О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2022 г. № 457
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством юстиции Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными государственными органами и предварительно проработанный с государствами - участниками Содружества Независимых Государств проект Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции (прилагается) .
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Проект
СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции
Государства - участники настоящего Соглашения, в дальнейшем именуемые Сторонами,
признавая, что коррупция представляет значительную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, препятствует экономическому развитию и подвергает опасности стабильность демократических институтов и моральных устоев общества,
желая развивать и совершенствовать взаимодействие, повышать эффективность сотрудничества в борьбе с коррупционными преступлениями и правонарушениями, в том числе в рамках ООН и других международных организаций,
будучи убеждены в том, что эффективное международное сотрудничество в антикоррупционной сфере должно осуществляться при центральной координирующей роли ООН на основе Конвенции ООН против коррупции 2003 года, которая является основополагающим и универсальным международно-правовым инструментом, регулирующим весь комплекс соответствующих вопросов,
будучи убеждены в настоятельной необходимости выработки и проведения согласованной политики в сфере противодействия коррупции,
учитывая, что в государствах - участниках Содружества Независимых Государств в целом сформированы правовые и организационные основы противодействия коррупции,
руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,
согласились о нижеследующем:
Раздел IОбщие положения
Статья 1Цель Соглашения
Целью настоящего Соглашения является повышение эффективности национальных усилий и сотрудничества Сторон в сфере противодействия коррупции.
Статья 2Термины
Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины и определения:
"антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов" - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах, проектах нормативных правовых актов, а также по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
"антикоррупционные стандарты" - установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции;
"антикоррупционный мониторинг" - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных проявлений и коррупциогенных факторов;
"доходы от коррупции" - любое имущество, приобретенное или полученное прямо или косвенно для себя или для третьих лиц в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений;
"имущество" - любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них;
"компетентный орган" - государственный орган Стороны, осуществляющий полномочия в сфере противодействия коррупции в пределах своей компетенции, определенной законодательством Стороны;
"конфиденциальная информация" - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Сторон;
"конфискация" - безвозмездное изъятие имущества (доходов от коррупции, имущества, приобретенного на средства, полученные от коррупционных преступлений и правонарушений, либо использовавшегося при их совершении) на основании вступившего в силу решения суда;
"коррупционное правонарушение" - деяние (действие или бездействие) , обладающее признаками коррупции, за которое законодательством Сторон установлена административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность;
"коррупционное преступление" - предусмотренное законодательством Сторон уголовно наказуемое деяние, обладающее признаками коррупции;
"коррупция" - умышленное незаконное получение должностным лицом или лицом, приравненным к нему законодательством Сторон, либо иностранным должностным лицом, либо лицом, осуществляющим распорядительные и иные управленческие функции, в том числе в коммерческой или иной организации, лично или через посредников имущества для себя, третьего лица либо организации за действие или бездействие при исполнении должностных обязанностей, а равно подкуп таких лиц путем предоставления имущества;
"противодействие коррупции" - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) ;
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и правонарушений (борьба с коррупцией) ;
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных преступлений и правонарушений;
по осуществлению международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, в том числе выявления, ареста и возвращения доходов от коррупции.
Статья 3Задачи сотрудничества
Основными задачами сотрудничества Сторон являются:
выработка и реализация согласованной политики, совместных программ и мероприятий по противодействию коррупции, осуществлению антикоррупционного мониторинга;
совершенствование правовой базы сотрудничества в сфере противодействия коррупции и гармонизация законодательства Сторон;
объединение усилий для преодоления угрозы дальнейшего роста числа коррупционных преступлений и правонарушений;
обеспечение информационного обмена в сфере противодействия коррупции;
укрепление международного авторитета Сторон в сфере противодействия коррупции;
взаимодействие в области антикоррупционного просвещения.
