О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2020 г. № 662
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Федеральной службой по финансовому мониторингу согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными государственными органами и предварительно проработанный с государствами - участниками Содружества Независимых Государств проект Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (прилагается) .
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора.
Исполняющий обязанностиПредседателя Правительства Российской Федерации А.Белоусов
Проект
ДОГОВОР государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Государства - участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,
придавая важное значение международному сотрудничеству в области соблюдения общепризнанных прав и свобод человека,
исходя из принципов равноправия и взаимного сотрудничества Сторон,
принимая во внимание положения международных документов Организации Объединенных Наций и Содружества Независимых Государств, принятых в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения,
признавая, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения требует использования современных и эффективных форм, методов и средств,
считая, что одним из таких методов является лишение преступников доходов от преступной деятельности и других средств, используемых для совершения преступлений,
в целях совершенствования правовой основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и сотрудничества в этой сфере
договорились о нижеследующем:
Раздел I. Общие положения
Статья 1
Стороны в соответствии с настоящим Договором, международными обязательствами и национальным законодательством сотрудничают, координируют свою деятельность, объединяют усилия государственных органов, общественных и иных объединений и организаций, а также граждан в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 2
В настоящем Договоре используются следующие основные понятия:
"бенефициарный собственник" - физическое лицо (лица) :
от имени или в интересах которого совершается операция (сделка) ;
которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом или контролирует клиента (бенефициарным собственником клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным собственником является иное физическое лицо) ;
которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) фактически контролирует юридическое лицо или юридическое образование, иностранный траст, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства;
"доходы, полученные преступным путем" - денежные средства или иное имущество, а также любая финансовая и/или иная материальная выгода, полученные или извлеченные прямо или косвенно в результате совершения преступления, предусмотренного законодательством Сторон;
"замораживание (блокирование) " - запрет на осуществление операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и/или запрет на предоставление (прямого или опосредованного) доступа к любым средствам или финансовым услугам в отношении юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, групп и организаций, причастных к террористической деятельности и распространению оружия массового уничтожения;
"компетентные органы" - уполномоченные государственные органы Сторон, осуществляющие реализацию настоящего Договора в пределах своей компетенции, установленной законодательством Сторон;
"конфискация" - безвозмездное и окончательное изъятие средств или иного имущества или орудия преступления на основании решения суда или другого компетентного органа, принятого в соответствии с законодательством Сторон;
"легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" - действия по приданию правомерного характера владению, пользованию и/или распоряжению доходами, полученными преступным путем, путем совершения следующих действий:
преобразование или перевод средств или иного имущества, если известно, что такие средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем, осуществляемые в целях сокрытия или утаивания незаконного происхождения этих средств или иного имущества или в целях оказания помощи лицу, участвующему в совершении предикатного преступления, уклониться от ответственности за свои деяния;
приобретение, владение или использование средств или иного имущества, если в момент их получения лицу известно, что такие средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем;
сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения и перемещения средств или иного имущества, а также прав на средства или иное имущество или их принадлежность, если известно, что такие средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем;
"операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом" - действия юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
"орудия преступления" - любое имущество, использованное или предназначенное для использования целиком или частично для совершения преступления или преступлений;
"подозрительные операции (сделки) " - операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, равно как и попытка совершения операции (сделки) , в отношении которых возникают подозрения в том, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершения предикатных преступлений, финансирования терроризма;
"подразделение финансовой разведки" - уполномоченный орган Стороны, осуществляющий сбор, получение, анализ сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации, относящейся к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предикатным преступлениям и финансированию терроризма, и передачу результатов анализа в соответствующие компетентные органы;
"предикатное преступление" - уголовно наказуемое деяние, в результате которого были получены доходы, которые могут стать предметом преступления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
"средства или иное имущество" - имущество (активы) любого рода, материальное или нематериальное (осязаемое или неосязаемое) , движимое или недвижимое, независимо от способа его приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме (в бумажной или электронной) , удостоверяющие право или интересы в отношении такого имущества (активов) или на долю в этом имуществе (активе) , включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, электронные деньги, ценные бумаги и любые проценты, дивиденды и иной доход по ним, нефть и другие природные ресурсы, а также иные активы, которые могут потенциально использоваться для получения денежных средств, товаров и услуг;
"финансирование распространения оружия массового уничтожения" - предоставление или сбор средств любым образом, непосредственно или косвенно, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования деятельности лиц и организаций, не обладающих законными полномочиями по производству, приобретению, обладанию, разработке, перевозке, передаче, применению оружия массового уничтожения, средств его доставки либо иному обороту, экспорту, транзиту, трансграничному перемещению, реэкспорту оружия массового уничтожения, средств его доставки, относящихся к ним материалов, оборудования, технологии;
"финансирование терроризма" - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг любыми методами или способами, прямо или косвенно, с осознанием того, что они предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования организации, подготовки, включая финансирование поездок лиц в иные государства, или совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера либо для подготовки террористов или прохождения такой подготовки, обеспечения террориста или организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) , созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера.
