ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2020 г. № 973-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 25.11.2020 № 3103-р, от 10.02.2021 № 294-р, от 11.06.2021 № 1593-р, от 06.12.2021 № 3473-р, от 23.12.2022 № 4146-р)
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа) .
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Главному распорядителю средств федерального бюджета - Минэкономразвития России обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы.
4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации индивидуальной программы:
обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Карелия по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Рекомендовать Правительству Республики Карелия:
предусматривать в бюджете Республики Карелия необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
6. Минэкономразвития России:
представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Карелия по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025 - 2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 апреля 2020 г. № 973-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-экономического развития Республики Карелия на2020 - 2024 годы
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 25.11.2020 № 3103-р, от 10.02.2021 № 294-р, от 11.06.2021 № 1593-р, от 06.12.2021 № 3473-р, от 23.12.2022 № 4146-р)
I. Общие положения
Текущее состояние
Республика Карелия является приграничным субъектом Российской Федерации, который входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-Западного макрорегиона.
В Республике Карелия проживает 618, 1 тыс. человек, из которых 80, 4 процента относится к городскому населению. В административном центре, г. Петрозаводске, проживает более 45 процентов населения региона. По плотности населения Республика Карелия занимает 67-е место с показателем 3, 4 человека на кв. километр, что в 2, 5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Территория Республики Карелия полностью относится к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Северные муниципальные образования включены в Арктическую зону Российской Федерации.
Минерально-сырьевая база Республики Карелия разнообразна, имеются значительные запасы хромовых (более 50 процентов общероссийских запасов) , молибденовых (около 10 процентов общероссийских запасов) , железных руд (1, 2 процента общероссийских запасов) , урано-ванадиевых руд и других полезных ископаемых.
Общие запасы древесины составляют более 1029 млн. куб. метров (20-е место, 1, 3 процента общероссийских запасов) , более 53 процентов территории покрыто лесом (22-е место по Российской Федерации) .
Республика Карелия обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. В пределах региона расположены заповедники "Кивач" и "Костомукшский", Кемь-Лудский участок Кандалакшского заповедника, национальные парки "Паанаярви" и "Водлозерский", уникальная озерно-речная система. Также здесь располагаются объект культурного наследия ЮНЕСКО "Кижи", уникальный ландшафтно-архитектурный комплекс музея-заповедника "Валаам", петроглифы на восточном побережье Онежского озера и Беломорья, объекты деревянного зодчества, курорт "Марциальные воды".
Конкурентным преимуществом Республики Карелия являются транспортно-географическое положение и низкие энергетические тарифы для бизнеса.
Транспортные коммуникации, проходящие по территории Республики Карелия, обеспечивают связь г. Мурманска, главного порта Арктической зоны Российской Федерации, с остальной территорией Российской Федерации. Республика Карелия на западе граничит с Финляндской Республикой, на востоке имеет выход к Белому морю. По территории Республики Карелия проходят участки Октябрьской железной дороги. Эксплуатационная длина главных путей железнодорожных линий составляет 2225, 6 километра.
Республика Карелия обладает относительно плотной сетью железных дорог (123 километра на 1000 кв. километров территории) , что превышает в 2, 5 раза среднероссийское значение.
В Республике Карелия более 85 процентов электроэнергии производится на гидроаккумуляционных станциях, вследствие чего предельный уровень энергетических тарифов для бизнеса в Республике Карелия является одним из самых низких среди субъектов Северо-Западного макрорегиона (первая ценовая зона) и составляет 4, 6 рубля за кВт•ч (19-е место по Российской Федерации) при том, что в других субъектах макрорегиона значение этого показателя составляет в среднем 5, 8 рубля за кВт•ч, по первой ценовой зоне - 6 рублей за кВт•ч.
В Республике Карелия наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация и миграционный отток населения. В 2017 году коэффициент естественного прироста составил минус 4, 3 человека на 1000 жителей (67-е место по Российской Федерации) при среднероссийском показателе 0, 9 человека на 1000 человек, коэффициент миграционного прироста за период с 2012 года по 2017 год в среднем составил минус 15, 7 человека на 10000 человек населения (62-е место по Российской Федерации) .
Республика Карелия характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. Значение валового регионального продукта на душу населения в 2017 году составило 317, 4 тыс. рублей, что более чем на 30 процентов меньше среднего значения по стране (35-е место по Российской Федерации) .
Основой экономики Республики Карелия является индустриальный сектор (обрабатывающие и добывающие производства составляют более 30 процентов (среднероссийский показатель составляет 28, 1 процента) и транспортный комплекс составляет 14, 2 процента (в среднем по Российской Федерации составляет 9, 5 процента) , в указанных секторах занято более 40 процентов населения региона (по Российской Федерации составляет более 21 процента) , также значителен вклад бюджетного сектора (образование, здравоохранение, государственное управление и оборона) , который составляет более 19 процентов (по Российской Федерации составляет 11 процентов) .
