О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2022 г. № 242
МОСКВА
О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 14, ст. 1643; 2017, № 20, ст. 2920; 2020, № 52, ст. 8842; 2021, № 37, ст. 6545) .
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 26 февраля 2022 г. № 242
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
1. После наименования дополнить наименованием раздела следующего содержания:
"I. Общие положения".
2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - авиационная техника) , осуществляемых юридическими лицами на территории Российской Федерации, а также порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники (далее - лицензионный контроль) .
Деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники составляют работы и услуги по перечню согласно приложению (далее - перечень) .".
3. После пункта 1 дополнить наименованием раздела следующего содержания:
"II. Лицензирование разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники".
4. В пункте 4 слова "частью 11 статьи 19" заменить словами "частью 10 статьи 192".
5. Пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги) , которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения (далее - лицензионные требования) .
Виды работ, указанные в пунктах 18 - 20, 22 - 24, 26, 28 и 29 перечня, могут выполняться по месту нахождения авиационной техники. При выполнении указанных работ по месту нахождения авиационной техники место осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренное реестром лицензий, не меняется и внесение изменений в реестр лицензий не требуется.
7. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемых к нему документах, оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".".
6. В пункте 8 слова "переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии) " заменить словами "внесении изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) ".
7. Пункты 10 - 12 изложить в следующей редакции:
"10. Представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и необходимых для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) документов, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) , внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) , приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям осуществляется в соответствии со статьей 191 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Оценка соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям осуществляется в форме документарной оценки и (или) выездной оценки.
Выездная оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям проводится в случаях, если в результате документарной оценки невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемых к нему документах.
Оценка соответствия лицензионным требованиям в форме выездной оценки может проводиться с использованием средств фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи в случае выполнения работ (оказания услуг) , указанных в пунктах 2 и 5 перечня.
Результаты документарной и (или) выездной оценок соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям оформляются актом оценки лицензирующего органа.
При осуществлении оценки соответствия лицензионным требованиям в форме выездной оценки с использованием средств фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи соответствующая отметка делается в акте оценки соответствия лицензионным требованиям. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи являются приложением к указанному акту.
Решение о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) принимается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В случае представления соискателем лицензии указанного заявления в отношении работ, указанных в пунктах 1, 3, 4, 10 - 14, 17, 21 - 23, 26 и 28 - 30 перечня, срок предоставления лицензии лицензирующим органом может быть продлен на срок, не превышающий 10 рабочих дней.
Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется лицензирующим органом после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, или при намерении выполнять новые работы, услуги в составе лицензируемого вида деятельности в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов (сведений) .
При намерении лицензиата внести изменения в реестр лицензий (осуществлять деятельность в новом месте, не предусмотренном реестром лицензий, или выполнять новые работы, услуги в составе лицензируемого вида деятельности) в отношении работ, указанных в пунктах 1, 3, 4, 10 - 14, 17, 21 - 23, 26 и 28 - 30 перечня, срок внесения изменений в реестр лицензий лицензирующим органом может быть продлен на срок, не превышающий 10 рабочих дней.
11. Оценка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в форме лицензионного контроля в соответствии с настоящим Положением.
12. За предоставление лицензии и внесение изменений в реестр лицензий уплачивается государственная пошлина в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.".
8. После пункта 12 дополнить наименованием раздела следующего содержания:
"III. Лицензионный контроль".
9. Дополнить пунктами 13 - 74 следующего содержания:
"13. Лицензионный контроль осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - контрольный орган) .
14. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
15. Объектом лицензионного контроля является осуществляемая лицензиатами деятельность по:
разработке авиационной техники;
проведению научно-исследовательских работ в области авиационной техники, в том числе с применением методов натурного и математического моделирования;
проведению опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации, модификации авиационной техники;
проведению опытно-технологических работ по созданию авиационных материалов и технологических процессов;
разработке технических предложений по созданию авиационной техники;
разработке макетного образца авиационной техники;
разработке конструкторской документации авиационной техники;
разработке технологической документации авиационной техники;
разработке ремонтной документации авиационной техники;
изготовлению и проведению испытаний опытного образца авиационной техники;
проведению технического контроля (надзора) при производстве и ремонте авиационной техники;
разработке программно-математического обеспечения функционирования авиационной техники;
производству авиационной техники;
модернизации, модификации изделий при производстве авиационной техники;
сборке, настройке и установке изделий авиационной техники при производстве авиационной техники;
подготовке комплектов запасных частей (материалов, полуфабрикатов) авиационной техники, входному контролю, хранению, упаковке, расконсервации, консервации;
производству авиационных материалов для основных силовых элементов конструкции и особо ответственных деталей авиационной техники;
проведению рекламационных работ в отношении авиационной техники;
проведению работ по установлению и продлению ресурсов (сроков службы) авиационной техники;
доработке по бюллетеням разработчика (изготовителя) авиационной техники;
капитальному ремонту авиационной техники;
среднему ремонту и текущему ремонту авиационной техники;
разборке, сборке, настройке, установке и испытанию изделий авиационной техники при ремонте авиационной техники;
оценке технического состояния и дефектации изделий авиационной техники;
испытанию авиационной техники;
разработке программ и методик испытаний авиационной техники;
летным испытаниям авиационной техники, подготовке к летным испытаниям, а также подготовке и освидетельствованию летного и технического состава;
летным испытаниям авиационной техники с использованием летающих лабораторий;
наземным испытаниям, подготовке и проведению стендовых и лабораторных испытаний, в том числе аэродинамических, прочностных, акустических, на стойкость и устойчивость к внешним воздействующим факторам, испытаниям на надежность авиационной техники;
обработке и анализу результатов испытаний авиационной техники.
16. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - контрольные мероприятия) , являются руководитель контрольного органа, а также уполномоченные заместители руководителя контрольного органа.
17. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
а) руководитель контрольного органа, а также уполномоченные заместители руководителя контрольного органа;
б) руководитель структурного подразделения контрольного органа, его заместители, начальники отделов контрольного органа, их заместители, ведущие советники контрольного органа, советники контрольного органа, ведущие консультанты контрольного органа и консультанты контрольного органа, в должностные обязанности которых входит осуществление лицензионного контроля (далее - инспектора) .
18. Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий (далее - контрольные действия) пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
19. Контрольным органом обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" путем ведения реестра объектов контроля с использованием информационной системы контрольного органа.
При сборе, обработке и анализе сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
20. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений и документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения и документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
21. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) в течение 5 дней со дня утверждения.
22. В рамках осуществления лицензионного контроля контрольный орган проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) консультирование;
в) объявление предостережения;
г) обобщение правоприменительной практики;
д) профилактический визит.
23. Контрольный орган осуществляет информирование лицензиата и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований к деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники.
24. Информирование лицензиатов осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте и в средствах массовой информации.
25. Должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, осуществляют консультирование лицензиатов и их представителей, в том числе письменное консультирование, по следующим вопросам:
а) предмет лицензионного контроля;
б) виды и порядок осуществления профилактических мероприятий;
в) виды и порядок проведения контрольных мероприятий;
г) порядок обжалования решений лицензирующего органа и действий (бездействия) его должностных лиц;
д) порядок подачи возражения на предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее соответственно - возражение, предостережение) .
26. Консультирование осуществляется:
а) при личном обращении - по телефону, посредством видео-конференц-связи либо на личном приеме;
б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде;
в) в случаях если в рамках консультирования при личном обращении ответы на поставленные вопросы требуют получения дополнительных сведений и информации, - посредством ответа в письменном виде в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня, следующего за днем осуществления консультирования при личном обращении;
г) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
27. Консультирование при личном обращении осуществляется в порядке очереди. Время консультирования при личном обращении одного лицензиата (его представителя) не может превышать 15 минут.
28. При поступлении 10 однотипных обращений по вопросам, указанным в пункте 25 настоящего Положения, консультирование по ним осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного органа.
Консультирование лицензиатов (их представителей) осуществляется с учетом требований о соблюдении норм законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны и запретов, установленных для должностных лиц лицензирующих органов Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
29. При наличии у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный орган в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет лицензиату предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
30. Решение об объявлении предостережения принимает:
а) руководитель контрольного органа;
б) заместитель руководителя контрольного органа;
в) руководитель структурного подразделения контрольного органа;
г) заместитель руководителя структурного подразделения контрольного органа.
31. Лицензиат вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в контрольный орган возражение.
32. В возражении указываются:
а) наименование контрольного органа или наименование структурного подразделения контрольного органа, в который подается возражение;
б) информация о юридическом лице (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя юридического лица (если возражение подается представителем) ;
в) основной государственный регистрационный номер;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) дата и номер предостережения;
е) обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении.
33. Лицензиат вправе приложить к возражению документы, подтверждающие незаконность и необоснованность предостережения.
34. Полномочия представителя лицензиата, направившего возражение, должны быть подтверждены в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
35. Возражение направляется уполномоченным лицом лицензиата в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственном к