Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2022 г. № 1288
МОСКВА
Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162)
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 16 июля 2022 г. № 1288
СПИСОК оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162)
№позиции | Наименование* | КодТН ВЭД ЕАЭС* |
Категория I | ||
Раздел 1. Законченные средства доставки | ||
1.1. | Оборудование, сборочные единицыи комплектующие | |
1.1.1. | Ракеты (включая баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты) , способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км | 8802 60;9306 90 |
1.1.2. | Атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты) , способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кгна дальность не менее 300 км | 8806 29 002 1;8806 29 002 2;8806 29 002 3;8806 29 002 5;8806 29 002 9;8806 99 002 1;8806 99 002 2;8806 99 002 3;8806 99 002 5;8806 99 002 9;9306 90 |
1.2. | Испытательное и производственное оборудование | |
1.2.1. | Производственные мощности, специально разработанные для средств доставки, указанныхв позиции 1.1 | |
1.3. | Материалы - нет | |
1.4. | Программное обеспечение | |
1.4.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции 1.2 | |
1.4.2. | Программное обеспечение для координации функционирования более чем одной системы, специально разработанное или модифицированное для средств доставки, указанных в позиции 1.1 | |
Примечание. Для беспилотных летательных аппаратов, указанных в позиции 1.1.2, переоборудованных из пилотируемых самолетов, позиция 1.4.2 включает также следующее программное обеспечение: 1. Специально разработанное или модифицированное для интегрирования оборудования, преобразующего пилотируемый самолет в беспилотный летательный аппарат, с функциональными системами самолета. 2. Специально разработанное или модифицированное для эксплуатации пилотируемого самолета в качествебеспилотного летательного аппарата. | ||
1.5. | Технология | |
1.5.1. | Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позициях 1.1, 1.2 или 1.4 | |
Раздел 2. Законченные системы, используемыедля законченных средств доставки | ||
2.1. | Оборудование, сборочные единицы и комплектующие | |
2.1.1. | Законченные системы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1: | |
2.1.1.1. | Отдельные ступени ракет, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 | 8807 90 000 3;9306 90 |
2.1.1.2. | Возвращаемые аппараты и приведенное ниже разработанное или модифицированное для них оборудование, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая оборудование возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения: | 8807 90 000 9;9306 90 |
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
2.1.1.2.1. | Теплозащита и ее элементы, изготовленные из керамических или абляционных материалов; | 8807 90 000 3;8807 90 000 9;9306 90 |
2.1.1.2.2. | Теплоизоляция и ее элементы, изготовленные из легких, имеющих высокую удельную теплоемкость материалов; | 8807 90 000 3;8807 90 000 9;9306 90 |
2.1.1.2.3. | Электронная аппаратура, специально разработанная для возвращаемых аппаратов | 8541 51 000 0;8541 59 000 0;9014 20;9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
2.1.1.3. | Жидкостные, твердотопливные, гибридные ракетные двигатели и ракетные двигатели на гелеобразном топливе, обеспечивающие в составе двигательных установок средств доставки, указанных в позиции 1.1, полный импульс тяги, равный или более 1, 1x106 Н·с | 8412 10 000 9 |
Примечание. Жидкостные апогейные двигатели и двигатели ориентации, указанные в позиции 2.1.1.3, разработанные или модифицированные для применения в искусственных спутниках Земли (ИСЗ) , могут рассматриваться как относящиеся к категории II, если они имеют тягу в вакууме не более 1 кН и их экспорт в заявленном количестве осуществляется при наличии обязательств о конечном использовании в ИСЗ | ||
2.1.1.4. | Системы наведения, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, обеспечивающие точность доставки полезной нагрузки не более 3, 33 процента от дальности (например, круговое вероятное отклонение (КВО) составляет 10 км или менее при дальности 300 км) , за исключением систем, разработанных для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов | 8541 51 000 0;8541 59 000 0;9014 20;9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
Технические примечания: 1. Аппаратура системы наведения объединяет процесс измерения и вычисления положения и скорости полета летательного аппарата (навигационных параметров) с процессом вычисления и подачи команд в систему управления его полетом для корректировки траектории. 2. Круговое вероятное отклонение (КВО) или круг равной вероятности является критерием точности попадания. Его значение численно равно радиусу круга, очерченного вокруг цели, в котором предположительно должно находиться 50 процентов точек падения полезных нагрузок (головных частей) | ||
