О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 1007
МОСКВА
О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2109, от 19.08.2023 № 1352)
В соответствии со статьей 131 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.
2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст. 2641) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 347 "О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 17, ст. 2093) ;
пункт 36 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2316) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. № 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4924) .
4. Установить, что включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановые проверки в рамках государственного надзора в области гражданской обороны, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного надзора в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 1007
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2109, от 19.08.2023 № 1352)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны (далее - федеральный государственный надзор) .
2. Объектами федерального государственного надзора (далее - объект надзора) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) ;
б) виды продукции, предназначенной для гражданской обороны, по перечню согласно приложению (далее - продукция) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
3. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение лицами, указанными в пункте 2 статьи 131 Федерального закона "О гражданской обороне" (далее - контролируемые лица) :
а) обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования в области гражданской обороны) ;
б) требований, установленных пунктами 9 - 24, 26 - 29, 31 - 35, 63 - 65, 74 и 78 - 81 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее соответственно - технический регламент, требования технического регламента) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
4. Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, территориальные органы) .
5. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении федерального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурное подразделение центрального аппарата) ;
в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;
г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурные подразделения территориальных органов) ;
д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.
7. Должностные лица, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 6 настоящего Положения, являются инспекторами.
8. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;
е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
9. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и о восстановлении нарушенного положения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
ж) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
10. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора не вправе:
а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
11. Инспекторы органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - автоматизированная система) .
13. Учет объектов надзора также может осуществляться путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
14. Для учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее - контрольно-наблюдательные дела) .
15. Контрольно-наблюдательные дела обязательно формируются на каждый объект надзора, подлежащий отнесению в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 24 настоящего Положения к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) , и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, оригиналы или копии других документов по вопросам гражданской обороны за последние 5 лет.
16. Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.
17. Основанием для включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела является поступление (установление) информации об объекте надзора, не состоящем на учете.
18. В 10-дневный срок с момента поступления (установления) первичной информации об объекте надзора, не состоящем на учете, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, направляет в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросы в адрес федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, с целью включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела.
19. Соответствующие данные в месячный срок с момента формирования контрольно-наблюдательного дела вносятся в журнал учета объектов надзора.
20. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, ежегодно, к 15 августа, обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора