |
3.2. | Испытательное и производственное оборудование | |
3.2.1. | Производственные мощности, специально разработанные для оборудования или материалов, указанных в позициях 3.1.1 - 3.1.6, 3.1.8 - 3.1.10 или 3.3 | |
3.2.2. | Производственное оборудование, специально разработанное для оборудования или материалов, указанных в позициях 3.1.1 - 3.1.6, 3.1.8 - 3.1.10 или 3.3 | |
3.2.3. | Координатные обкатные станки, которые в соответствии с техническими условиями производителя могут оснащаться числовыми программными устройствами или компьютером (даже в том случае, если они не |