ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 марта 2021 г. № 551-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - Концепция) ;
план мероприятий по реализации Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - план) .
2. Минпромторгу России:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции;
осуществлять контроль за реализацией Концепции и плана.
3. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, принять меры по организации выполнения плана в установленные сроки.
4. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Концепции и плана, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, определенным ответственными исполнителями мероприятий плана, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Концепции и плана. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 5 марта 2021 г. № 551-р
КОНЦЕПЦИЯ системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
I. Общие положения
Концепция системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их компетенций в указанной сфере деятельности. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 533-р, от 28 декабря 2018 г. № 2963-р и от 6 февраля 2021 г. № 256-р, международные договоры Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.
Концепция определяет главную цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы, приоритеты, основные направления, необходимые условия, риски и механизм контроля создания и развития системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - система мониторинга) .
Система мониторинга рассматривается как составная часть государственной системы управления противодействием незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.
Положения Концепции уточняются и дополняются путем внесения в нее корректив с учетом осуществления мероприятий по развитию системы мониторинга и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
Для целей Концепции используются следующие понятия и определения:
"заинтересованная сторона" - лицо или организация, которые могут воздействовать, или на которых могут воздействовать, или которые считают, что на них влияет какое-либо решение или деятельность (потребители, собственники, работники организации, поставщики, ассоциации, партнеры, общество и др.) ;
"идентификация проблемы" - процесс обнаружения, распознавания и описания проблемы;
"карта проблем" - инструмент отображения совокупности выявленных проблем и уровня их влияния на деятельность организации;
"качество" - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям;
"компетентность" - продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике;
"контрафактная промышленная продукция" - товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение;
"корректирующее действие" - действие, предпринятое для устранения причины проблемы;
"критерии проблемы" - признаки, основанные на целях организации и контексте (внешней и внутренней ситуации) , в соответствии с которыми оценивают значимость проблемы;
"лучшая (передовая) практика" - испытанная и оформленная документально практика безошибочной работы, которая превышает параметры общепризнанной деятельности в определенной сфере деятельности;
"маркировка" - комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;
"мониторинг" - постоянное наблюдение ситуации, определение проблем, анализ проблем и прогнозирование их развития, установление основных сторон, заинтересованных в решении проблем, подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий;
"незаконный оборот промышленной продукции" - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решениями суда или уполномоченного органа государственной власти;
"неопределенность" - состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности;
"оценка проблемы" - общий процесс идентификации проблемы, анализа проблемы и оценивания проблемы;
"последствие" - результат события, влияющий на главную цель системы мониторинга. Последствие может иметь положительное или отрицательное влияние на главную цель системы мониторинга;
"постоянное улучшение" - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования;
"причина проблемы" - элемент, который отдельно или в комбинации имеет собственный потенциал, чтобы вызвать проблему;
"промышленная продукция" - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
"прослеживаемость движения товаров" - комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в государственной информационной системе;
"система управления мониторингом" - совокупность процессов, методик, информационных систем, направленных на достижение целей и задач управления мониторингом;
"соответствие" - выполнение требования;
"средство идентификации" - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода либо с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации или записанная на радиочастотную метку;
"субъекты обращения промышленной продукции" - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении промышленной продукции;
"требование" - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (установленным является такое требование, которое определено, например, в документе) ;
"фальсифицированная промышленная продукция" - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза;
"эффективность" - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
II. Необходимость создания и развития системы мониторинга
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" осуществление мониторинга в рассматриваемой сфере деятельности возложено на специально образованные:
Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) ;
комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации (далее - региональные комиссии) .
Государственная комиссия проводит мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - мониторинг ситуации) и координирует деятельность следующих федеральных органов исполнительной власти:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство спорта Российской Федерации;
Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по аккредитации.
Организационное и материально-техническое обеспечение Государственной комиссии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации на региональном уровне и координируют деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организационное обеспечение деятельности региональных комиссий осуществляется высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 124-р)
На местном уровне в пределах своей компетенции мониторинг ситуации осуществляют органы местного самоуправления.
