ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 сентября 2021 г. № 2580-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р, от 23.01.2024 № 124-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - план мероприятий) .
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами и исполнительным органам субъектов Российской Федерации осуществлять финансовое обеспечение плана мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий финансовый год. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
3. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана мероприятий, ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Минтруд России информацию о ходе реализации плана мероприятий.
4. Минтруду России ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана мероприятий на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана мероприятий.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию плана мероприятий. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 16 сентября 2021 г. № 2580-р
ПЛАН мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р, от 23.01.2024 № 124-р)
Наименование мероприятия | Ответственные исполнители и соисполнители | Срок реализации | Вид документа | Ожидаемый результат | |
I. Мероприятия, направленные на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей и активного долголетия | |||||
1. | Проведение информационной кампании, направленной на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, а также на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства | Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2024 годы | доклад в Минтруд России (ежегодно) | популяризация и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного родительства; не менее 2, 5 млн. человек ежегодно используют ресурсы интернет-портала"Я-родитель!" (www.ya-roditel.ru) ; не менее 5 млн. человек ежегодно охвачены мероприятиями по продвижению традиционных семейных ценностей, повышению престижа семьи и ответственного родительства; не менее 80 субъектов Российской Федерации ежегодно проводят региональные мероприятия в рамках программы Всероссийского конкурса "Семья года" |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
2. | Обобщение опыта реализации в субъектах Российской Федерации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания, направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций и их родителей (законных представителей) ответственного и компетентного родительства, традиционных семейных ценностей | Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 -2025 годы | информационное письмо (ежегодно) в субъекты Российской Федерации о лучших региональных практиках реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания | распространение в субъектах Российской Федерации лучших региональных практик реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
3. | Поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций, внедрение эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации | Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, с участием некоммерческих организаций | 2021 - 2025 годы | доклад в Минтруд России (ежегодно) | не менее 70 некоммерческих организаций ежегодно включены в программы и проекты, мероприятия которых направлены на развитие родительских компетенций, формирование ответственного родительства, внедрение эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
4. | Развитие "серебряного волонтерства" с целью вовлечения граждан пожилого возраста в общественную жизнь | Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2023 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) ; информационное письмо (ежегодно) в субъекты Российской Федерации о лучших региональных практиках "серебряного волонтерства" | распространение в субъектах Российской Федерации лучших региональных практик "серебряного волонтерства" |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
II. Мероприятия по повышению благополучия семей с детьми, направленные на увеличение рождаемости | |||||
5. | Повышение благополучия семей с детьми посредством реализации мероприятий федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" | Минтруд России, Минфин России, Минстрой России, акционерное общество "ДОМ.РФ", исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2024 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | достигнуты запланированные результаты федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", в том числе: увеличено число семей, получающих меры государственной поддержки при рождении детей: в 2021 году - не менее 2460 тыс. семей; в 2022 году - не менее 2530 тыс. семей; в 2023 году - не менее 2560 тыс. семей; к 2024 году - не менее 2560 тыс. семей; улучшены жилищные условия с привлечением специальных ипотечных продуктов: в 2021 году - не менее 60 тыс. семей; в 2022 году - не менее 57 тыс. семей; в 2023 году - не менее 3 тыс. семей; к 2024 году - не менее 120 тыс. семей |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
6. | Создание целостной системы мер поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей | Минтруд России, Минфин России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | созданы условия для предоставления поддержки семьям с детьми на основании единого подхода к определению нуждаемости и независимо от очередности рождения детей |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
7. | Реализация механизма проактивного информирования семей с детьми о праве на получение мер социальной поддержки посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) " | Минтруд России, Минцифры России, Минфин России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 год | правовой акт федерального органа исполнительной власти | созданы условия для повышения информированности граждан о праве на меры государственной поддержки семей с детьми и увеличение охвата граждан, получивших эти меры за счет проактивного информирования; 100 процентов граждан, имеющих учетные записи в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействиеинформационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и давшие согласие на получение проактивного информирования, с 2021 года при рождении ребенка получают уведомления в личном кабинете на "Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) " о положенных мерах социальной поддержки |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
8. | Совершенствование механизма получения мер социальной поддержки семьями с детьми за счет сокращения количества документов, предоставляемых при получении мер социальной поддержки, с использованием модели "Социального казначейства" | Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | созданы условия для получения семьями с детьми мер социальной поддержки на основании только заявления или проактивно: в 2022 году - 50 процентов семей;в 2023 году - 55 процентов семей; в 2024 году - 60 процентов семей |
