О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. № 1080
МОСКВА
О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 566, от 18.04.2025 № 522)
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 45, ст. 6246) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2014 г. № 837 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 35, ст. 4758) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. № 930 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 33, ст. 5191) .
3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 2021 г. № 1080
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 566, от 18.04.2025 № 522)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - государственный надзор) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 566)
2. Государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
3. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) , продавцом требований, установленных статьями 36, 38 - 40 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в части зданий и сооружений гидротехнических сооружений (далее - обязательные требования) .
4. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.
5. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:
а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.
6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора
8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
9. Гидротехнические сооружения в целях организации и осуществления государственного надзора подразделяются на классы в зависимости от класса ответственности гидротехнического сооружения, вероятного вреда при аварии гидротехнического сооружения и уровня безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с критериями классификации, установленными Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 566)
10. Присвоение класса гидротехническому сооружению, его изменение осуществляются при внесении сведений о гидротехническом сооружении (и (или) их обновлении) в Российский регистр гидротехнических сооружений после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
Учет гидротехнических сооружений осуществляется в Российском регистре гидротехнических сооружений в соответствии с Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений".
11. В зависимости от класса эксплуатируемого гидротехнического сооружения проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще одного раза в год;
в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще одного раза в 3 года.
В отношении гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.
12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 49 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
а) в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще одного раза в 2 года;
б) в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще одного раза в 4 года.
III. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного надзора
13. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка;
документарная проверка.
14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного надзора, являются:
руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
руководители, заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.
16. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
18. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
19. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, доказательств нарушения обязательных требований при проведении выездных и документарных проверок принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки самостоятельно.
При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
20. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы гидротехнических сооружений Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, проводящие контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту экспертизы и необходимые условия для исследования.
21. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (под обстоятельством непреодолимой силы понимаются обстоятельства, определяемые в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затронули реализацию проведения указанного мероприятия) , в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:
описание обстоятельств непреодолимой силы;
сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
IV. Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) на гидротехнических сооружениях
22. На гидротехнических сооружениях I класса устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - постоянный государственный надзор) .
23. Постоянный государственный надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
24. Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на гидротехнических сооружениях и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком.
25. При осуществлении постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на его осуществление, могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
26. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на осуществление постоянного государственного надзора, проводится оценка:
а) состояния гидротехнических сооружений и их территорий;
б) оснащенности гидротехнических сооружений техническими средствами контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий, а также работоспособности указанных технических средств;
в) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
г) обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на гидротехнических сооружениях (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса") ;
д) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на гидротехнических сооружениях предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;
е) сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими гидротехнические сооружения, обязательных требований;
ж) сведений о планируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими гидротехнические сооружения, мероприятиях на сооружении, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, на предмет своевременности, полноты и достаточности;
з) организации работы комиссий по расследованию причин повреждений на гидротехнических сооружениях;
и) соблюдения на гидротехнических сооружениях требований к проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
к) организации работы аттестационных комиссий по аттестации в области безопасности гидротехнических сооружений организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения;
л) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и повреждений на гидротехнических сооружениях, профилактике аварий и повреждений;
м) правильности идентификации гидротехнических сооружений;
н) готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений.
27. Установление в отношении гидротехнических сооружений режима постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении таких сооружений и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих такие сооружения, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного надзора.
2