Государственная комиссия и региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации во взаимодействии с общественными объединениями и предпринимательским сообществом.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 256-р мониторинг достижения целей и задач государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции осуществляется посредством следующих основных инструментов:
федеральная государственная информационная система "Единая межведомственная информационно-статистическая система", администрируемая Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики;
государственная автоматизированная информационная система "Управление", администрируемая Министерством экономического развития Российской Федерации;
федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок", администрируемая Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации, администрируемая Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении объектов, предназначенных для обеспечения маркировки отдельных видов товаров и мониторинга их оборота, от 7 июня 2019 г.
В соответствии с Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 2963-р, ключевыми целями создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров являются:
обеспечение получения достоверной и оперативной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга ситуации и контроля конкурентной среды на товарных рынках;
обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.
В настоящее время маркируются средствами идентификации лекарственные препараты для медицинского применения, табачная продукция, обувные товары, духи и туалетная вода, фототовары, шины, данные о которых от производства (импорта) до выбытия на кассе поступают в соответствующие информационные системы и используются как контрольно-надзорными органами Российской Федерации, так и непосредственно гражданами.
Проводятся соответствующие добровольные эксперименты по маркировке средствами идентификации готовой и упакованной молочной продукции, упакованной воды, технических средств реабилитации - кресел-колясок.
Запланировано введение обязательной маркировки средствами идентификации некоторых категорий товаров легкой промышленности, отдельных видов молочной продукции.
Задачи системы мониторинга также решаются в рамках международного сотрудничества, особенно с государствами - членами Евразийского экономического союза. Подписаны совместные заявления о взаимодействии в рассматриваемой сфере с Республикой Белоруссия, Республикой Армения, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой. Активизируется информационный обмен, ведется работа по гармонизации нормативно-правовой базы и взаимоувязке информационных систем контроля за незаконным оборотом промышленной продукции.
В рамках заседания Совета Глав Правительств стран Содружества Независимых Государств заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции от 26 мая 2017 г.
В целях привлечения общественного внимания к проблеме незаконного оборота промышленной продукции, организации конструктивного диалога представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, науки и общественности стран Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза для выработки совместных решений и обмена опытом организуются международные мероприятия различного формата и уровня. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации регулярно проводится Международный Форум "Антиконтрафакт".
Государственная комиссия готовит и ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклады о ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.
Существующее состояние системы мониторинга рассматривается как начальная фаза ее развития, которая обладает значительным потенциалом для улучшения и характеризуется рядом следующих нерешенных проблем:
не разработаны единая методология, методическое и нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга;
отсутствует единая система сбора и обмена информацией, имеющаяся государственная статистика, данные ведомственной отчетности и экспертные оценки не позволяют вести полноценный и оперативный мониторинг;
отсутствует общий подход к измерению и оценке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, обеспечивающий сопоставимость и измеримость результатов, в том числе по различным отраслям экономики;
не сформировано единое информационно-функциональное пространство, мониторинг ситуации осуществляется в ручном режиме, его процедуры не автоматизированы;
отмечается недостаточность научного, кадрового, информационного и программно-технического обеспечения для решения задач системы мониторинга;
проявляются существенные недостатки межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия;
наблюдается недостаточная развитость механизмов корпоративного и общественного контроля.
Необходимость развития системы мониторинга также обосновывается:
национальными интересами и высокой степенью негативного влияния незаконного оборота промышленной продукции на качество жизни населения, экономику, социальную сферу, формирование доходов бюджетной системы, экономическую безопасность Российской Федерации и др.;
стратегическими целями, задачами и приоритетами государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
ожиданиями основных заинтересованных сторон (прежде всего российских потребителей и производителей промышленной продукции) ;
быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации об обороте промышленной продукции, находящихся в государственных информационных системах, а также ускоренным развитием цифровых технологий;
сокращением времени, требуемого для эффективного реагирования на возникающие вызовы и угрозы.
Ответом на стоящие проблемы, вызовы и угрозы служит Концепция.
III. Главная цель и задачи системы мониторинга
Главной целью создания и развития системы мониторинга является повыш