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р, от 23.01.2024 № 124-р) | |||||
9. | Совершенствование механизма распоряжения средствами материнского (семейного) капитала семьями с детьми, в том числе с целью оптимизации процессов, связанных с распоряжением этими средствами | Минтруд России, Минстрой России, Минфин России, Минэкономразвития России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации | 2023 - 2025 годы | нормативный правовой акт; доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | созданы условия для увеличения числа семей, распорядившихся средствами материнского (семейного) капитала: в 2021 году - 1 060 тыс. семей; в 2022 году - 1 110 тыс. семей; в 2023 году - 1 140 тыс. семей; в 2024 году - 1 150 тыс. семей |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
10. | Совершенствование механизма оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в целях формирования устойчивого повышения доходов семей с детьми и реализации ими своего трудового потенциала | Минтруд России, Минфин России, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | нормативный правовой акт; доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | созданы условия для увеличения доли малоимущих граждан, проживающих в семьях с детьми, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, проживающих в семьях с детьми, - не менее 4, 5 процента ежегодно |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
11. | Обобщение эффективных региональных практик социального сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малообеспеченных, и создание условий для распространения указанных практик во всех субъектах Российской Федерации | Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Минтруд России (ежегодно) | создан и ведется реестр эффективных социальных региональных практик социального сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малообеспеченных |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
12. | Повышение эффективности исполнения судебных актов об уплате алиментов | ФССП России | 2021 - 2025 годы | доклад в Минтруд России (ежегодно) | осуществлены мероприятия, направленные на снижение количества неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов на конец отчетного периода |
13. | Проведение мероприятия "Подарок новорожденному" субъектами Российской Федерации совместно с отечественными производителями товаров для новорожденных в целях распространения положительной практики | Минпромторг России, Минтруд России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) ; информационное письмо (ежегодно) в субъекты Российской Федерации о лучших региональных практиках "Подарок новорожденному" | распространены в субъектах Российской Федерации лучшие региональные практики проведения в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на поддержку семей при рождении детей, а также формирование спроса на российские товары для детей неонатальной группы, повышение их качества |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
14. | Определение общих требований к услуге по присмотру и уходу за детьми в сфере образования | Минпросвещения России, Минтруд России, Минздрав России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор с участием некоммерческих организаций | 2024 год | нормативный правовой акт | созданы условия для повышения качества оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста; принятие нормативного правового акта, определяющего общие требования к услуге по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в сфере образования, а также профессиональный стандарт "Помощник воспитателя", устанавливающийквалификационные требования для оказания присмотра и ухода за детьми дошкольноговозраста в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования |
15. | Реализация мероприятий региональных государственных программ, предусматривающих меры по обеспечению доступности дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет | исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Минпросвещения России (ежегодно) | созданы условия для сохранения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
16. | Организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет | исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Минтруд России (ежегодно) | созданы условия для ежегодного прохождения не менее чем 19 тыс. женщин, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, профессионального обучения в целях приобретения дополнительных навыков или повышения квалификации, которые позволят осуществлять трудовую или иную приносящую доход деятельность |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
17. | Формирование рынка доступного арендного жилья на примере пилотных субъектов Российской Федерации | Минстрой России, акционерное общество "ДОМ.РФ", исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | созданы условия для улучшения жилищных условий семей с детьми за счет некоммерческого арендного фонда |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
18. | Проведение мероприятий по предоставлению семьям с 3 и более детьми бесплатно земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой | исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минстрой России | 2021 год | правовой акт субъекта Российской Федерации; доклад в Минстрой России | нормативно закреплены права семей с 3 и более детьми на бесплатное получение земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
19. | Подготовка предложений по формированию за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации механизма поддержки создания инженерной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых семьям с 3 и более детьми бесплатно | Минстрой России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | определен и реализуется механизм поддержки создания инженерной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых семьям с 3 и более детьми, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
20. | Мониторинг числа семей с 3 и более детьми, стоящих в очереди на получение земельного участка бесплатно и получивших земельный участок, в том числе обеспеченный инженерной инфраструктурой | Минстрой России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации | 2021 - 2025 годы | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | анализ и принятие необходимых мер по снижению количества семей с 3 и более детьми, стоящих в очереди на получение бесплатно земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой |
(Позиция в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 574-р) | |||||
III. Мероприятия по снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья | |||||
21. | Внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации в целях раннего выявления заболеваний у детей |