О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2020 г. № 2117
МОСКВА
О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и Центре компетенций по новым производственным технологиям
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706, от 12.05.2023 № 746)
В целях обеспечения поддержки российских производителей в сфере информационно-коммуникационных технологий, расширения применения российских информационных технологий, а также повышения эффективности процессов импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Создать Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, к полномочиям которого относятся:
а) оценка мер по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, предусматривающая выполнение следующих работ:
выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение методологической и экспертной поддержки органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний с государственным участием, в том числе организаций, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия государственных корпораций и компаний с государственным участием превышает 50 процентов, организаций и учреждений, институтов развития по вопросам импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий;
анализ закупок информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок информационно-коммуникационных технологий, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы закупок отдельными видами юридических лиц;
подготовка и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заключений, содержащих сведения о нарушениях при проведении закупок информационно-коммуникационных технологий требований законодательства Российской Федерации, устанавливающего запрет (ограничения) на допуск товаров, работ (услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий, происходящих из иностранных государств, а также законодательства Российской Федерации, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
осуществление независимого мониторинга уровня использования российских информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления, в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием, а также мониторинга реализации принятых нормативными правовыми актами решений по переходу на использование российских информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления, государственных корпорациях и компаниях с государственным участием;
подготовка заключений в отношении документов (проектов документов) стратегического планирования, содержащих мероприятия по развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных, федеральных целевых программ и проектов, предусматривающих разработку и применение программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также планов (проектов планов) перехода на использование российских информационно-коммуникационных технологий (за исключением документов, сведения о которых отнесены к государственной тайне) , формируемых государственными органами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
подготовка заключений, содержащих оценку обоснованности отказа органов государственной власти, государственных корпораций и компаний с государственным участием от закупки отечественного программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, в том числе обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
методологическое сопровождение организации и осуществления тестирования программного обеспечения в целях обеспечения проверки его функциональных возможностей, совместимости между собой, с российской радиоэлектронной продукцией, телекоммуникационным оборудованием и с программно-аппаратными комплексами;
обеспечение проведения независимой оценки и согласование планов осуществления мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, подготовленных государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, в том числе организациями, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия государственных корпораций и компаний с государственным участием превышает 50 процентов;
анализ и проведение проверки документов и сведений о программном обеспечении в целях формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации;
б) осуществление методологического сопровождения разработки стратегий цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием и мониторинга их реализации, предусматривающее выполнение следующих работ:
осуществление консультаций акционерных обществ с государственным участием по вопросам разработки, утверждения и реализации стратегий цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием, формирования ключевых показателей эффективности;
проведение экспертизы соответствия стратегий цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием положениям методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, одобренных на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, и подготовка соответствующих заключений;
проведение информационной кампании по популяризации лучших решений и практик в сфере цифровой экономики и цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием;
оценка текущего состояния, барьеров и перспектив цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием, применения методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием с учетом результатов мониторинга разработки, утверждения и реализации стратегий цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием, уровня готовности к цифровой трансформации (цифровой зрелости) акционерных обществ с государственным участием, а также международного опыта в области государственной политики в сфере цифровой трансформации и выработка предложений по актуализации методической базы по цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
11. Создать при участии Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Центр компетенций по новым производственным технологиям, к полномочиям которого относится осуществление следующих поддерживающих работ, предусмотренных "дорожной картой" развития высокотехнологичной области "Новое индустриальное программное обеспечение" на период до 2030 года: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 746)
а) разработка актуальной системы целевых показателей и методики их расчета в соответствии с планом мероприятий "дорожной карты" развития высокотехнологичной области "Новое индустриальное программное обеспечение" на период до 2030 года в целях развития российского промышленного программного обеспечения на основе анализа российского и зарубежного рынков, включая расчет интегрального показателя, отражающего уровень развития технологий промышленного программного обеспечения, - индекса технологической независимости в области промышленного программного обеспечения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 746)
б) разработка предложений по новым механизмам поддержки проектов внедрения и сопровождения российского промышленного программного обеспечения на основе передового зарубежного опыта;
в) разработка перечня технологий промышленного программного обеспечения высокой степени готовности и актуализация перечня ключевых технологических задач;