Статья 3
1. В целях реализации настоящего Договора сотрудничество Сторон включает основные направления и формы - гармонизацию законодательства, оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, розыск, арест, замораживание (блокирование) , конфискация и возврат конфискованного имущества, обмен информацией, проведение оперативно-разыскных мероприятий, консультации, обмен представителями, признание перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения.
2. Настоящий Договор не препятствует Сторонам в определении и развитии иных взаимоприемлемых направлений и форм сотрудничества.
3. Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Договора осуществляется на основании запросов (поручений) о правовой помощи по уголовным делам и запросов об оказании содействия (далее - запрос) .
Статья 4
1. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством определяет перечень с указанием в нем подразделения финансовой разведки и компетентных органов и направляет его депозитарию одновременно с предоставлением информации о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу. Стороны в течение одного месяца уведомляют депозитарий об изменении своих подразделений финансовой разведки и компетентных органов.
2. Депозитарий на основании полученных от Сторон уведомлений формирует перечень компетентных органов, рассылает его всем участникам настоящего Договора, а также сообщает обо всех изменениях данного перечня на основании уведомлений, полученных от Сторон.
3. Компетентные органы Сторон по вопросам, предусмотренным настоящим Договором, взаимодействуют друг с другом непосредственно в пределах полномочий, определенных законодательством этих Сторон.
Статья 5
Документы, направляемые в соответствии с настоящим Договором и рассматриваемые как официальные документы на территории одной Стороны, пользуются юридической силой официальных документов на территориях других Сторон и не требуют легализации, если это не противоречит законодательству Сторон, их получивших.
Статья 6
Расходы, связанные с исполнением запроса, несет Сторона, на территории которой они возникли, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.
Раздел II. Формирование нормативно-правовой базы
Статья 7
Стороны принимают меры, необходимые для гармонизации законодательства с учетом международных стандартов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 8
1. Стороны принимают нормативные правовые акты, позволяющие их компетентным органам идентифицировать, разыскивать доходы, полученные преступным путем, орудия преступлений и средства или иное имущество, предназначенные или используемые для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также прибыль и иные выгоды, определенные в пунктах "а", "б" и "в" статьи 24 настоящего Договора, предотвращать и пресекать операции (сделки) с такими доходами и средствами или иным имуществом, их передачу или иное распоряжение ими.
2. Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, предоставляющие ее компетентным органам и подразделению финансовой разведки право запрашивать информацию, необходимую для принятия мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 9
1. Стороны принимают нормативные правовые акты, обязывающие юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, предпринимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые должны включать, в частности:
а) надлежащую проверку клиента;
б) документальное фиксирование сведений о клиентах и бенефициарных собственниках, а также об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
в) хранение документов, содержащих сведения об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом, не менее 5 лет со дня совершения операции (сделки) , а сведений о клиентах и бенефициарных собственниках - не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом;
г) замораживание (блокирование) операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и/или средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Сторон;
д) предоставление в подразделение финансовой разведки сведений об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом, признаки которых определяются в соответствии с законодательством Сторон;
е) запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
ж) отказ в установлении деловых отношений с клиентом и отказ в проведении операции (сделки) клиента при наличии обстоятельств, определенных законодательством Сторон.
2. Стороны принимают нормативные правовые акты, определяющие признаки операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, сведения о которых должны быть предоставлены в подразделение финансовой разведки.
3. Стороны определяют государственные органы, которые осуществляют контроль за реализацией юридическими и/или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, мер, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и наделяют указанные органы полномочиями по оказанию методологического содействия данным лицам для реализации требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
4. Стороны принимают нормативные правовые акты, в которых устанавливают ответственность юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Статья 10
Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, в соответствии с которыми банковская, коммерческая или иная охраняемая законом тайна, за исключением государственной тайны (государственных секретов) , не является препятствием для получения определяемыми ее законодательством государственными органами информации, необходимой для принятия мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 11
1. Стороны принимают нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию доходов, полученных преступным путем, включая имущество, полученное в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также орудий преступлений и средств или иного имущества, предназначенных или использованных для финансирования терроризма.
2. Стороны на основании международных договоров признают и используют перечни лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения, формируемые компетентными органами Сторон.
Статья 12
Стороны при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы принимают законодательные и иные меры, необходимые для признания уголовно наказуемыми следующих деяний:
а) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
б) финансирование терроризма;
в) соучастие в совершении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, а также покушение на совершение таких преступлений или приготовление к их совершению.
Раздел III. Обмен информацией, исполнение запросов
Статья 13
1. Компетентные органы по запросу или по своей инициативе предоставляют друг другу информацию (документы, материалы, иные данные) по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предикатным преступлениям, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2. Передача информации осуществляется в том случае, если это не наносит ущерб национальной безопасности передающей Стороны и не противоречит ее законодательству и международным обязательствам.
3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется при условии, что она не будет использована в иных целях, чем те, в которых она передается, без предварительного согласия передавшей ее Стороны.
4. Обмен информацией между подразделениями финансовой разведки осуществляется в соответствии со статьей 23 настоящего Договора.
5. Порядок обмена, условия и меры по защите сведений, составляющих государственную тайну (государственные секреты) , определяются соответствующими международными договорами, участниками которых являются Стороны.
Статья 14
Компетентные органы не разглашают факт поступления запроса и его содержание, если компетентными органами запрашивающей Стороны не оговорено иное, обеспечивают ко