Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2021 г. № 2148
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 784, от 08.02.2023 № 179, от 12.04.2023 № 589, от 25.08.2023 № 1384)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".
11. Установить, что положения абзацев третьего и четвертого пункта 13 приложения к государственной программе Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов) . (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2023 № 589)
2. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разместить государственную программу Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 декабря 2021 г. № 2148
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 784, от 08.02.2023 № 179, от 12.04.2023 № 589, от 25.08.2023 № 1384)
I. Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"
1. Оценка текущего состояния сферы управления пространственными данными Российской Федерации
Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица) .
Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.
Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости";
Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон "О землеустройстве";
Федеральный закон "О наименованиях географических объектов";
Федеральный закон "О кадастровой деятельности";
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке".
При этом до разработки и утверждения государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - Программа) отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимосвязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.
В 2020 году завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы) ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы) ", которой предусматривался комплекс мероприятий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В ходе реализации указанной федеральной целевой программы обеспечено объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Внедрение федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации завершено в конце 2020 года.
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.
Кроме того, в 2020 году истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р.
При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения Единого государственного реестра недвижимости сведениями о пространственных данных. Так, на 1 января 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости учтено 169, 6 млн. объектов недвижимости (на 1 января 2020 г. - 168, 6 млн. объектов недвижимости) , из них земельных участков - 61, 04 млн. единиц (на 1 января 2020 г. - 60, 58 млн. единиц) , в том числе с установленными границами - 37, 79 млн. единиц, или 61, 9 процента (на 1 января 2020 г. - 36, 45 млн. объектов недвижимости (60, 2 процента) .
По состоянию на 1 июля 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о порядке 175 млн. объектов недвижимости и 215 млн. зарегистрированных прав на недвижимое имущество. По состоянию на 1 июля 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 43, 1 процента участков границ между субъектами Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 34, 9 процента) , 39, 2 процента границ населенных пунктов (на 1 июля 2020 г. - 32, 28 процента) , 76, 2 процента границ муниципальных образований субъектов Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 71, 16 процента) , а также о 26, 1 процента границ территориальных зон (на 1 января 2020 г. - 15, 6 процента) .
Таким образом, более 23 млн. земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48, 3 млн. объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, за первое полугодие 2021 года осуществлено около 21, 6 млн. учетно-регистрационных действий, из которых около 36, 4 процента в электронном виде, и выдано порядка 58 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (или 5 услуг в секунду) .
Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.
По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании валовой добавленной стоимости широкого круга отраслей экономики Российской Федерации (по итогам 2020 года) , в том числе в таких отраслях, как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая и страховая деятельность, сельское и лесное хозяйство (научно-исследовательская работа "Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации", выполненная на основании государственного контракта от 7 сентября 2020 г. № 0039-02-20, исполнитель - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с некоммерческим партнерством "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования") .
При этом в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных существует ряд определенных проблем.
Ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.
Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности.
Различия в подходах и несогласованность в процессе учета, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственника в отношении федеральных земельных участков, негативно сказываются на эффективности оборота земель.
Система сбора информации об объектах недвижимости, пространственных данных в полной мере не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений.
Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.
Информация о земле и об объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах:
Единый государственный реестр недвижимости (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) ;
реестр федерального имущества (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) ;
информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (субъекты Российской Федерации) ;
государственный лесной реестр (Федеральное агентство лесного хозяйства) ;
Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) ;
государственный водный реестр (Федеральное агентство водных ресурсов) ;
информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (Федеральное агентство по недропользованию) .
Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.
Отсутствие обязательных требований для использования органами власти различных уровней базовой цифровой картографической основы с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для заинтересованных лиц.
Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет 30 процентов территории России.
В мировой практике при создании цифровых карт используется целый набор слоев данных из разных источников (вплоть до подземных коммуникаций) .
Неполнота данных связана в том числе с отсутствием дополнительных слоев данных, представляющих интерес для заинтересованных лиц, но находящихся в зоне ответственности других ведомств, например, информации о коммуникациях или зонах с особыми условиями использования территории.
Ввиду отсутствия сведений о координатах характерных точек границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и иных территорий (лесничества, особо охраняемые природные территории, зоны с особыми условиями использования территории, сельскохозяйственные угодья) заинтересованное лицо не имеет четкого представления о том, с какими именно уполномоченными органами власти нужно построить диалог по вопросу приобретения прав на землю.
Таким образом, затягивается процесс улучшения предпринимательского климата и привлечения потенциальных инвесторов для развития территорий муниципальных образований и повышения эффективности налогообложения, что, в свою очередь, является одним из препятствий в достижении национальных целей развития Российской Федерации.
Несовершенство организационно-технической и информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки.
Ключевым недостатком в этой сфере остается то, что взаимодействие всех основных участников процесса осуществляется преимущественно на бумажных носителях.
Имеет место отсутствие структурированных сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, доступных и понятных для потребителя, в связи с чем сохраняется непрозрачность алгоритмов расчета кадастровой стоимости.
Разный уровень финансирования государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере государственной кадастровой оценки приводит к разному уровню организационно-технологической, кадровой, информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки, соответственно, разному уровню качества государственной кадастровой оценки (от 3 млн. рублей до более 100 млн. рублей) .
Отсутствует единая платформа информационного взаимодействия всех участников государственной кадастровой оценки, включая правообладателей объектов недвижимости, основных источников ценообразующих факторов (органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, и др.) , агрегаторов рыночной информации и др.
Мониторинг и сопровождение государственной кадастровой оценки осуществляются преимущественно в ручном режиме.
Таким образом, в первую очередь требуется создание механизма консолидации всех сведений и материалов, используемых в государственной кадастровой оценке, включая отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости. Для последнего предлагается обеспечить реализацию мероприятий по созданию, развитию и функционированию информационных систем (сервисов) в сфере оценочной деятельности.
Еще одной существенной проблемой является отсутствие удобного эффективного инструмента информирования правообладателей об изменениях либо планируемых изменениях кадастровой стоимости объектов недвижимости, что приводит к росту оспариваний и недовольства кадастровой оценкой.
В части кадастровой стоимости объектов недвижимости как потенциала развития территории при принятии градостроительных решений проблемой является также то, что в Российской Федерации применяют ряд систем и моделей по оценке, анализу и прогнозированию экономического потенциала территорий, которые обладают рядом недостатков, возникающих в том числе и по объективной причине:
невозможность получения и консолидации необходимых для проведения анализа данных в полном объеме и в одной точке;
невозможность сравнения территорий разных субъектов Российской Федерации;
проведение стоимостных анализов изменений стоимости объектов недвижимости на основе исключительно цен предложений;
проведение анализа на нерелевантных, разнородных по своей природе, зачастую не сопоставимых источниках данных, сопровождающееся применением неверифицированных и разрозненных методик проведения расчетов.
Недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления территориями и объектами недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на их основе.
С учетом возросшей более чем в 2 раза нагрузки на базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и необходимости удовлетворения потребностей заинтересованных лиц в услугах по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части реализации новых электронных сервисов существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования.
Низкий уровень материально-технического оснащения контрольно-надзорной деятельности (в том числе высокоточным геодезическим оборудованием, беспилотными воздушными судами) не позволяет обеспечить получение данных дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, используемых для проведения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии проверочных мероприятий, увеличить площади обследуемых территорий, что в настоящее время необходимо для решения вопросов исправления реестровых ошибок, проведения мероприятий по вовлечению в оборот неэффективно используемых земельных участков, мониторинга использования земельных участков для строительства, наполнения данными дистанционного зондирования Земли высокого разрешения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"
Реализация разрабатываемой Программы направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" и "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и соответствующих им показателей:
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сфер