ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2019 г. № 3273-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 2580-р, от 20.08.2021 № 2283-р)
В целях реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование":
1. Утвердить прилагаемые основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (далее - основные принципы) .
2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
до 1 сентября 2020 г. утвердить паспорта региональных систем общего образования, включающие региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования с указанием сроков реализации мероприятий;
при разработке паспортов региональных систем общего образования руководствоваться основными принципами.
3. Минпросвещения России:
до 1 июля 2020 г. разработать и направить в субъекты Российской Федерации форму паспорта региональной системы общего образования, включающего региональный план мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования, с учетом положений основных принципов;
до 1 августа 2020 г. разработать и направить высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по разработке паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования.
4. Ответственным исполнителям обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных основными принципами.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2019 г. № 3273-р(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 7 октября 2020 г. № 2580-р)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2021 № 2283-р)
Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители | Срок исполнения | |
I. Обеспечение доступности качественного образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации | ||||
1. Повышение уровня обеспеченности педагогическими кадрами региональных систем общего образования | ||||
1. | Сбор и систематизация статистических данных, а также анализ данных общественных организаций и открытых источников информации (средств массовой информации) о кадровом обеспечении сферы общего образования в субъектах Российской Федерации | аналитический отчет | Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 марта 2020 г., далее - ежегодно |
2. | Проведение мониторинга обеспеченности кадрами общеобразовательных организаций | приказ Минпросвещения России, информационно-аналитический отчет | Минпросвещения России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 20 февраля 2020 г., далее - ежегодно |
3. | Формирование перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе по учебным предметам (предметным областям) | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруд России, Роструд | 31 марта 2020 г.,далее - ежегодно |
4. | Проведение анализа региональных систем оплаты труда педагогических работников | предложенияпо совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников | Минпросвещения России, Минтруд России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации при участии Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации | 1 мая 2020 г. |
5. | Утверждение формы паспорта региональной системы общего образования, включающего региональный план мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минтруд России | 1 мая 2020 г. |
6. | Направление в Минпросвещения России субъектами Российской Федерации проектов паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | согласованные с Минпросвещения России проекты паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, Минтруд России | 1 июля 2020 г. |
7. | Утверждение паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования | акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, Минтруд России | 1 сентября 2020 г. |
8. | Представление в Минпросвещения России субъектами Российской Федерации отчетов о реализации мероприятий по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом количества обучающихся, вызванным демографическим фактором, и ликвидации проблем кадрового обеспечения региональных систем общего образования на основе паспортов региональных систем общего образования | информационно-аналитические отчеты | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 сентября 2021 г.,далее - ежегодно |
9. | Формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования | ежегодный план заявок на подготовку педагогических кадров с целью формирования предложений о распределении контрольных цифр приема по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" | Минпросвещения России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 сентября 2020 г.,далее - до 1 мая ежегодно |
2. Модернизация системы подготовки педагогических кадров | ||||
10. | Определение потребности в объеме целевого обучения в целях адресного решения проблемы кадровой укомплектованности общеобразовательных организацийна среднесрочную и долгосрочную перспективу (на основе данных утвержденных паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования) | предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управлениев сфере образования | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с участием органов местного самоуправления, Минпросвещения России, Минобрнауки России | 20 сентября 2020 г., далее - ежегодно |
11. | Подготовка предложений по совершенствованию федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и соответствующих примерных основных образовательных программ в части подготовки учителей, владеющих компетенциями по преподаванию учебных предметов в рамках одной предметной области | внесение измененийв примерные основные образовательные программы, внесение измененийв федеральный образовательный стандарт высшего образования (при необходимости) | Минобрнауки России, Минпросвещения России | 31 марта 2021 г. |
12. | Предоставление возможности студентам, обучающимся по программам высшего образования, прохождения учебных модулей и практики педагогического профиля по направлению подготовки | внесение измененийв примерные основные образовательные программы | Минобрнауки России, Минпросвещения России | 1 сентября 2020 г. |
II. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров | ||||
1. Создание и внедрение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогическихработников и управленческих кадров, в том числе с учетом формирования инфраструктуры и применения инновационныхтехнологий для адресной реализации программ дополнительного профессионального образования | ||||
13. | Разработка и утверждение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работникови управленческих кадров, включая концепцию по ее формированию | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 августа 2020 г. |
14. | Создание федерального реестра дополнительных профессиональных программ, отвечающих современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских школьников в международных исследованиях | отчет о создании федерального реестра дополнительных профессиональных программ | Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 15 декабря 2020 г. |
15. | Формирование сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников | нормативные правовые акты, организационная и методическая документация по обеспечению деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 15 декабря 2020 г.,далее - ежегодно |
16. | Подготовка и утверждение плана мероприятий по участию образовательных организаций высшего образования в формировании единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров | план мероприятий по участию образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России, в формировании единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работникови управленческих кадров | Минпросвещения России, Минобрнауки России | 30 декабря 2020 г. |
17. | Создание на базе образовательных организаций высшего образования научно-методических центров сопровождения педагогических работников, обеспечивающих привлечение материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов, действующих в системе высшего образования учебно-методических объединений, экспертных и научных групп | методические рекомендации Минпросвещения Россиио порядке создания и функционированиянаучно-методических центров сопровождения педагогических работников, отчет о создании и функционировании научно-методических центров сопровождения педагогических работников | Минпросвещения России, Минобрнауки России, образовательные организации высшего образования, обеспечивающие деятельность научно-методических центров сопровождения педагогических работников | 15 февраля 2021 г.,далее - ежегодно |
18. | Реализация мероприятий, направленных на разработку и обновление дополнительных профессиональных программ для педагогических работников и управленческих кадров | обновленные дополнительные профессиональные программы, внесенные в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ | Минпросвещения России, заинтересованные организации дополнительного профессионального образования | 1 мая 2021 г.,далее - ежегодно |
19. | Подготовка методических рекомендаций по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий) | методические рекомендации Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 февраля 2021 г.,далее - ежегодно |
20. | Внедрение субъектами Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с учетом существующих региональных систем методической поддержки педагогических работников | акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющихгосударственное управлениев сфере образования | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 25 июля 2021 г.,далее - ежегодно |
21. | Организация обмена опытом и лучшими педагогическими практиками | отчеты субъектов Российской Федерации, перечень лучших педагогических практик | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России | 1 апреля 2021 г.,далее - ежегодно |
2. Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций | ||||
22. | Организация разработки на основе предложений Минпросвещения России и совета по профессиональным квалификациям в сфере образования профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации | приказ Минтруда России | Минтруд России, Минпросвещения России, совет по профессиональным квалификациям в сфере образования | 15 марта 2021 г. |
23. | Разработка методических рекомендаций по аттестации руководителей общеобразовательных организаций | методические рекомендации Минпросвещения России по аттестации руководителей общеобразовательных организаций | Минпросвещения России, Минтруд России | 15 февраля 2021 г. |
24. | Разработка концепции единой федеральной системы формирования кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций на основе результатов аттестациина соответствие должности "Руководитель общеобразовательной организации", включающей в себя независимую оценку управленческих компетенций и публичную защиту программы развития организации | акт Минпросвещения России | Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 июня 2021 г. |
III. Стимулирование профессионального роста педагогических работников | ||||
25. | Проведение анализа нормативной правовой базы, правоприменительной практики и лучших практик регионов, регламентирующих аттестацию педагогических кадров, независимую оценку квалификацийв Российской Федерации | аналитический отчет | Минпросвещения России | 1 марта 2020 г. |
26. | Разработка и согласование оценочных средств для проведения профессионального экзамена | протокол заседания советапо профессиональным квалификациям в сфере образования, включающий решение об утверждении фонда оценочных средств для проведения профессионального экзамена | совет по профессиональным квалификациям в сфере образования, Минпросвещения России, Минобрнауки России | 1 ноября 2020 г. |
27. | Разработка предложений о внесении изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность | проект приказа Минпросвещения России о внесении изменений в приказ Минобрнауки России "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" | Минпросвещения России, Минтруд России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации | 1 июня 2020 г. |
28. | Внесение изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность | приказ Минпросвещения России | Минпросвещения России, Минтруд России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации | 30 декабря 2020 г. |
29. | Разработка предложений по обновлению системы квалификационных категорий педагогических работников с учетом общественных и экспертных обсуждений | аналитический доклад по перспективам обновления системы квалификационных категорий педагогических работников | Минпросвещения России, Минтруд России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации | 30 декабря 2020 г. |
30. | Проведение пилотной апробации присвоения обновленных квалификационных категорий | аналитический отчето проведении пилотной апробации | Минпросвещения России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 сентября 2021 г. -1 июня 2022 г. |
31. | Организация разработки и общественного обсуждения порядка присвоения обновленных квалификационных категорий с учетом результатов пилотной апробации порядка присвоения обновленных квалификационных категорий | проект приказа Минпросвещения России | Минпросвещения России, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования | 1 августа 2022 г. |
32. | Утверждение порядка присвоения обновленных квалификационных категор |