ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 января 2020 г. № 20-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) ;
план мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 17 января 2020 г. № 20-р
СТРАТЕГИЯ развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Основные положения
Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, создания новых технологических направлений и технологий, освоения прорывных промышленных электронных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции отрасли электронной промышленности (далее - отрасль) .
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.
Стратегия разработана с учетом:
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г.;
Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г.;
Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. № 7) ;
прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциала.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области развития электронной промышленности, а также для разработки государственных программ Российской Федерации.
II. Оценка состояния электронной промышленности Российской Федерации
1. Общее состояние электронной промышленности
Электронная промышленность - отрасль экономики, связанная с разработкой и производством электронного оборудования, модулей, компонентов и встраиваемого программного обеспечения.
Межотраслевой характер Стратегии подразумевает включение в контур стратегического планирования также разработчиков и производителей материалов, технологического оборудования и инструментального программного обеспечения для разработки и производства электроники.
В отрасли создаются ключевые технологии разработки и производства изделий электронной компонентной базы и электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции, а также обеспечения цифровых услуг населению страны.
К изделиям электронной компонентной базы относятся:
интегральные микросхемы;
полупроводниковые и вакуумные приборы;
приборы оптоэлектроники и фотоники;
приборы квантовой электроники и пьезотехники;
приборы микросистемной электроники;
изделия пассивной электронной компонентной базы;
радиоэлектронные устройства и системы на кристалле.
К электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции относятся:
электронные (в том числе радиоэлектронные) модули и комплексированные приборы типа системы в корпусе;
электронные (в том числе радиоэлектронные) устройства и системы специального назначения;
профессиональная и потребительская электроника (в том числе радиоэлектроника) .
Доля электронной промышленности в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 1, 8 процента, уровень добавленной стоимости - 60 - 80 процентов.
Электронная промышленность представлена производственными, научно-производственными, проектными и научными организациями, фондами развития, отраслевыми образовательными организациями и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет около 1600 - 1700 организаций.
Научно-технический и производственный потенциал отрасли оказывает значительное влияние на темпы развития смежных отраслей промышленности, а также определяет уровень технологической независимости Российской Федерации.
Структурно электронная промышленность состоит из 3 основных групп:
организации с государственным участием;
организации с частным российским капиталом;
организации с иностранным капиталом.
По состоянию на 2019 год насчитывается 422 организации отрасли с государственным участием, 370 из которых включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Указанные организации обеспечивают около 55 процентов отраслевой выручки и включены в состав ряда интегрированных структур.
Организации с частным российским капиталом представлены 1200 преимущественно малыми и средними организациями, ориентированными в основном на коммерческие рынки, но при этом играющими значимую роль в исполнении государственных контрактов. Такие организации обеспечивают около 23 процентов отраслевой выручки.
Организации с иностранным капиталом представлены 30 организациями, обеспечивающими до 22 процентов отраслевой выручки.
Крупнейшие организации отрасли расположены в Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах (в порядке уменьшения концентрации организаций) .
Особое место в структуре отрасли занимают организации микроэлектронной промышленности, представленные 10 организациями, осуществляющими серийное производство микроэлектроники, и 65 дизайн-центрами, осуществляющими работы по проектированию и созданию микроэлектронной продукции, обладающими необходимыми кадрами, оборудованием и технологиями.
Основными производителями микроэлектронной продукции национального уровня являются организации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
2. Финансово-экономическое состояние
Электронная промышленность за период 2008 - 2018 годов показала положительную динамику развития за счет успешной реализации основных мероприятий Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, в том числе государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
Благодаря бюджетной поддержке обеспечено технологическое обновление почти 340 организаций, созданы новые дизайн-центры, сохранены и развиваются научно-технологические компетенции.
В период 2008 - 2018 годов ряд показателей развития отрасли имели положительную динамику:
объем выручки организаций отрасли составил 1868 млрд. рублей;
доля гражданской продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) составила 50, 3 процента;
доля гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) составила 31 процент;
доля электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) достигла 50, 8 процента;
выработка продукции на 1 сотрудника составила 4, 8 млн. рублей;
объем экспорта российской электронной продукции составил 4160 млн. долларов США (рост в 4, 4 раза по отношению к аналогичному показателю по результатам 2008 года) ;
производительность труда производственного персонала увеличилась в 4, 3 раза, отраслевая выручка - в 5, 6 раза по отношению к аналогичным показателям по результатам 2008 года.
3. Кадровый потенциал
Общее количество сотрудников организаций отрасли составляет около 290 тыс. человек. Средний возраст работников отрасли составляет 45 - 50 лет. При этом характерна низкая доля специалистов среднего возраста.
Динамика общей численности работников отрасли характеризуется стабильным ростом. Среднесписочная численность персонала в 2018 году превысила значение 2008 года на 6, 6 процента. Наблюдается рост доли научного персонала.
Уровень оплаты труда сотрудников организаций отрасли с 2008 по 2018 год вырос в 2, 9 раза.
Серьезной кадровой проблемой отрасли является неполное соответствие профессиональных компетенций работников предъявляемым квалификационным требованиям.
4. Научно-техническое развитие
Созданный научно-технологический задел, в том числе по направлениям нано- и микроэлектроники, СВЧ-электроники, радиационно-стойких компонентов, оптоэлектроники и фотоники в основном соответствует предъявляемым требованиям и ориентирован на оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплексы, а также ракетно-космическую промышленность.
Имеется значительный потенциал роста и в гражданской электронике, прежде всего в части СВЧ-приборов. На технологическом уровне 130 нм и более разрабатывается порядка 65 процентов общего объема выпускаемой продукции.
