ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2022 г. № 1693-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р, от 22.08.2023 № 2259-р, от 04.05.2024 № 1102-р)
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - Программа) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Программы при разработке и реализации программных и плановых документов, а также при принятии в пределах своей компетенции решений о регулировании деятельности авиационной отрасли Российской Федерации, мерах ее поддержки и мерах, направленных на обеспечение безопасности воздушных перевозок. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Программы при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
4. Минпромторгу России привести в соответствие с настоящей Программой целевые программы и иные документы в сфере авиастроительной отрасли Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения, а также скоординировать последующую актуализацию указанных документов с внесением изменений в Программу.
5. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и в целях реализации Программы утвердить перечень мероприятий на период 2022 - 2023 годов, направленных на поддержку развития авиационной отрасли Российской Федерации и обеспечение авиационной подвижности населения, в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2022 г. № 1693-р
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года
(Наименование в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р, от 22.08.2023 № 2259-р, от 04.05.2024 № 1102-р)
I. Общие положения
Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Программа является документом отраслевого планирования, синхронизированным с иными программными документами Российской Федерации, направленным на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для устойчивого развития авиационной отрасли Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Программа является одним из инструментов реализации государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года. (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Программа является документом, определяющим подходы Российской Федерации к развитию авиационной отрасли Российской Федерации, и ее положения учитываются при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации (их подпрограмм) , государственных программ субъектов Российской Федерации (их подпрограмм) , стратегических документов и программ развития организаций авиационной отрасли Российской Федерации, в том числе промышленных, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документах стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие авиационной отрасли Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Финансовое обеспечение мероприятий Программы предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации с учетом мероприятий, предусмотренных планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 г. на заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, и иных документов.
Программа разработана в соответствии:
с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 апреля 2022 г. № Пр-712;
с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;
со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
с Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 758 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года"; (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
с положениями государственных программ по видам экономической деятельности.
Цели реализации Программы:
обеспечение авиационной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
поддержание необходимого уровня безопасности полетов;
обеспечение технологического суверенитета в авиационной отрасли Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Задачи разработки Программы:
оценка прогнозных показателей деятельности авиационной отрасли Российской Федерации, в том числе перспективных объемов перевозок пассажиров воздушным транспортом, оптимальной маршрутной сети; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
синхронизация прогнозных показателей деятельности авиационной отрасли Российской Федерации с показателями отрасли авиационной промышленности, в том числе в целях: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
определения количества воздушных судов, которое требуется российским авиационным компаниям с учетом необходимости обновления и пополнения парка;
формирования оптимальных номенклатуры, объемов и сроков поставок воздушных судов отечественного производства с учетом реализации в возможно короткий срок программ импортозамещения;
формирования графиков производства отечественных комплектующих (в том числе двигателей, агрегатов, приборов и шин) , обеспечивающих их поставки;
организации полного цикла технического обслуживания и ремонта воздушных судов силами отечественных предприятий с учетом их обязательств по осуществлению поставок воздушных судов, комплектующих и запасных частей к ним;
стабилизации численности профессионального кадрового авиационного персонала предприятий отрасли на достаточном уровне;
сокращения негативных последствий от введенных отдельными недружественными государствами ограничительных мер в отношении отечественной авиационной отрасли Российской Федерации, включающих поставки, обслуживание и лизинг воздушных судов иностранного производства и компонентов, а также закрытие воздушного пространства для пролета российских воздушных судов. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Программа предполагает сохранение конкурентного рынка авиационных перевозок в Российской Федерации, в рамках которого осуществляется рыночное и техническое регулирование в целях обеспечения устойчивого развития экономики и защиты национальных интересов Российской Федерации.
II. Оценка текущей ситуации в авиационной отрасли Российской Федерации
(Наименование в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Обзор отрасли авиационных перевозок в Российской Федерации
Авиационные компании Российской Федерации перевезли за 2021 год 111 млн. пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23, 5 млн. пассажиров и на внутренних воздушных линиях 87, 5 млн. пассажиров, и 1476912, 26 тонны грузов. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
На внутренних воздушных линиях в 2021 году обслуживалось около 4340 маршрутов, из них около 480 маршрутов обеспечили более 95 процентов всего пассажиропотока на внутренних воздушных линиях. Авиационные перевозки пассажиров осуществлялись через 260 аэропортов и посадочных площадок.
В Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на начало 2022 года включено 236 аэродромов, 91 аэропорт отнесен к аэропортам федерального значения и 79 имеют статус международного аэропорта. Кроме того, в стране существует более 2400 посадочных площадок, часть из которых эксплуатируется в интересах регулярного местного и регионального авиационного сообщения. В перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, включены 110 авиационных компаний.
Российский авиационный рынок характеризуется высокой концентрацией авиационных перевозок - группа компаний "Аэрофлот - российские авиалинии" (включая дочерние авиационные компании) в 2021 году выполнила 43, 6 процента общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях (в 2020 году - 41, 2 процента) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
При этом крупнейшие российские авиаперевозчики (группа компаний "Аэрофлот - российские авиалинии", закрытое акционерное общество "Группа компаний С 7", публичное акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" и открытое акционерное общество Авиакомпания "Уральские авиалинии") выполняют около 69, 6 процента общего пассажирооборота на внутренних воздушных линиях и международных воздушных линиях. Доля 15 ведущих авиационных компаний в общем пассажирообороте достигла по итогам 2021 года около 95, 5 процента, 35 крупнейших пассажирских авиационных компаний Российской Федерации в целом занимают 99, 9 процента рынка пассажирских воздушных перевозок.
Развитие гражданской авиации в значительной мере зависит от динамики макроэкономических характеристик экономики страны. В то же время высокотехнологичная авиационная отрасль Российской Федерации и ее базовые звенья (авиационные компании, аэропорты, организации аэронавигационного обслуживания, технического обслуживания и ремонта) , организации - поставщики товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, иные отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, формируют высокий прямой, косвенный и кумулятивный эффекты. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Состояние парка воздушных судов авиационной отрасли Российской Федерации
(Наименование в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Состав парка самолетов российских авиационных компаний для коммерческих перевозок в апреле 2022 г. насчитывал 1287 воздушных судов, их них пассажирских - 1101 единица, грузовых - 84 единицы, бизнес-джетов - 42 единицы, а также 60 воздушных судов, которые фактически не участвуют в коммерческих перевозках (в том числе эксплуатируются в федеральном государственном бюджетном учреждении "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации, федеральном государственном бюджетном учреждении "Государственная авиакомпания "223 летный отряд" Министерства обороны Российской Федерации и федеральном государственном бюджетном учреждении "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и акционерном обществом "Производственное объединение "Космос") .
Прогнозная динамика и потребность парка воздушных судов российских авиационных компаний в разбивке по группам и типам приведены в приложении № 1.
Доля воздушных судов иностранного производства в действующем парке пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок в апреле 2022 г. составила 67, 1 процента, на них приходится около 95 процентов пассажирооборота.
По состоянию на апрель 2022 г. в эксплуатации российских авиационных компаний находилось 1160 пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок. В составе воздушных судов парка российских авиационных компаний около 700 самолетов получены в лизинг от иностранных лизингодателей и соответственно до марта 2022 г. были зарегистрированы в иностранных реестрах воздушных судов. К апрелю 2022 г. практически весь этот парк воздушных судов перерегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Средний возраст пассажирских воздушных судов авиационных компаний, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, составляет 14, 6 года, из них магистральных пассажирских самолетов - около 11 лет, региональных пассажирских самолетов - 31 год, в том числе по наиболее массовым типам воздушных судов А321neo, А320neо - 2 года, А321, А320 - 11 лет, А319 - 17 лет, А330 - 12 лет, B737-800, В737-900 - 10 лет, B737-700, В737-500, В737-400, В737-300 - 22 года, B777-300 - 12 лет, "Сухой Суперджет 100" - 4, 3 года, Як-42 - 28 лет, Ан-24, Ан-26 - 48 лет.
Таким образом, доля эксплуатируемых российскими авиационными компаниями воздушных судов, произведенных в Российской Федерации или в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик, составляет 32, 9 процента.