г) реализация организационно-методологических функций по развитию высокотехнологичной области "Новое индустриальное программное обеспечение" на период до 2030 года и выполнению мероприятий "дорожной карты" развития высокотехнологичной области "Новое индустриальное программное обеспечение" на период до 2030 года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 746)
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
2. Формирование решений Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и Центром компетенций по новым производственным технологиям осуществляется исходя из принципа независимости принимаемых ими решений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий и органов государственной власти. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
3. Установить, что порядок взаимодействия государственных органов и Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий при подготовке решений, принимаемых в соответствии с указанными в пункте 1 настоящего постановления полномочиями, и учета таких решений определяется соглашениями о взаимодействии между государственными органами и Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, если иное не определено законодательством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
4. В соответствии с указанными в пункте 3 настоящего постановления соглашениями государственные органы предоставляют Центру компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий необходимые информационные и аналитические материалы и сведения, а также предоставляют доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах и информационных системах государственных органов в порядке, определяемом соглашениями о взаимодействии, заключаемыми между государственными органами и Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий представить в Правительство Российской Федерации предложения по участию представителей Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий в рабочих органах правительственных комиссий, межведомственных и ведомственных рабочих координационных и экспертных органах, деятельность которых направлена на импортозамещение. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
6. Учет решений Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется в рамках деятельности Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
7. Функции Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и Центра компетенций по новым производственным технологиям осуществляет на добровольной основе автономная некоммерческая организация "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
8. Финансовое обеспечение деятельности Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий по осуществлению его полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на соответствующие цели, а также собственных средств Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
81. Финансовое обеспечение полномочий Центра компетенций по новым производственным технологиям, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 11 настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на соответствующие цели. Финансовое обеспечение деятельности Центра компетенций по новым производственным технологиям и полномочий, в том числе предусмотренных подпунктом "г" пункта 11 настоящего постановления, осуществляется за счет внебюджетных средств. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
9. Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации аналитический доклад о состоянии дел в области импортозамещения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации, а также публикует в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте аналитические материалы и результаты работ, выполнение которых осуществлялось за счет бюджетных средств. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
10. Рекомендовать:
Счетной палате Российской Федерации при осуществлении возложенных на нее в соответствии с законодательством Российской Федерации функций осуществлять взаимодействие с Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий по вопросам, связанным с использованием информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, государственных компаний и государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, организаций, учреждений и институтов развития;
Центральному банку Российской Федерации, государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным компаниям и государственным корпорациям, акционерным обществам с государственным участием, организациям, учреждениям и институтам развития при формировании и реализации стратегий, концепций, программ, планов, предусматривающих мероприятия по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий, осуществлять взаимодействие с Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий по вопросам внедрения и использования российских информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, в том числе по вопросам перехода на использование российского программного обеспечения.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
11. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 548 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 19, ст. 2304) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1706)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 декабря 2020 г. № 2117
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий"
1. Пункты 2 - 4 изложить в следующей редакции:
"2. Субсидия предоставляется в целях осуществления организацией методологического сопровождения разработки стратегий цифровой трансформации акционерных обществ с государственным участием и мониторинг их реализации, а также оценки мер по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
3. Достижение целей, указанных в пункте 2 настоящих Правил, предусматривает выполнение следующих работ:
а) анализ программ импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий, разработанных и реализуемых федеральными органами исполнительной власти и акционерными обществами с государственным участием, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р (далее - акционерные общества с государственным участием) ;
б) выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий;
в) обеспечение методологической и экспертной поддержки органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, акционерных обществ с государственным участием, организаций и учреждений, институтов развития по вопросам импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий по согласованию с ними;
г) анализ закупок информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок информационно-коммуникационных технологий, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы закупок отдельными видами юридических лиц;
д) подготовка и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заключений, содержащих сведения о нарушениях при проведении указанных закупок законодательства Российской Федерации о закупках, законодательства Российской Федерации, устанавливающего запрет (ограничения) на допуск товаров, работ (услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий, происходящих из иностранных государств, а также законодательства Российской Федерации, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым,