Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2022 г. № 855
МОСКВА
Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269, от 17.09.2022 № 1638, от 31.01.2023 № 130, от 31.05.2023 № 891, от 03.10.2023 № 1633, от 31.01.2024 № 76)
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2022 г. № 45 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия.
2. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии в недельный срок со дня вступления в силу настоящего постановления ввести в действие на территории Российской Федерации межгосударственные и национальные стандарты, указанные в приложении № 1 к Правилам, утвержденным настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление действует до 31 декабря 2027 г., за исключением абзацев пятого, восьмого - тринадцатого пункта 2, абзаца шестого пункта 3, пунктов 61 и 8 - 19, а также раздела III Правил, утвержденных настоящим постановлением, и приложений № 1 - 3 к указанным Правилам, которые действуют до 31 декабря 2024 г. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2024 № 76)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 мая 2022 г. № 855
ПРАВИЛА применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269, от 17.09.2022 № 1638, от 31.01.2023 № 130, от 31.05.2023 № 891, от 03.10.2023 № 1633, от 31.01.2024 № 76)
I. Общие положения
(Дополнение наименования раздела - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
1. Настоящие Правила устанавливают:
а) обязательные требования, применяемые в отношении отдельных колесных транспортных средств, произведенных на территории Российской Федерации, порядок применения этих обязательных требований, а также таких транспортных средств в случае невозможности проведения оценки соответствия колесных транспортных средств (шасси) в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее - технический регламент) , в период действия режима временных ограничений поставок комплектующих для российских производителей колесных транспортных средств;
б) особенности проведения оценки соответствия выпускаемых в обращение транспортных средств без применения требований в отношении оснащения транспортных средств системами (устройствами) вызова экстренных оперативных служб.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
2. Для целей настоящих Правил используются понятия, установленные техническим регламентом, а также понятия, означающие следующее:
"администратор систем электронных паспортов" - администратор систем электронных паспортов, определенный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. № 59 "Об организации работ по подготовке документов и проведению мероприятий, необходимых для введения единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов, и об определении администратора систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники";
"заключение" - заключение об оценке типа транспортного средства (для колесного транспортного средства) , и (или) заключение об оценке типа шасси (для шасси) , и (или) заключение об оценке единичного транспортного средства (для единичного транспортного средства) ;
"единичное транспортное средство" - колесное транспортное средство:
изготовленное в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта, или являющееся результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;
не оснащенное системами (устройствами) вызова экстренных оперативных служб, ввезенное на территорию Российской Федерации физическими лицами для собственных нужд;
ввезенное на территорию Российской Федерации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, со дня изготовления которого прошло не более 3 лет, которое не оснащено системами (устройствами) вызова экстренных оперативных служб и код товара и (или) средство индивидуализации которого (марка транспортного средства) включены в перечень товаров (групп товаров) , в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями) , а также с их согласия, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. № 506 "О товарах (группах товаров) , в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2024 № 76)
"крупнейший изготовитель":
изготовитель транспортных средств категорий М и N, включенный в реестр крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и осуществляющий производство транспортных средств согласно заключенному с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации специальному инвестиционному контракту в сфере производства транспортных средств в соответствии с Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации", а также дочерние и зависимые общества такого изготовителя;
изготовитель транспортных средств категорий М и N, включенный в реестр крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", при этом в отношении такого изготовителя иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера, а также дочерние и зависимые общества данного изготовителя;
изготовитель транспортных средств категории М3 с электрическим двигателем;
изготовитель транспортных средств с использованием базовых транспортных средств (шасси) , прошедших оценку соответствия согласно настоящим Правилам, или техническому регламенту, или национальным требованиям Республики Белоруссия, установленным в отношении колесных транспортных средств (шасси) на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2022 г. № 45 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 891)
изготовитель транспортных средств категории О, включенный в реестр крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
"транспортные средства (шасси) " - колесные транспортные средства категорий M, N, O и их шасси, которые произведены крупнейшими производителями и на которые распространяется действие технического регламента;
"экспертная организация" - федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ", осуществляющее оценку соответствия колесных транспортных средств (шасси) техническим требованиям в соответствии с настоящими Правилами, а также исследования (испытания) и измерения при оценке соответствия колесных транспортных средств (шасси) и проверку требований при оценке соответствия единичных колесных транспортных средств в пределах области аккредитации в национальной системе аккредитации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
3. Транспортные средства (шасси) , произведенные на территории Российской Федерации, выпускаются в обращение и могут находиться в эксплуатации на территории Российской Федерации при условии их соответствия техническим требованиям (далее - технические требования) , установленным:
приложениями № 2, 3 и 6 к техническому регламенту (кроме пунктов 11, 13, 18, 39, 69, 75 - 77, 110, 113 и 114 таблицы приложения № 2 к техническому регламенту и пунктов 12, 16 и 17 приложения № 3 к техническому регламенту) ;
перечнем технических требований при оценке соответствия типа транспортных средств согласно приложению № 1.
Соответствие транспортного средства (шасси) техническим требованиям подтверждается заключением об оценке типа транспортного средства и (или) заключением об оценке типа шасси.
Единичные транспортные средства выпускаются в обращение и могут находиться в эксплуатации на территории Российской Федерации при условии их соответствия следующим техническим требованиям, предъявляемым к единичным транспортным средствам (далее - технические требования к единичным транспортным средствам) : (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
для единичных транспортных средств, предусмотренных абзацем пятым пункта 2 настоящих Правил и произведенных на территории Российской Федерации, - требования, указанные в подпункте "в" пункта 22 настоящих Правил, что подтверждается заключением об оценке единичного транспортного средства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
для единичных транспортных средств, предусмотренных абзацем шестым пункта 2 настоящих Правил - требования, указанные в пункте 24 настоящих Правил, что подтверждается свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
для единичных транспортных средств, предусмотренных абзацем седьмым пункта 2 настоящих Правил, - требования, указанные в подпункте "в" пункта 28 настоящих Правил, что подтверждается заключением об оценке единичного транспортного средства. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
Транспортные средства (шасси) , произведенные в Республике Белоруссия в соответствии с ее национальными требованиями, установленными в отношении колесных транспортных средств (шасси) на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2022 г. № 45 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877", выпускаются в обращение и могут находиться в эксплуатации на территории Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 891)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2024 № 76)
4. В отношении типов транспортных средств (шасси) , прошедших оценку соответствия согласно требованиям технического регламента, не требуется проведение оценки соответствия согласно настоящим Правилам.
5. Электронный паспорт транспортного средства (шасси) и (или) единичного транспортного средства оформляется в соответствии с пунктом 20 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", на основании заключения.
6. Заключения оформляются на бумажных носителях без использования специальных средств защиты от подделки по формам согласно приложениям № 2 - 4 с присвоением заключениям номеров в соответствии со структурой номера документа согласно приложению № 5 (заключения могут оформляться в электронном виде с использованием специального программного обеспечения) .
II. Обязательные требования, применяемые в отношении отдельных колесных транспортных средств, произведенных на территории Российской Федерации
(Дополнение наименованием раздела - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
61. В случае невозможности применения к транспортным средствам (шасси) технических требований и (или) к единичным транспортным средствам технических требований к единичным транспортным средствам, порядок оценки соответствия таких транспортных средств (шасси) и (или) единичных транспортных средств в целях выпуска их в обращение определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
7. В качестве документов, подтверждающих соответствие типа транспортного средства (шасси) техническим требованиям, признаются:
а) сообщения об официальном утверждении, выданные административными органами государств - участников Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного 20 марта 1958 г. в г. Женеве, и (или) протоколы к ним; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
б) действующие сертификаты соответствия, выданные в рамках технического регламента, и (или) протоколы к ним; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1269)
в) протоколы испытаний, проведенных экспертной организацией, или привлеченной ею испытательной лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации (допускается проведение испытаний на оборудовании крупнейшего изготовителя, либо в присутствии представителя экспертной организации, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия, либо с видеофиксацией процесса проведения испытаний с контролем геопозиции места проведения испытаний) ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 891, от 31.01.2024 № 76)
г) декларации о соответствии, зарегистрированные в соответствии с положениями технического регламента (принятые по схеме 7 д - только при оценке соответствия малых партий транспортных средств (шасси) .
8. В качестве подтверждающих документов в отношении компонентов транспортных средств (шасси) , проходящих оценку соответствия по правилам Организации Объединенных Наций, допускается использование сообщений об официальном утверждении и (или) сертификатов соответствия, выданных в рамках технического регламента.
9. В целях проведения оценки соответствия типа транспортного средства (шасси) крупнейший изготовитель или его уполномоченное лицо (далее - заявитель) подает в экспертную организацию заявку, в которой указываются наименование заявителя, адрес его места нахождения, номера телефонов, адрес электронной почты, банковские реквизиты, тип транспортного средства, сведения о ранее выданных одобрениях типа транспортного средства или одобрениях типа шасси, с приложением документов по перечню согласно разделам 1 и 2 приложения № 12 к техническому регламенту (далее - заявка) .
10. Экспертная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки рассматривает ее и принимает решение о заключении договора о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси) , а в случае несоответствия заявки требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил, - решение об отказе в заключении такого договора.
11. В случае принятия решение о заключении договора о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси) экспертная организация:
а) заключает с заявителем договор о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси) , содержащий в том числе информацию о представлении образцов транспортных средств (шасси) , стоимости рассмотрения и анализа доказательных материалов, а также оформления заключения, которая рассчитывается в соответствии с методикой расчета стоимости рассмотрения и анализа доказательных материалов, а также оформления заключения об оценке типа транспортного средства, и (или) заключения об оценке типа шасси, и (или) заключения об оценке единичного транспортного средства согласно приложению № 6;
б) проводит идентификацию представленных образцов транспортных средств (шасси) , их испытания и экспертизу ранее проведенных результатов испытаний (при необходимости) ;
в) в течение 5 рабочих дней со дня завершения испытаний оформляет протоколы испытаний, к каждому из которых прилагается составленное и заверенное крупнейшим изготовителем техническое описание;
г) рассматривает заявку и анализирует ее с целью установления выполнения технических требований;
д) подготавливает решение о возможности оформления заключения об оценке типа транспортного средства и (или) заключения об оценке типа шасси;
е) направляет заключение об оценке типа транспортного средства и (или) заключение об оценке типа шасси в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на рассмотрение и утверждение;
ж) хранит документацию, имеющую отношение к проверке выполнения требований, установленных настоящими Правилами, в электронном виде не менее 10 лет;
з) направляет копии заключений об оценке типа транспортного средства и (или) заключения об оценке типа шасси, утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
12. Федеральное агентство по