(Технические примечания в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
2.1.1.5. | Подсистемы управления вектором тяги, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая те подсистемы, которые разработаны не для ракет, определенных в позиции 1.1 | 8412 90 200 9 |
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
Техническое примечание. В позицию 2.1.1.5 включены следующие способы управления вектором тяги: а) использование сопла изменяемой геометрии; б) впрыскивание жидкости или вдув вторичного газа (в сопло) ; в) использование поворотного двигателя или сопла; г) использование газовых рулей или насадокдля отклонения струи выхлопных газов; д) использование тяговых триммеров | ||
2.1.1.6. | Механизмы обеспечения безопасности, взведения и подрыва взрывателя боезаряда или боеголовки, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, за исключением механизмов, предназначенных для других средств доставки, не указанных в позиции 1.1 | 8541 51 000 0;8541 59 000 0;8807 90 000 9;9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
Примечание. Оборудование, предусмотренное в исключениях по позициям 2.1.1.2, 2.1.1.4 - 2.1.1.6, может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, а экспортируемое количество не позволяет использовать его в целях, приведенных в указанных позициях | ||
2.2. | Испытательное и производственное оборудование | |
2.2.1. | Производственные мощности, специально разработанные для систем, указанныхв позиции 2.1 | |
2.2.2. | Производственное оборудование, специально разработанное для систем, указанныхв позиции 2.1 | |
2.3. | Материалы - нет | |
2.4. | Программное обеспечение | |
2.4.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции 2.2.1 | |
2.4.2. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования ракетных двигателей, указанныхв позиции 2.1.1.3 и в примечании к ней | |
2.4.3. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования систем наведения, указанныхв позиции 2.1.1.4 | |
Примечание. Позиция 2.4.3 включает программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное с целью улучшения характеристик систем наведения, указанных в позиции 2.1.1.4, для достижения или превышения значения точности доставки полезной нагрузки | ||
2.4.4. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования электронной аппаратуры, указанной в позиции 2.1.1.2.3 | |
2.4.5. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования подсистем, указанныхв позиции 2.1.1.5 | |
2.4.6. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования механизмов, указанныхв позиции 2.1.1.6 | |
Примечание. Программное обеспечение, контролируемое позициями 2.4.2 - 2.4.6, может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, отличных от целей, указанных в этих позициях, и отвечает следующим условиям: 1) программное обеспечение по позиции 2.4.2 - если оно специально разработано или модифицировано для жидкостных апогейных двигателей или двигателей системы ориентации, разработанных или модифицированных для применения в ИСЗ, как указано в примечании к позиции 2.1.1.3; 2) программное обеспечение по позиции 2.4.3 - если оно разработано для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов; 3) программное обеспечение по позиции 2.4.4 - если оно специально разработано или модифицировано для возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения; 4) программное обеспечение по позиции 2.4.5 - если оно разработано не для ракет, определенных в позиции 1.1; 5) программное обеспечение по позиции 2.4.6 - если оно разработано для иных средств доставки, чем указаны в позиции 1.1 | ||
(Примечание в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
2.5. | Технология | |
2.5.1. | Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позиции 2.1, 2.2 или 2.4 | |
Категория II | ||
Раздел 3. Элементы двигательных установок и оборудование | ||
3.1. | Оборудование, сборочные единицы и комплектующие | |
3.1.1. | Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели: | |
3.1.1.1. | Двигатели, имеющие все следующие характеристики: а) максимальное значение тяги более 400 Н, исключая сертифицированныедля гражданского применения двигателис максимальным значением тягисвыше 8890 Н; и б) удельный расход топливане выше 0, 15 кг/Н·ч; и в) сухой вес менее 750 кг; и г) диаметр ротора 1-й ступени менее 1 м | 8411 11 000 9;8411 12 100 9 |
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
