О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2020 г. № 2055
МОСКВА
Действует до 1 января 2027 г. - пункт 2 настоящего постановления
О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174, от 20.10.2023 № 1752)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 декабря 2020 г. № 2055
ПОЛОЖЕНИЕ о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174, от 20.10.2023 № 1752)
1. Настоящее Положение определяет порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект) , отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория) .
2. В целях настоящего Положения под предельно допустимыми выбросами понимаются предельно допустимые выбросы, используемые в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха", а также нормативы допустимых выбросов, указанные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
3. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для стационарных источников устанавливаются следующие нормативы выбросов:
а) предельно допустимые выбросы (нормативы допустимых выбросов) ;
б) технологические нормативы выбросов;
в) предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
г) технические нормативы выбросов.
4. Технологические нормативы выбросов разрабатываются и устанавливаются в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и принятыми в рамках реализации положений указанной статьи нормативными правовыми актами.
5. Предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при котором вредное физическое воздействие от такого и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.
Предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
6. При определении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, а также методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
7. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ.
8. Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Определение фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Особенности учета фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха при определении нормативов допустимых выбросов устанавливаются методикой, указанной в пункте 6 настоящего Положения.
9. Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Для планируемых в целях строительства объектов нормативы допустимых выбросов рассчитываются на основании материалов оценки воздействия на окружающую среду при разработке соответствующих разделов проектной документации, подготавливаемой в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.
Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) , признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.
10. Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение в соответствии со статьей 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - комплексное экологическое разрешение) , нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.
Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
11. Для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях:
а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) , или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
12. Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) .
13. Для объектов I категории до получения в установленные законодательством Российской Федерации сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы.
Для объектов II категории (за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение) и объектов III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются в соответствии с пунктом 6 статьи 231 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
14. Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (далее - план) , а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (далее соответственно - сроки достижения нормативов, предложения по срокам достижения нормативов) .
Предложения по срокам достижения нормативов для объектов I категории не могут превышать 7 лет. При этом предусмотренные планом сроки достижения нормативов на объекте I категории могут быть утверждены позднее установленных законодательством Российской Федерации сроков получения комплексного экологического разрешения для такого объекта.
План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал) в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления плана и предложений по срокам достижения нормативов, представляет их на утверждение в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, в рамках установленных статьями 6 и 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" полномочий в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения плана и предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов (с приложением плана) или мотивированный отказ в их утверждении. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
Представление указанных документов и информации может осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
15. Основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:
а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в ранее утвержденном плане (при наличии ранее утвержденного плана) ;
б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации ранее утвержденного плана (при наличии ранее утвержденного плана) ;
в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения нормативов допустимых выбросов.
16. Для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:
полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии) , основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) , место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии) , реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий;
информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.
В случае если объект расположен в пределах территорий 2 и более субъектов Российской Федерации, полномочия в границах которых осуществляются 2 и более территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет указанные документы и заявление в один из таких территориальных органов по своему усмотрению.
17. К заявлению прилагаются следующие материалы:
а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности (заполняются в составе интерактивной формы заявления на едином портале) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
б) проект нормативов допустимых выбросов.
18. Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели, помимо сведений, указанных в пункте 17 настоящего Положения, также представляют проект плана.
19. Для установления разрешением на выбросы нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют заявление и материалы, указанные в подпункте "а" пункта 17 настоящего Положения, при помощи интерактивной формы заявления на едином портале.
Прилагаемые к заявлению иные сведения и материалы на получение разрешения на выбросы представляются в виде электронных документов.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
20. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов и принимают решение об установлении нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием) .
Прием и регистрация представленных заявления, материалов и проекта плана осуществляются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 1 рабочего дня со дня поступления таких материалов. Межведомственное и внутриведомственное информационное взаимодействие по получению документов, которые необходимы для выдачи разрешения на выбросы и находятся в распоряжении государственных органов, осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления и материалов на выдачу разрешения на выбросы. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
Срок рассмотрения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявки и материалов на получение разрешения на выбросы, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов, не может превышать 30 рабочих дней со дня получения таких заявки и материалов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
Срок рассмотрения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявки и материалов на получение разрешения на выбросы, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов и временно разрешенные выбросы, не может превышать 30 рабочих дней со дня получения таких заявки и материалов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1752)
В случае выявления некомплектности или неполноты представленных документов, а также наличия технических ошибок рассмотрение заявки и материалов на получение разрешения на выбросы может быть приостановлено на 30 рабочих дней, о чем юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется в электронной форме с использованием единого портала с указанием причин приостановки и уведомлением о документах, которые необходимо представить, и (или) об ошибках, которые необходимо устранить. При этом общий срок рассмотрения заявления и материалов продлевается на срок указанного приостановления. Непредставление или непредставление в установленный срок недостающих документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на выбросы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
Решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы в день принятия такого решения размещается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на едином портале. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 174)
21. Основаниями для отказа в установлении нормативов допустимых выбросов являются представление недостовер