Регион характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) , в котором занято более 25 процентов общего числа занятых (20-е место по Российской Федерации) , что на 15 процентов превышает среднероссийское значение показателя. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения составляет 39, 4 процента (23-е место по Российской Федерации) .
Республика Карелия относится к субъектам с низким уровнем жизни населения и развития инфраструктуры социальной сферы. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума превышает 17 процентов общей численности населения Республики Карелия (63-е по Российской Федерации) , что в 1, 3 раза превышает среднее значение по Российской Федерации.
II Социально-экономическое развитие Республики Карелия
1. Низкий уровень экономического развития
Республика Карелия относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем экономического развития, характеризующимся:
низкопроизводительной и слабо диверсифицированной экономикой:
валовой региональный продукт на душу населения в 2017 году составлял менее 320 тыс. рублей, что в 1, 3 раза меньше среднероссийского значения (33-е место среди субъектов Российской Федерации) ;
энергоемкость валового регионального продукта в 2017 году составила 1743 килограмма условного топлива на 10 тыс. рублей (60-е место по Российской Федерации) , что в 1, 4 раза больше среднероссийского значения;
низкопроизводительные сектора (бюджетный сектор, сельское хозяйство и государственное управление) обеспечивают значительный вклад в валовой региональный продукт, около 30 процентов, низкий уровень переработки сырья, продукции высоких переделов;
низкий уровень диверсификации обрабатывающего комплекса Республики Карелия. В структуре обрабатывающих производств около 50 процентов приходится на целлюлозно-бумажную отрасль, большое количество монопрофильных муниципальных образований, 11 из 24 городов и поселков городского типа;
низким уровнем инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал на душу населения в среднем в 2015 - 2017 годы составляли 58, 1 тыс. рублей (51-е место по Российской Федерации) , что в 1, 7 раза меньше среднего значения по Российской Федерации;
высоким уровнем безработицы*, составившим в 2018 году 8, 6 процента (71-е место по Российской Федерации) , что превышает среднероссийское значение в 1, 7 раза.
2. Высокий уровень бедности
В Республике Карелия наблюдается высокий уровень бедности населения. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет более 17 процентов общей численности населения Республики Карелия (63-е место по Российской Федерации) , что в 1, 3 раза превышает среднероссийское значение. При этом наблюдается устойчивая тенденция роста указанного показателя, который вырос на 16 процентов по сравнению с 2010 годом. При этом среднероссийский уровень бедности за указанный период сократился с 13, 5 до 13 процентов.
Среднедушевые доходы населения по итогам 2018 года составили 27739, 6 рубля (36-е место по Российской Федерации) , что на 18 процентов ниже среднероссийского показателя.
3. Низкий уровень качества среды жизнедеятельности
В Республике Карелия отмечен низкий уровень качества жизни населения и городской среды:
высокий уровень аварийного жилищного фонда, удельный вес которого составляет 2, 6 процента (79-е место по Российской Федерации) , что превышает среднероссийское значение в 3, 7 раза;
низкий уровень благоустройства жилищного фонда. Водопроводом обустроено 76, 4 процента общей площади жилищного фонда Республики Карелия (58-е место, в среднем по Российской Федерации - 82, 4 процента) , водоотведением (канализацией) - 74, 9 процента (43-е место, в среднем по Российской Федерации - 77, 6 процента) , отоплением - 39, 5 процента (65-е место, в среднем по Российской Федерации - 85, 9 процента) , газом (сетевым, сжиженным) - 34, 7 процента (в среднем по Российской Федерации - 65, 7 процента) . В сельской местности часть населенных пунктов не обеспечена устойчивым водоснабжением и газом;
высокая доля обеспеченности населения недоброкачественной питьевой водой - 13, 3 процента населения (74-е место, в 2, 3 раза выше среднего показателя по Российской Федерации) ;
плохое состояние городской среды по индексу качества городской среды в большинстве городов Республики Карелия (Сегежа, Медвежьегорск, Беломорск, Пудож, Суоярви, Олонец, Лахденпохья) .
4. Низкий уровень обеспеченности услугами социальной сферы
Низкая обеспеченность социальной инфраструктурой выражается:
в низкой средней продолжительности жизни населения, которая на 2, 1 года ниже среднего значения показателя по Российской Федерации и составляет 70, 7 года (68-е место по Российской Федерации) ;
в высоком уровне смертности населения в трудоспособном возрасте (без показателя смертности от внешних причин) , который составляет 638 человек на 100 тыс. человек населения (78-е место по Российской Федерации) , что в 1, 3 раза выше среднего значения показателя по Российской Федерации, в том числе повышенном уровне смертности от новообразований - 283 человека на 100 тыс. человек населения (на 20 процентов выше среднего по Российской Федерации) , болезней системы кровообращения - 725 на 100 тыс. человек населения (на 17, 7 процента выше среднего по Российской Федерации) ;
повышенном уровне младенческой смертности, коэффициент которой составляет 6, 6 человека в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся (67-е место по Российской Федерации, на 17 процентов выше среднероссийского значения показателя) ;
общем высоком уровне заболеваемости - 1175, 1 заболеваний на 1000 человек населения (82-е место, в 1, 5 раза выше среднего значения показателя по Российской Федерации) ;
дефиците квалифицированных врачебных кадров по направлениям узкой квалификации и недостаточном уровне материально-технического обеспечения лечебных учреждений современным медицинским оборудованием;
высоком числе лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, 16, 3 человека на 100 тыс. населения (58-е место по Российской Федерации, на 25 процентов выше среднероссийского значения показателя) ;
низкой доступности высшего образования для жителей Республики Карелия. Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, составляет 187 человек на 10000 человек населения, что более чем в 1, 5 раза ниже среднероссийского значения показателя (58-е место по Российской Федерации) ;
проблемы в сфере общественной безопасности. В Республике Карелия отмечается высокий уровень преступности. Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения в Республике Карелия составило 1808 случаев (68-е место по Российской Федерации) , что в 1, 3 раза превышает среднероссийское значение показателя.
