О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2020 г. № 2428
МОСКВА
О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520, от 14.09.2021 № 1559, от 16.08.2023 № 1341, от 23.05.2024 № 637)
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года.
2. Установить, что формирование планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с учетом особенностей проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Правительством Российской Федерации, начиная с планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520)
21. Формирование планов проведения плановых проверок на 2022 год в отношении видов лицензионного контроля, регулирование которых с 1 марта 2022 г. осуществляется на основании Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", производится в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1559)
3. Установить, что реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных им организаций и учреждений, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2020 г. № 2428
ПРАВИЛА формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 № 1341, от 23.05.2024 № 637)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план) , его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года.
2. Ежегодные планы формируются следующими контрольными (надзорными) органами, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля в соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":
а) федеральные органы исполнительной власти (включая территориальные органы) , Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовые компании, государственные учреждения, осуществляющие вид федерального государственного контроля (надзора) ;
б) исполнительные органы субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, осуществляющие вид регионального государственного контроля (надзора) , полномочия по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора) , если указанные полномочия переданы исполнительным органам субъектов Российской Федерации, вид муниципального контроля в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 № 1341)
в) органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, осуществляющие вид муниципального контроля, полномочия по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора) , вида регионального государственного контроля (надзора) , если указанные полномочия переданы органам местного самоуправления.
3. При формировании ежегодного плана может предусматриваться проведение совместных плановых контрольных (надзорных) мероприятий с другими контрольными (надзорными) органами. Совместные плановые контрольные (надзорные) мероприятия включаются в ежегодный план в соответствии с настоящими Правилами как отдельные контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые контрольными (надзорными) органами в отношении одного объекта государственного контроля (надзора) , муниципального контроля (далее - объект контроля) в единый период времени.
4. В ежегодные планы не включаются контрольные (надзорные) мероприятия по видам государственного контроля (надзора) , видам муниципального контроля, по которым федеральным законом о виде контроля, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) , положением о виде регионального государственного контроля (надзора) , положением о виде муниципального контроля, а в случае, если отдельное положение о виде лицензионного контроля отсутствует, - положением о лицензировании вида деятельности (далее - положение о виде контроля) установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках вида государственного контроля (надзора) , муниципального контроля не проводятся.
5. Проект ежегодного плана формируется в машиночитаемом виде с использованием единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, а также информационной системы контрольного (надзорного) органа и (или) иных информационных систем, созданных в целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора) , муниципального контроля.
6. Проект ежегодного плана формируется на основе перечней объектов контроля по видам государственного контроля (надзора) , видам муниципального контроля, содержащимся в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора) , видов регионального государственного контроля (надзора) , видов муниципального контроля, в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля для категорий риска, к которым отнесены объекты контроля.
7. В ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, а если такие контрольные (надзорные) мероприятия ранее не проводились, - то с даты:
а) государственной регистрации организации или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель) , за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
б) начала осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем отдельного вида предпринимательской деятельности, если такое начало требует подачи уведомления;
в) иного события, установленного федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля, которое ведет к возникновению объекта контроля.
8. В проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе:
а) наименование контрольного (надзорного) органа;
б) вид государственного контроля (надзора) , вид муниципального контроля;
в) виды контрольных (надзорных) мероприятий, предмет контрольных (надзорных) мероприятий, сроки их проведения;
г) контрольные (надзорные) мероприятия, с которыми контрольные (надзорные) мероприятия проводятся совместно (при наличии) ;
д) основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;
е) объекты контроля, включая адреса мест осуществления организациями, индивидуальными предпринимателями деятельности или адреса нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, категории риска, к которым отнесены объекты контроля;
ж) сведения о контролируемых лицах, включая индивидуальный номер налогоплательщика, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) .
9. Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Органы прокуратуры осуществляют рассмотрение проекта ежегодного плана в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 61 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
10. Представление проекта ежегодного плана на согласование в органы прокуратуры осуществляется посредством его размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом (далее - уполномоченные должностные лица) , в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
11. Уполномоченные должностные лица до 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, рассматривают и учитывают предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план, представленные посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Предложения органов прокуратуры могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, что не приостанавливает их учет в ежегодном плане посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
12. После рассмотрения предложений органов прокуратуры уполномоченные должностные лица посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждают в машиночитаемом формате ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана.
121. Если в проекте ежегодного плана отсутствуют контрольные (надзорные) мероприятия, то он не может быть утвержден и (или) размещен в публичном доступе в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 № 1341)
13. Ежегодные планы размещаются в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, содержащихся в ежегодных планах, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченными должностными лицами в следующих случаях:
а) исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана:
в связи с ликвидацией организации, прекращением гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, влекущими невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в связи с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;
в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект контроля, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
в связи с прекращением действия лицензии или ее аннулированием - для контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных в отношении лицензиатов;
в связи с исключением объекта контроля из перечня объектов контроля;
в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
б) изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил:
в связи с изменением адреса места осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности или адреса нахождения объектов контроля;
в связи с реорганизацией организации;
в связи с изменением наименования организации, а также с изменением фамилии, имени и (или) отчества (при наличии) гражданина;
в связи со сменой контролируемого лица, во владении и (или) пользовании которого находится производственный объект, подлежащий государственному контролю (надзору) , муниципальному контролю (указанное изменение осуществляется путем исключения внесенного ранее электронного паспорта контрольного (надзорного) мероприятия из единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, создания нового электронного паспорта контрольного (надзорного) мероприятия с указанием номера исключенного электронного паспорта контрольного (надзорного) мероприятия при условии отнесения объекта, подлежащего государственному контролю (надзору) , муниципальному контролю, к типу "производственный объект", чрезвычайно высокой или высокой категории риска либо I или II классу опасности. В таком случае все поля исключенного электронного паспорта контрольного (надзорного) мероприятия, кроме описания контролируемого лица, переносятся в создаваемый электронный паспорт контрольного (надзорного) мероприятия автоматически) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 № 1341)
в связи с необходимостью изменения срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, препятствующей внесению сведений напрямую через личный кабинет контрольного (надзорного) органа в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 637)
в связи с невозможностью проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (стихийное бедствие, погодные условия, эпидемия и прочие) и иных обстоятельств, не зависящих от контрольного (надзорного) органа; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 637)
в) включение контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план в связи с отнесением к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска объекта контроля при соблюдении установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 637)
15. Включение в ежегодный план контрольного (надзорного) мероприятия в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 14 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) предложение о включении контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план представляется в машиночитаемом формате на согласование в органы прокуратуры, указанные в пункте 9 настоящих Правил;
б) не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения и с учетом предложений органов прокуратуры уполномоченное должностное лицо включает или не включает контрольное (надзорное) мероприятие в ежегодный план посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
16. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется уполномоченными должностными лицами посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий в течение 2 рабочих дней со дня принятия контрольным (надзорным) органом решения о внесении изменений в ежегодный план.
17. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в течение 2 рабочих дней со дня их внесения размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". О внесении изменений в ежегодный план соответствующий орган прокуратуры уведомляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
18. В случае если предмет планового контрольного (надзорного) мероприятия изменяется в связи с дополнением соответствующих нормативных правовых актов новыми обязательными требованиями, соответствующее контрольное (надзорное) мероприятие подлежит повторному согласованию с органами прокуратуры. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 № 1341)
19. В случае необходимости включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план в соответствии с подпунктом "в" пункта 14 настоящих Правил и отсутствия ежегодного плана по соответствующему виду контроля и контрольному (надзорному) органу создается новый ежегодный план, в который включается соответствующее контрольное (надзорное) мероприятие после согласования с органами прокуратуры. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 № 1341)