О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2021 г. № 1701
МОСКВА
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 375; № 10, ст. 1500; № 18, ст. 2652; № 38, ст. 5860; № 42, ст. 6462; 2019, № 5, ст. 372; № 15, ст. 1747; № 26, ст. 3425; № 34, ст. 4880; № 46, ст. 6496; № 49, ст. 7141, 7142; № 50, ст. 7402; № 52, ст. 7960; 2020, № 1, ст. 70; № 9, ст. 1204; № 12, ст. 1763; № 14, ст. 2128; № 15, ст. 2301; № 22, ст. 3488; № 26, ст. 4126; № 30, ст. 4925; 2021, № 2, ст. 386, 460; № 7, ст. 1134; № 12, ст. 2025; № 21, ст. 3600; № 29, ст. 5644) .
2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской по перечню согласно приложению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 2 и 4 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 7 октября 2021 г. № 1701
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202)
1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:
"Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года
I. Оценка текущего состояния сферы образования Российской Федерации
1. Среднее профессиональное образование
На территории Российской Федерации действуют 3273 профессиональные образовательные организации, в том числе 2890 государственных образовательных программ среднего профессионального образования реализуют также образовательные организации высшего образования. Общая численность студентов в 2020/21 учебном году составляла 3336323 человека, из них 86, 67 процента - студенты очной формы обучения. Контингент обучающихся за последние 3 года увеличился на 329963 студента. За счет средств федерального бюджета обучается 7, 25 процента студентов, за счет средств регионального и муниципального бюджетов - 60, 22 процента, с полным возмещением стоимости - 32, 53 процента. Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования в 2020 году - около 700 тыс. человек. По результатам мониторинга, проведенного в 2020 году, показатель трудоустройства выпускников 2018 года в 2019 году составил 58, 15 процента. При этом главной проблемой среднего профессионального образования остается недостаточное взаимодействие с работодателями при реализации образовательных программ среднего профессионального образования.
Более 500 профессиональных образовательных организаций осуществляют подготовку на новейшем учебно-лабораторном и производственном оборудовании, соответствующем лучшим мировым практикам. По данным 2019 года, 34, 2 процента машин и оборудования, которые используются в образовательной деятельности, обновлены за последние 5 лет, средства, как правило, вкладываются в колледжи - точки роста (центры проведения демонстрационного экзамена, специализированные центры компетенций, межрегиональные центры компетенций) . С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Дошкольное образование
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2020 году составляла 99, 17 процента. Остается актуальным вопрос обеспечения доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) , в 2020 году она составляла 91, 65 процента. 99471 ребенок указанного возраста не был обеспечен местом в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В рамках мероприятий по созданию новых и дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1, 5 до 3 лет, которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в 2019 году создано 87751 место (602 объекта) , в 2020 году - 75853 места, а также 8619 мест в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения, в том числе в игровой форме. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2020 году на базе более чем 15 тыс. консультационных центров) .
3. Общее образование
На начало 2020/21 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 16893700 человек, функционировало 39980 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. Во 2-ю смену обучались 2208441 человек (около 13 процентов общего числа обучающихся) , в 3-ю смену - 19592 школьника (0, 1 процента) . Предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию инфраструктуры общего образования и создание новых мест. Так, с января 2019 г. по июнь 2021 г. было создано 147, 9 тыс. новых мест. Дополнительно с 2021 года началась реализация мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации 647 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, предусматривающих возможность использования концессионных соглашений.
К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, продолжается обновление федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
В 2020 году в системе общего образования трудились 1347925 педагогических работников, из которых 1087325 - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.
Около 7, 3 млн. учащихся 1 - 4 классов во всех общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации получают бесплатное горячее питание, ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом.
В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции выросло число школьников и студентов, обучавшихся с применением дистанционных технологий по программам начального образования - 14, 7 процента, по программам основного общего образования - 15, 9 процента, по программам среднего общего образования - 19 процентов, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 39, 8 процента, по программам подготовки специалистов среднего звена - 43, 5 процента.
В Российской Федерации более 1, 25 млн. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тыс. детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.
Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.
4. Дополнительное образование
В 2020 году охват детей дополнительными общеобразовательными программами составил 75 процентов. По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей, в 2020/21 учебном году дополнительные общеобразовательные программы реализовывались в 135 детских технопарках "Кванториум" и в 85 мобильных технопарках для детей из сел и малых городов, в 30 ключевых центрах дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования, в 71 центре цифрового образования детей "IT-куб". Создано 520 тыс. новых мест дополнительного образования детей. В соответствии с целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей в 57 субъектах Российской Федерации внедрены механизмы персонифицированного финансирования и персонифицированного учета. Вместе с тем не в полной мере решена проблема доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
Ежегодно увеличивается число федеральных и региональных мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей детей (на 2020/21 учебный год - 820 мероприятий) . Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности, включает сведения о более 210 тыс. победителей и призеров олимпиад и конкурсов. Для них предусмотрены различные виды поддержки при поступлении на обучение в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования.
В 2021 году в период летних каникул организованным отдыхом и оздоровлением охвачено более 4 млн. детей, в том числе благодаря государственному субсидированию части стоимости путевок в детские лагеря.
Важный элемент системы воспитания детей и молодежи - государственная поддержка различных форм социальной активности, в частности, добровольческой (волонтерской) деятельности. В 2020 году только во Всероссийской акции взаимопомощи в условиях распространения коронавируса "Мы вместе" приняли участие 119 тыс. добровольцев.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, включающая процедуры государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, систему государственной итоговой аттестации, участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества результатов образования.
Для организации и проведения государственной итоговой аттестации создан и функционирует комплекс информационных систем, объединенных в федеральную информационную систему. Применяемые технологические решения обеспечивают сбор, обработку, хранение и предоставление информации об участниках государственной итоговой аттестации и о ее результатах. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен. В 2021 году единый государственный экзамен прошел во всех субъектах Российской Федерации и в 58 иностранных государствах. На участие в государственной итоговой аттестации было заявлено более 724 тыс. человек, из них почти 630 тыс. человек - выпускники текущего года.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере образования
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. и от 21 апреля 2021 г.
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63, 3 процента;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.
С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Реализация субъектами Российской Федерации своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Программы и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программы. Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Программы по годам ее реализации.
Таким образом, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере образования основываются на принципах комплексности, преемственности и взаимодополняемости.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Российской Федерации
Для достижения цели Программы "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63, 3 процента в 2030 году" решаются задачи формирования новой (более эффективной) модели среднего профессионального образования, синхронизированной с прогнозными запросами отраслей экономики и региональных рынков труда, вовлечения отраслевых предприятий в подготовку рабочих кадров посредством софинансирования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, участия в управлении колледжами, реализации дуальной (практико-ориентированной) модели обучения. Совместно с автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство по развитию квалификаций" профессиональными сообществами и учебно-методическими объединениями формируется новый перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с учетом исключения около 200 неактуальных профессий, добавления новых и приведения в соответствие с принятыми профессиональными стандартами, актуализируется по профессиям и специальностям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Модернизируется материально-техническая база профессиональных образовательных организаций, создаются центры опережающей профессиональной подготовки. Формируется единая база цифровых компетентностных профилей выпускников, платформенное сопровождение студентов, желающих стать самозанятыми.
Обеспечивается повышение уровня компетентности управленческих команд профессиональных образовательных организаций и квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) в соответствии с мировыми стандартами в реальных производственных условиях, их сертификация.
Ежегодное проведение национальных чемпионатов по п