5. Недостаточная обеспеченность транспортной инфраструктурой
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляется 47, 8 километра дорог на 1000 кв. километров (66-е место по Российской Федерации) , что в 1, 3 раза меньше среднероссийского показателя. Несмотря на то, что удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет около 80 процентов (27-е место, в среднем по Российской Федерации - около 70 процентов) , доля дорог с усовершенствованным покрытием (в том числе асфальтобетонным покрытием) не превышает 50 процентов, что на 23 процента меньше среднероссийского показателя (66-е место по Российской Федерации) .
Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры является причиной низких темпов освоения минерально-сырьевой базы Республики Карелия, развития обрабатывающих производств и туристско-рекреационного комплекса.
6. Недостаток бюджетных ресурсов для обеспечения ускоренного социально-экономического развития Республики Карелия
В условиях снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия, а также отсутствия соответствующего роста финансовой поддержки из федерального бюджета финансовое обеспечение возросших обязательств в 2013 - 2017 годах осуществлялось за счет заимствований.
Это привело к 2-кратному увеличению государственного долга Республики Карелия, который на 1 января 2018 г. составил 25 млрд. рублей, или 124 процента объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом достичь его сокращения (до 20, 7 млрд. рублей, или 78 процентов) удалось только в 2018 году с учетом реализации мероприятий по росту доходного потенциала и увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Вместе с тем параметры бюджета Республики Карелия в настоящее время не позволяют обеспечить полноценную реализацию мер по ускоренному социально-экономическому развитию региона.
III. Цель, целевые индикаторы и направления социально-экономического развития
Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа) определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу, а также отражает специфику Республики Карелия в экономическом пространстве государства и направлена на реализацию основных конкурентных преимуществ региона.
Целью индивидуальной программы является создание условий для самодостаточного развития, обеспечения динамичных темпов экономического роста за счет повышения эффективности использования экономического потенциала, а также потенциала уникального природно-территориального комплекса региона.
Основными направлениями опережающего социально-экономического развития Республики Карелия согласно приложению № 1 являются:
результативное управление территориями с учетом принципов "зеленой" экономики;
развитие человеческого капитала;
развитие и модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры;
совершенствование государственных механизмов управления экономикой, экологией и социальной сферой Республики Карелия.
IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Республики Карелия
Достижение целевых показателей социально-экономического развития Республики Карелия будет обеспечено в том числе за счет реализации мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению № 2, финансирование по которым должно осуществляться в приоритетном порядке в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
1. Обеспечение опережающих темпов экономического развития
1. Реализация проектов по созданию объектов магистральной и приграничной инфраструктуры:
развитие авиационного транспорта за счет:
субсидирования из средств федерального бюджета организаций воздушного транспорта, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров в Республику Карелия, с увеличением перечня субсидируемых маршрутов;
передачи в ведение федерального казенного предприятия на базе аэропорта "Петрозаводск" посадочных площадок, расположенных на территории Республики Карелия (г. Костомукша, г. Сортавала, г. Пудож, поселок городского типа Калевала) . Необходимы проработка вопроса и подготовка документов о создании федерального казенного предприятия на базе аэропорта Петрозаводск и передача в его ведение посадочных площадок, расположенных на территории Республики Карелия; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.11.2020 № 3103-р)
развитие сети автомобильных дорог за счет:
реконструкции автомобильных дорог, которые являются подъездами к автомобильным пунктам пропуска многостороннего автомобильного пункта пропуска "Суоперя". Необходима проработка вопроса о передаче указанных дорог в федеральную собственность;
реконструкции автомобильных дорог к портам Кемь и Беломорск;
строительства принимающей автодорожной инфраструктуры музея-заповедника "Кижи" со стороны строящейся автомобильной дороги Великая Губа - Оятевщина;
развитие инфраструктуры и доступности железнодорожного транспорта за счет:
реконструкции узких мест на железных дорогах;
организации на территории Республики Карелия пункта подготовки подвижного состава (рельсовых автобусов) , приобретения рельсовых автобусов;
развитие внутреннего водного транспорта за счет модернизации Беломорско-Балтийского канала.
2. Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, обеспечивающих