ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. № 3971-р
МОСКВА
Утратило силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 3309-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2021 г. № 3971-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее соответственно - Стратегическое направление, цифровая трансформация) являются:
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 г.;
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации";
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р;
Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р;
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р;
перечень мероприятий по реализации национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 2661-р;
план мероприятий ("дорожная карта") "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденный Правительством Российской Федерации 9 сентября 2021 г.
В ходе реализации Стратегического направления в агропромышленном комплексе, в том числе в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, производстве напитков и табака, на сельских территориях, и рыбохозяйственном комплексе, в том числе в рыболовстве и рыбоводстве, будут внедрены следующие технологии:
моделирование и прогнозирование;
цифровые двойники;
искусственный интеллект, в том числе машинное обучение, компьютерное зрение;
интернет вещей;
беспилотные летательные аппараты;
беспилотная сельскохозяйственная техника и робототехника;
дистанционное зондирование Земли;
спутниковые системы связи и позиционирования;
обработка больших данных;
cенсоры и маяки со спутниковым каналом передачи данных;
технологии учета промысловой деятельности (для оснащения судов рыбопромыслового флота) .
Указанные технологии будут применяться как в рамках государственного управления, так и для повышения эффективности производственных и сбытовых процессов предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Стратегическое направление утверждается на период до 2030 года. Актуализация Стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации Стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация Стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целями цифровой трансформации являются достижение "цифровой зрелости" в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, достижение продовольственной безопасности, повышение эффективности производственных процессов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, расширение сбытовых возможностей предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также повышение цифровой грамотности работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Задачами цифровой трансформации являются:
повышение экономической и физической доступности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов за счет использования цифровых решений;
обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;
снижение издержек и себестоимости продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
обеспечение полноты и достоверности данных о ситуации в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
повышение открытости информации для предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
сокращение бумажного документооборота и сроков предоставления государственных услуг;
сокращение незаконного оборота продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
повышение качества планирования мероприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
высокий уровень дефицита на рынке труда специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями;
отсутствие учебных программ по подготовке специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в области использования современных инновационных технологий для сбора и обработки информации о состоянии и использовании земель в агропромышленном комплексе;
неразвитость прогнозирования и планирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в цифровой среде;
недостаточное развитие цифровой инфраструктуры;
недостаточная доступность информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
отсутствие единой цифровой площадки получения отраслевых данных;
неразвитость сбыта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов через цифровые каналы;
недостаточная точность данных в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
высокая капиталоемкость мероприятий цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации являются:
обеспечение агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов квалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;
снижение потерь в цепочке производства продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
наращивание доли необходимой для деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов информации в открытом доступе, а также повышение уровня ее достоверности;
оптимизация контрольно-надзорной деятельности;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
снижение импортозависимости от программно-аппаратных средств и программного обеспечения и увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
зависимость от импортных технологий и цифровых решений для разработки цифровых сервисов и платформ;
недостаточность объемов финансирования;
нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;
высокий уровень различий в развитии инфраструктуры субъектов Российской Федерации и их кадрового потенциала.
Проект в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации приведен в приложении № 1.
Показатели в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации приведены в приложении № 2.
IV. Участники реализации Стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации Стратегического направления, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
предприятия агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
научные и образовательные организации, в том числе подведомственные Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
граждане;
иные.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к стратегическому направлениюв области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года
ПРОЕКТ в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации
Наименование проекта | Цель проекта | Срок реализации проекта | Краткое описание проекта | Бенефициары |
Проект "Цифровая трансформация агропромышленногои рыбохозяйственного комплексов"* | достижение высокой "цифровой зрелости" в сферах агропромышленногои рыбохозяйственного комплексов | до 2030 года | внедрение цифровых технологий и платформенных решений, обеспечивающих достижение продовольственной безопасности, "цифровой зрелости", расширение сбытовых возможностей предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, повышение эффективности производственных процессов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах и снижение издержек, повышение цифровой грамотности работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов | федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерациии органы местного самоуправления; предприятия агропромышленногои рыбохозяйственного комплексов; научные и образовательные организации, в том числе подведомственные Минсельхозу России; граждане; иные |
___________________
* Проект "Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов" может быть осуществлен как в рамках реализации отдельных ведомственных программ цифровой трансформации, так и в рамках реализации консолидированной программы цифровой трансформации в случае принятия решения о ее разработке и утверждении в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами", и ведомственными актами Минсельхоза России.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к стратегическому направлениюв области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года
ПОКАЗАТЕЛИ в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации
Наименование проекта | Ответственный федеральный орган исполнительной власти | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения показателя по годам | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2030 год | ||||
Цифровая трансформация агропромышленногои рыбохозяйственного комплексов | Минсельхоз России | Создана единая цифровая платформа агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов | процентов | - | - | 40 | 100 |
Создан Ситуационный цифровой центр Минсельхоза России и Росрыболовства | процентов | - | - | - | 100 | ||
Планирование балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и развития агропромышленногои рыбохозяйственного комплексов осуществляется в цифровом виде | процентов | - | - | 70 | 100 | ||
Количество процессов в агропромышленноми рыбохозяйственном комплексах, автоматизированных посредством искусственного интеллекта | не менее шт. | - | - | 1 | 5 | ||
Обеспечена возможность оказания государственной поддержки предприятиям агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в цифровом формате | процентов | - | - | 50 | 100 | ||
Обеспечен перевод взаимодействия Минсельхоза России и органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации в части государственной поддержки предприятиям агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в цифровой формат | процентов | - | - | 50 | 100 | ||
Обеспечено предоставление государственных услуг в рамках полномочий Минсельхоза России и Росрыболовства | процентов | - | - | - | 100 | ||
Обеспечена возможность предоставления документов в электронном виде по регистрации тракторов, самоходных машини прицепов к ним | процентов | - | - | 100 | 100 | ||
Количество отраслевых показателей, по которым собираются данные на единой цифровой платформе | тыс. показателей | - | - | 50 | 100 | ||
Наличие в цифровом формате информации о сортах семян и саженцев сельскохозяйственных культур | процентов | - | - | 50 | 100 | ||
Наличие в цифровом формате генетической информации о племенных животных | процентов | - | - | - | 100 | ||
Информация о сельских населенных пунктах и постоянно проживающем в них населении содержится в цифровом формате | процентов | - | - | 50 | 100 | ||
Обеспечена прослеживаемость зерна и продуктов его переработки, подлежащих прослеживанию | процентов | - | 50 | 75 | 100 | ||
Обеспечен учет сельскохозяйственных животных | процентов | - | - | 30 | 100 | ||
Обеспечена прослеживаемостьоборота животноводческой продукции | процентов | - | - | 80 | 100 | ||
Обеспечено покрытие мониторинга рыбопромысловой деятельности пользователей водных биологических ресурсов в режиме, приближенном к реальному времени | процентов | - | 30 | 50 | 100 | ||
Процент рыбопромысловых судов, оснащенных электронными весамии камерами с передачей информации в режиме реального времени | процентов | - | - | - | 50 | ||
Процент информации о землях сельскохозяйственного назначения, которая содержится в цифровом виде, в том числе их качественные характеристики (показатели плодородия и наличия мелиорации) | процентов | - | - | 70 | 100 | ||
Сведения о земельных участках сельскохозяйственного назначения, синхронизированные со сведениями Единого государственного реестра недвижимости | процентов | - | - | 50 | 100 | ||
Наличие информации о структуре севооборота, осуществляющегося на земельных участках, количество и виды вносимых удобрений, включая азотные удобрения | процентов | - | - | 30 | 100 | ||
Наличие информации о производимой на земельных участках сельскохозяйственной продукции (виды, урожайность, валовой сбор) и сельскохозяйственных товаропроизводителях | процентов | - | - | 30 | 100 | ||
Обеспечена возможность дистанционного определения состояния посевов и объемов сельскохозяйственных культур на обрабатываемых землях | процентов | - | - | 30 | 100 | ||
Наличие информации о видах и размере получаемой государственной поддержки | процентов | - | - | 30 | 100 | ||
Обеспечено повышение квалификации работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов по образовательным программам, включающим программы освоения цифровых компетенций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах | чел. в год | - | 1000 | 1000 | 1000 | ||
Количество образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, включивших в образовательные программы освоения цифровых компетенций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах | шт. | - | - | 30 | 50 | ||
Доля субъектов малого предпринимательствав агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, имеющих доступ к цифровым каналам сбыта | процентов | - | - | 25 | 50 | ||
Минпромторг России, Минсельхоз России (в части стимулирования внедрения) | Доля российской электроннойпродукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов | процентов | 37, 5 | 39, 5 | 40, 8 | 47 | |
Минпромторг России | Доля электронной продукции, произведенной российскими организациями, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) | процентов | - | - | - | 59, 1 |
____________