Статья 4Основные направления и формы сотрудничества
1. Сотрудничество Сторон включает следующие основные направления и формы:
а) оказание содействия по делам о коррупционных преступлениях и правонарушениях;
б) проведение скоординированных и (или) согласованных оперативно-разыскных, оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций в сфере противодействия коррупционным преступлениям;
в) осуществление сотрудничества в сфере розыска, задержания и выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления;
г) осуществление сотрудничества в сфере розыска и возвращения доходов от коррупции;
д) обеспечение правовой защиты и поддержки физических лиц и организаций, участвующих в противодействии коррупции;
е) оперативно-информационный и информационно-аналитический обмен в сфере противодействия коррупции;
ж) создание и использование информационных систем в сфере противодействия коррупции;
з) разработка и реализация стратегий, программ и планов сотрудничества в сфере противодействия коррупции;
и) обмен опытом правового регулирования в сфере противодействия коррупции;
к) обмен результатами антикоррупционного мониторинга;
л) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере противодействия коррупции;
м) научно-методическое и материально-техническое обеспечение противодействия коррупции;
н) проведение совещаний, семинаров, конференций по вопросам противодействия коррупции;
о) проведение совместных антикоррупционных мероприятий и исследований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов от коррупции.
2. Положения настоящей статьи не препятствуют компетентным органам Сторон в определении и развитии иных взаимоприемлемых форм сотрудничества при соблюдении законодательства Сторон, настоящего Соглашения и международных обязательств Сторон.
Статья 5Компетентные органы
1. Стороны осуществляют сотрудничество через компетентные органы.
2. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством определяет перечень компетентных органов и направляет его депозитарию одновременно с предоставлением информации о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
Стороны в течение одного месяца уведомляют депозитарий об изменениях состава и полномочий своих компетентных органов.
3. Компетентные органы Сторон взаимодействуют друг с другом непосредственно в пределах полномочий, определенных законодательством Сторон.
4. Межгосударственный совет по противодействию коррупции в рамках своей компетенции в соответствии с Соглашением об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г. оказывает необходимое содействие компетентным органам Сторон в целях реализации положений настоящего Соглашения.
Статья 6Статус документов
1. Документы, направляемые в соответствии с настоящим Соглашением и рассматриваемые как официальные на территории одной Стороны, признаются таковыми и на территории другой Стороны и не требуют легализации.
2. В случае исполнения документов на государственных языках Сторон к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.
Статья 7Защита участников уголовного судопроизводства и лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией
Каждая Сторона принимает необходимые законодательные и иные меры для обеспечения надлежащей защиты участников уголовного судопроизводства и лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
Раздел IIФормирование нормативно-правовой базы
Статья 8Нормативно-правовая база противодействия коррупции
Каждая Сторона рассматривает возможность принятия и при необходимости принимает нормативные правовые акты или иные меры, направленные:
на введение антикоррупционных стандартов;
на совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
на развитие институтов государственного и общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, расширение возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции;
на оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
на обеспечение возможности ограничивать физических лиц и организации в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства и (или) иное имущество являются доходами от коррупции.
Статья 9Гармонизация законодательства Сторон
Стороны принимают меры, необходимые для развития и гармонизации законодательства Сторон, с учетом международных договоров в сфере противодействия коррупции, участниками которых они являются.
Статья 10Полномочия компетентных органов
Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, предоставляющие ее компетентным органам право:
получать безвозмездно информацию, необходимую для выполнения функций по противодействию коррупции, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;
вносить предложения о приостановлении или лишении (аннулировании) специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в государственный орган, выдающий соответствующие специальные разрешения (лицензии) , в случае совершения коррупционных преступлений и правонарушений.
Статья 11Требования к должностным лицам
Каждая Сторона будет стремиться принимать нормативные правовые акты:
способствующие тому, чтобы должностные лица (отдельные категории должностных лиц в соответствии с законодательством Стороны) сообщали о коррупционных преступлениях и правонарушениях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций;
устанавливающие специальные требования к лицам, претендующим на осуществление функций должностных лиц и (или) лиц, приравненных к ним законодательством Стороны, запреты для лиц, занимающих (замещающих) должности, связанные с выполнением таких функций, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих или некоммерческих организаций либо участвовать в управлении ими;
устанавливающие обязанность должностных лиц и (или) лиц, приравненных к ним законодательством Стороны, а также членов их семей декларировать доходы, имеющееся имущество и обязательства имущественного характера.
Стороны имеют право самостоятельно устанавливать иные требования и ограничения для должностных лиц в соответствии с законодательством Сторон.
Статья 12Получение информации
Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, в соответствии с которыми банковская, налоговая и (или) коммерческая тайна не является препятствием для получения компетентными органами Стороны информации, необходимой для выявления, предупреждения, пресечения и расследования коррупции.
Статья 13Конфискация доходов от коррупции
Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию доходов от коррупции.