Предпосылки к разработке Программы
В феврале - марте 2022 г. авиационная отрасль Российской Федерации столкнулась с геополитическими вызовами и введением в отношении ее санкционных мер, которые можно условно сгруппировать по следующим видам: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
закрытие воздушного пространства;
запрет на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, комплектующих и систем;
запрет на продажу самолетов и вертолетов, распространяющийся также на ранее заключенные сделки лизинга;
запрет на поставку комплектующих, компонентов, систем, а также технологического оборудования для производимых и разрабатываемых отечественных воздушных судов;
запрет на обновление аэронавигационных баз данных;
запрет на финансовые операции, включая страхование и перестрахование.
Кроме того, отдельные организации авиационной отрасли Российской Федерации и отрасли авиационной промышленности попали под так называемые блокирующие санкции, в связи с чем им был закрыт прямой доступ к внешним рынкам товаров и услуг. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
Введенные ограничения создают следующие вызовы для авиационной отрасли Российской Федерации: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
перспектива потери численного состава современного парка воздушных судов и соответствующих объемов авиационных перевозок (в первую очередь на международных воздушных линиях, спад на внутренних воздушных линиях) , в том числе по причине отсутствия запасных частей; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
резкое ужесточение финансовых проблем авиационных компаний, что может повлечь угрозу банкротства, потерю квалифицированного профессионального кадрового состава авиационных специалистов организаций и снижение безопасности полетов;
падение доходов аэропортов на фоне сокращения пассажиропотока, резкого сокращения международного сообщения;
деградация маршрутной сети и наземной инфраструктуры;
недостаточно высокие темпы замещения иностранных воздушных судов отечественной авиационной техникой.
При реализации указанных рисков наступит ухудшение транспортной связности регионов Российской Федерации, снижение авиационной мобильности населения, что создаст предпосылки для длительной деградации отрасли.
В сложившихся условиях структура парка воздушных судов российских эксплуатантов является неоптимальной (из 1287 эксплуатируемых российскими авиационными компаниями воздушных судов только 470 судов произведено в Российской Федерации или в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик) .
Стратегической задачей авиационной отрасли Российской Федерации является ускоренный переход на отечественную авиационную технику. При этом к проблемам, требующим в настоящее время особого подхода к государственному регулированию на воздушном транспорте, относятся: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
организация снабжения запчастями современной авиационной техники иностранного производства и российской авиационной техники, производимой в кооперации с иностранными производителями;
обновление парка в необходимом объеме в связи с дефицитом отечественной сертифицированной авиационной техники и изготовление отечественных воздушных судов с использованием иностранных компонентов;
повышение финансовой нагрузки на эксплуатантов воздушных судов из-за роста затрат на лизинг, топливо, накладные расходы в период кризисных явлений в экономике;
отказ ряда иностранных поставщиков на предоставление возможности использования программного обеспечения и цифровых сервисов, обеспечивающих в том числе безопасность полетов;
повышение финансовой нагрузки на операторов аэропортов и других участников авиационной отрасли Российской Федерации в связи с логистическими и иными трудностями при организации поставок импортной техники. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
III. Прогнозный сценарий развития отрасли воздушных перевозок в Российской Федерации
Общие подходы к формированию прогнозного сценария развития отрасли воздушных перевозок в Российской Федерации
В сложившихся условиях санкционных ограничений и ведущейся разработки мер по противодействию их последствиям смоделирован прогнозный сценарий развития авиационной отрасли Российской Федерации, являющийся целевым (базовым) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р)
В качестве исходных данных для разработки сценария использованы полученные опросным методом данные по остаточным ресурсам имеющейся в наличии авиационной техники российских эксплуатантов и прогноз поставок воздушных судов отечественного производства.
Прогнозные показатели поставок авиационной техники отечественного производства по годам приведены в приложении № 2.
Реализация сценария и отклонение от него зависят в первую очередь от возможностей поддержания летной годности воздушных судов и доступности запасных частей. Также сценарий зависит от темпов поставки авиационной техники отечественного производства (риски реализации Программы и механизмы мониторинга приведены в разделе X Программы) .
Участие вертолетной техники во внутренних пассажирских перевозках не учитывалось в целевом (базовом) сценарии, та