Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 993
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси) , находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) , автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 2380, от 22.06.2022 № 1123, от 10.11.2022 № 2040)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси) , находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) , автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 993
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси) , находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) , автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 2380, от 22.06.2022 № 1123, от 10.11.2022 № 2040)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси) , находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) , автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц (далее соответственно - надзор, обязательные требования) .
2. Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) .
3. Надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
4. Должностными лицами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченными на осуществление надзора (далее - должностные лица (инспектора) , являются:
а) руководитель (заместители руководителя) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
б) руководители (заместители руководителей) территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
в) иные должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению надзора.
5. Должностными лицами (инспекторами) , уполномоченными на принятие решений о проведении профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
а) руководитель, заместители руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
б) руководители, заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
6. Решение о проведении профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия оформляется в форме приказа.
II. Предмет и объекты надзора
7. Предметом надзора является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) , продавцом (далее - контролируемые лица) обязательных требований:
а) в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - технический регламент Таможенного союза 013/2011) (за исключением требований, установленных пунктами 4.8 - 4.11 статьи 4 технического регламента Таможенного союза 013/2011 и приложениями № 5 и 6 к техническому регламенту Таможенного союза 013/2011) ;
б) в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси) , находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) , установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - технический регламент Таможенного союза 018/2011) (за исключением требований, установленных пунктами 3 и 4 раздела V технического регламента Таможенного союза 018/2011 и приложениями № 8 и 9 к техническому регламенту Таможенного союза 018/2011) ;
в) в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, установленных единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2022 № 1123)
8. Объектами надзора являются:
а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона:
деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива или мазута;
деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению колесных транспортных средств (шасси) и (или) компонентов транспортных средств (шасси) (до начала их эксплуатации) ;
деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц;
б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона:
автомобильный бензин;
дизельное топливо;
судовое топливо;
мазут;
колесные транспортные средства (шасси) ;
компоненты транспортных средств (шасси) ;
электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
9. Учет объектов надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом посредством:
а) информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами;
б) информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;
в) общедоступной информации.
10. Учет объектов надзора осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами на постоянной основе с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - информационная система) .
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает ведение сводного перечня объектов надзора с использованием информационной системы. Включение объектов надзора в сводный перечень объектов надзора осуществляется на основе решений об их отнесении к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2040)
11. Сводный перечень объектов надзора содержит следующую информацию:
а) вид деятельности, которой присвоена категория риска, в соответствии с критериями отнесения объектов надзора к определенной категории риска согласно приложению № 1;
б) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
в) основной государственный регистрационный номер;
г) индивидуальный номер налогоплательщика;
д) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
е) реквизиты решения о присвоении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя категории риска, указание на категорию риска;
ж) сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
III. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления надзора
12. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы осуществляют надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) .
13. При осуществлении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами надзора на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты надзора подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
14. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется с использованием информационной системы руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии либо заместителями руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по представлению руководителя территориального органа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по месту нахождения контролируемых лиц в соответствии с критериями отнесения объектов надзора к определенной категории риска, предусмотренными приложением № 1 к настоящему Положению. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2040)
IV. Профилактические мероприятия при осуществлении надзора
15. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) ежегодно утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по каждому виду контроля и состоит из следующих разделов:
а) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;
б) цели и задачи реализации программы профилактики;
в) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
г) показатели результативности и эффективности программы профилактики.
16. При осуществлении надзора должностные лица (инспектора) проводят следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) самообследование;
д) профилактический визит.
17. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами посредством размещения соответствующих сведений на своих официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") , в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в информационной системе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2040)
18. Территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ежегодно, не позднее 1 декабря, проводят обобщение правоприменительной практики.
19. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад) .
20. Проект доклада размещается на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет" для прохождения процедуры его публичного обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет 1 месяц со дня его размещения на указанном сайте.
21. Доклад утверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и размещается на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
22. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее - предостережение) .
23. Решение об объявлении предостережения принимает руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его территориального органа или иное уполномоченное приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или его территориального органа должностное лицо на основании предложений должностного лица (инспектора) при наличии указанных в пункте 22 настоящего Положения сведений.
24. Предостережение не может содержать требования о представлении контролируемым лицом сведений и документов.
25. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
26. По результатам рассмотрения предостережения в течение 30 календарных дней со дня его получения контролируемое лицо вправе подать в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган, направивший предостережение, возражение против указанного предостережения (далее - возражение) .
27. В возражении указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
28. Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора) в виде электронного документа, подписанного индивидуальным предпринимателем, лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора) .
29. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган по итогам рассмотрения возражения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
30. В целях определения уровня соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контролируемые лица могут самостоятельно оценить соблюдение ими обязательных требований. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 1 год с момента регистрации указанной декларации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или его территориальным органом.
В случае, определенном частью 8 статьи 51 Федерального закона, контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования по истечении 3 лет со дня ее аннулирования решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
31. Профилактический визит проводится должностным лицом (инспектором) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
32. Решение о проведении профилактического визита принимается руководителем (заместителем руководителя) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его территориального органа в соответствии с утвержденной программой профилактики.
33. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
34. В ходе профилактического визита должностное лицо (инспектор) вправе осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
35. По результатам профилактического визита должностное лицо (инспектор) , проводившее профилактический визит, представляет лицу, принявшему решение о проведении профилактического визита, информацию о проведенном профилактическом визите.
36. Информация о проведенном профилактическом визите (в случае необходимости) может содержать предложения о дальнейших действиях, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований.
37. Контролируемое лицо по письменному запросу вправе получить информацию о проведенном профилактическом визите.
38. Обязательные профилактические визиты проводятся должностными лицами (инспекторами) в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, указанной в подпункте "а" пункта 8 настоящего Положения, а также ежегодно в отношении объектов надзора, отнесенных в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению к категориям высокого и значительного рисков.
39. О проведении профилактического визита, в том числе обязательного, контролируемое лицо должно быть уведомлено должностным лицом (инспектором) не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения путем направления копии решения о проведении профилактического визита посредством почтовой связи или электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контролируемым лицом.