Технические примечания: 1. Максимальное значение тяги - максимальная тяга, продемонстрированная производителем для конкретного типа двигателей на стендовых испытаниях в статических условиях на уровне моря при стандартной атмосфере Международной организации гражданской авиации (ИКАО) . Значение тяги двигателей, сертифицированных для гражданского применения, будет равно или меньше максимальной тяги, продемонстрированной производителем для данного типа двигателей на стендовых испытаниях. 2. Удельный расход топлива определяется для конкретного типа двигателей при максимальной непрерывной тяге при проведении стендовых испытаний в стационарных условиях на уровне моря и приводится к стандартной атмосфере ИКАО. 3. Сухой вес - вес двигателя без жидкостей (топливо, гидравлическая жидкость, маслои т.д.) , не включающий гондолу(силовой каркас) . 4. Диаметр ротора 1-й ступени - диаметр вентилятора или компрессора 1-й ступени двигателя, измеренный по внешним кромкам концов лопаток | ||
(Технические примечания в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
3.1.1.2. | Двигатели, разработанные или модифицированные для средств доставки, указанных в позиции 1.1 или 19.1.2, независимо от тяги, удельного расхода топлива, сухого веса или диаметра ротора 1-й ступени | 8411 11 000;8412 |
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
Примечание. Двигатели, указанные в позиции 3.1.1, могут экспортироваться как в составе пилотируемых летательных аппаратов, так и в качестве запасных частей к пилотируемым летательным аппаратам в необходимых для их эксплуатации количествах | ||
3.1.2. | Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, прямоточные воздушно-реактивные двигатели с организацией процесса горения в сверхзвуковом потоке, пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, детонационные двигатели и двигатели с комбинированным топливным циклом, включая устройства для регулирования процесса горения, и специально разработанные для них элементы, используемые в средствах доставки, указанныхв позиции 1.1 или 19.1.2 | 8412 10 000 9 |
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
Технические примечания: 1. Двигатели с комбинированным топливным циклом, указанные в позиции 3.1.2, совмещают 2 или более цикла следующих типов двигателей: газотурбинные (турбореактивные, турбовинтовые, турбовентиляторные и турбовальные) , прямоточные воздушно-реактивные, прямоточные воздушно-реактивные с организацией горения в сверхзвуковом потоке, пульсирующие воздушно-реактивные, детонационные или ракетные (жидкостные, на гелеобразном топливе, твердотопливные и гибридные) . 2. Детонационные двигатели, указанныев позиции 3.1.2, - двигатели, использующие детонационное горение топлива для повышения эффективного давления внутри камеры сгорания.К таким двигателям относятся, например, импульсные (пульсирующие) детонационные двигатели, вращающиеся детонационные двигатели или двигатели с непрерывной волной детонации | ||
(Технические примечания в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
3.1.3. | Корпуса, сопла, элементы изоляции корпусов и сопел твердотопливных или гибридных ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2 | 8412 90 200 9;9306 90 |
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
Техническое примечание. Указанные в позиции 3.1.3 элементы изоляции изготовлены из эластомерного листового материала (вулканизованной или подвулканизованной резины) , содержащего теплоизолирующий или огнеупорный наполнитель. Компенсаторы напряжения или манжеты могут в определенных случаях относиться к элементам изоляции | ||
Примечание. Для изоляционных материалов в виде листов или заготовок см. позицию 3.3.2 | ||
3.1.4. | Механизмы стыковки и разделения ступеней, а также отсеки между ступенями, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 Примечание. Для отрывных и межступенных электрических соединителей, специально разработанных для средств доставки, определенных в позиции 1.1.1 или 19.1.1, см. позицию 11.1.5 | 9306 90 100 1;9306 90 100 9;9306 90 900 0 |
(Примечание в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2024 № 1162) | ||
Техническое примечание. Механизмы стыковки и разделения, указанные в позиции 3.1.4, могут включать: пиротехнические болты, муфты и скобы; шариковые фиксаторы; кольцевые режущие устройства; гибкие линейные кумулятивные заряды (детонирующие удлиненные заряды) | ||
3.1.5. | Системы регулирования подачи жидких, суспензированных и гелеобразных топлив (включая окислители) , а также специально разработанные для них элементы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, разработанные или модифицированные для работы в условиях вибрационных перегрузок свыше 10 g (среднеквадратичное значение) в диапазоне частот от 20 Гц до 2 кГц | 8411 82 800 9;8481 10 190 2;8481 80 591 0 |
Примечания: 1. К указанным в позиции 3.1.5 элементам относятся только следующие сервоклапаны, насосы и газовые турбины: а) сервоклапаны, рассчитанные на расход, равный или более 24 л/мин при абсолютном давлении, равном или более 7 МПа, имеющие время срабатывания исполнительного механизма клапана менее 100 мс; б) насосы для жидких компонентов топлив |