Статья 14Коррупционные преступления
1. Стороны при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы принимают законодательные меры, необходимые для признания уголовно наказуемыми следующих коррупционных деяний:
а) получение взятки;
б) дача взятки;
в) злоупотребление властью или должностными (служебными) полномочиями, превышение должностных (служебных) полномочий;
г) хищение с использованием должностных (служебных) полномочий.
2. Стороны имеют право самостоятельно определять перечень коррупционных преступлений в соответствии с законодательством Сторон.
Раздел IIIИнформационное взаимодействие и исполнение запросов об оказании содействия
Статья 15Способы взаимодействия компетентных органов Сторон
Взаимодействие компетентных органов Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется посредством направления и исполнения запросов об оказании содействия (далее - запрос) , а также путем предоставления информации.
Статья 16Информационное взаимодействие
1. Компетентные органы Сторон предоставляют в соответствии с законодательством и международными обязательствами Сторон друг другу на безвозмездной основе по запросам сведения, имеющиеся в оперативно-справочных, разыскных, криминалистических и иных учетах, архивах, а также осуществляют обмен имеющимися в их распоряжении научно-техническими, информационно-аналитическими материалами и иной информацией, необходимой для осуществления противодействия коррупции.
2. Каждая Сторона может предоставлять информацию другой Стороне в инициативном порядке, если имеются основания полагать, что такая информация представляет интерес для этой Стороны.
Статья 17Запрос об оказании содействия
1. Компетентные органы Сторон направляют и исполняют запросы в целях установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений и правонарушений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям и правонарушениям, выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений или служащего средством их совершения, предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз и координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. В запросе содержатся:
а) наименования компетентных органов запрашивающей и запрашиваемой Сторон;
б) предмет и обоснование запроса;
в) существо дела;
г) тексты соответствующих нормативных правовых актов, а также заявление о том, что запрашиваемая или любая другая мера, ведущая к аналогичным результатам, может быть принята на территории запрашивающей Стороны в соответствии с ее законодательством;
д) в случае необходимости и по мере возможности:
информация о лице (фамилия, имя, отчество (если имеется) , место и дата рождения, гражданство, адрес места жительства и места пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, официальное наименование и адрес местонахождения организации, ее государственный регистрационный номер и место регистрации) ;
информация об имуществе или о доходах (их местонахождение, связь с соответствующим лицом или лицами и правонарушением, а также любые имеющиеся сведения о правах других лиц на это имущество или доходы) .
3. Запрос направляется в письменной форме.
В безотлагательных случаях для передачи запроса могут быть использованы технические средства передачи информации с последующим обязательным предоставлением его оригинала.
В случае возникновения сомнения в подлинности или содержании запроса может быть запрошено дополнительное подтверждение.
4. Запрос составляется на официальном бланке компетентного органа запрашивающей Стороны, подписывается руководителем органа или лицом, его замещающим, и удостоверяется гербовой печатью такого органа, если компетентные органы не договорятся об ином.
Статья 18Исполнение запроса
1. Компетентный орган запрашиваемой Стороны принимает все необходимые меры для обеспечения полного и качественного исполнения запроса. Запрос исполняется, как правило, в срок, не превышающий 30 суток с даты его получения.
2. По просьбе компетентного органа запрашивающей Стороны при исполнении запроса может быть применено законодательство этой Стороны, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам запрашиваемой Стороны.
3. Компетентный орган запрашиваемой Стороны, если указанные в запросе сведения недостаточны для его исполнения, вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для надлежащего исполнения запроса.
4. Компетентный орган запрашивающей Стороны незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих исполнение запроса.
5. Решение о передаче конфиденциальной информации принимается в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.
6. Компетентный орган запрашиваемой Стороны может отложить исполнение запроса либо по договоренности с компетентным органом запрашивающей Стороны исполнить запрос частично или на условиях, соблюдение которых признано им необходимым, если исполнение запроса может нанести ущерб проведению оперативно-разыскных мероприятий, досудебному производству или судебному разбирательству, осуществляемому компетентным органом запрашиваемой Стороны.
7. Если исполнение запроса не входит в компетенцию органа, получившего запрос, то такой орган передает его соответствующему компетентному органу запрашиваемой Стороны и уведомляет об этом компетентный орган запрашивающей Стороны.
Статья 19Использование результатов исполнения запроса
Передаваемые во исполнение запроса сведения и материалы не могут быть использованы без согласия предоставившего их компетентного органа запрашиваемой Сторон