Научно-исследовательский комплекс и дизайн-центры отрасли не в полной мере обеспечивают решение отраслевых задач.
5. Организация производства
Основным проблемным вопросом производственно-технологического характера в отрасли остается дефицит современного российского производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, что оказывает существенное влияние на освоение производства конкурентоспособной высокотехнологичной электронной продукции. Имеются проблемы обеспечения организаций отрасли отдельными видами полупроводниковых материалов, эпитаксиальных структур, специальных материалов, а также российскими средствами автоматизированного проектирования, системным программным обеспечением и системами управления базами данных.
Практика концентрации ресурсов на закупке оборудования, в основном иностранного производства, не обеспечивает требуемый уровень развития производства. Применение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов носит фрагментарный характер. Применение информационных технологий без связи с технологическим оборудованием недостаточно эффективно.
Мелкосерийное производство изделий, в основном для нужд обороны и обеспечения безопасности государства, не обеспечивает внедрение новых разработок и в ряде случаев делает невозможным создание их рентабельного производства.
В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении информационных технологий в систему планирования отрасли, операционные процессы проектирования, разработки и производства электронной продукции, сбора отраслевой статистики, сопровождения закупочной деятельности и продвижения новой продукции. Сформированы заделы для развития единой отраслевой информационной управленческой системы.
6. Вызовы развития
Электронная промышленность функционирует в условиях ряда критических факторов внешней среды.
В политической сфере наблюдается переход к многополярному миру на фоне усиления террористических и военных угроз, включая новые типы военных конфликтов.
Экономическая сфера характеризуется гиперконкуренцией, сменой факторов экономического роста и изменением экономических моделей. Растет ресурсоемкость освоения новых технологических уровней в отрасли.
Действуют санкции и запреты на доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам. Это усложняет реализацию бизнес-процессов в отрасли, производство современной конкурентоспособной электронной продукции.
Продолжаются фундаментальные изменения на транспорте в части развития электромобилей и беспилотных транспортных средств.
Рост электронных транзакций, цифровых документов, их зависимость от инфраструктуры обработки и передачи информации требуют концентрации электронных технологий.
В социальной сфере имеют место масштабные процессы миграции, старения населения развитых стран, изменения состава востребованных профессий.
Современные электронные технологии являются ключевыми для решения перечисленных проблем.
Мировым технологическим трендом является рост объема услуг по системной интеграции электронных решений и сервисов. Темпы внедрения инноваций в электронике обусловливают высокие темпы роста всего цифрового сектора.
Необходимость реализации национальных проектов на основе российских разработок является важнейшим вызовом отрасли, обеспечивает потенциальный рынок и дополнительный импульс в развитии отрасли.
III. Рынки электронной продукции
1. Основные рынки для отрасли
Основные рынки для отрасли можно разделить на 3 категории:
традиционные рынки - сформировавшиеся и технологически зрелые рынки;
новые рынки - новые сегменты традиционных рынков, проходящие стадии активного роста, формирования собственной структуры и, как следствие, постепенного выделения в качестве самостоятельных рынков;
формирующиеся рынки будущего - технологии и решения, не сформированные в качестве отдельных рынков, но потенциально способные обеспечить значительный объем потребления в перспективе.
К перспективным традиционным рынкам, выделенным по отраслевому признаку, относятся промышленная электроника, электроника для энергетики, оборонно-промышленного комплекса, аэрокосмической отрасли, навигации и радиолокации, медицинская электроника, автоэлектроника, потребительская электроника, фискальное и торговое оборудование.
К перспективным традиционным рынкам, выделенным по технологическому признаку, относятся телекоммуникационная техника, вычислительная техника, средства автоматизации и интеллектуального управления, электроника для систем безопасности и светотехника.
К новым рынкам относятся беспилотная авиация, нейроинтерфейсы, "интеллектуальная" энергетика, автоматизированный транспорт, телемедицина, средства защиты информационных систем, системы управления морским транспортом и др.
К формирующимся рынкам будущего относятся нейротехнологии и искусственный интеллект, устройства на квантовых технологиях, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, устройства виртуальной и дополненной реальности.
2. Военная электроника
Приоритетом развития военной электроники является обеспечение необходимого качества разрабатываемых, изготавливаемых и ремонтируемых в рамках государственного оборонного заказа образцов вооружения, военной и специальной техники.
Также значительным сегментом рынка является военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.
Рост объемов производства продукции военного назначения обусловливает увеличение спроса на российскую электронику. Производственные и технологические возможности организаций электронной промышленности должны обеспечить создание, производство, ремонт и сервисное обслуживание образцов вооружения, военной и специальной техники.
3. Гражданская электроника
Гражданская электроника должна обеспечить широкий ассортимент современных цифровых продуктов и услуг, а также конкурентоспособность основных секторов экономики.
Благодаря внедрению достижений электроники городская среда, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт стали более комфортны, безопасны и энергоэффективны.
Вместе с тем темпы создания и освоения промышленного производства гражданской электроники не в полной мере соответствуют емкости внутреннего рынка, в первую очередь емкости таких секторов промышленной продукции, как телекоммуникационное и медицинское оборудование, бытовая техника, энергетические сети и системы безопасности. В этой связи освоение современных электронных технологий должно обеспечить спрос и рост доли российской электронной продукции на внутреннем рынке.
IV. Ключевые ценности развития отрасли
1. Ценности - ориентиры для Стратегии
В основу Стратегии заложены следующие основные ценности:
способность отрасли реализовывать задачи национального развития с учетом приоритета обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры и освоения гражданских рынков;
прорыв в научно-технологическом и экономическом аспектах с учетом приоритета капитализации и инновационного развития отрасли;
консолидация ресурсов для реализаци