ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 ноября 2019 г. № 2798-р
МОСКВА
Утратило силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2341; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 № 1152-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) ;
план мероприятий по реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.
4. Реализация плана мероприятий, утвержденного настоящим распоряжением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 26 ноября 2019 г. № 2798-р
СТРАТЕГИЯ развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2341)
I. Общие положения
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение поручения раздела I протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 28 июня 2017 г. № 2 и направлена на обеспечение динамичного развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, обновление производственных фондов, уход от сырьевой направленности экспорта путем стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль.
Под рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации (далее - рыбохозяйственный комплекс) в Стратегии понимается производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя следующие виды деятельности:
добыча (вылов) и переработка водных биологических ресурсов;
транспортировка, хранение, выгрузка и реализация рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;
производство продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов;
оптовая торговля рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов и продуктами их переработки, продвижение и маркетинг рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;
международное сотрудничество в сфере рыбоводства;
охрана и отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов;
строительство, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация судов рыбопромыслового флота;
управление рыбными терминалами морских портов и инфраструктурой для приемки, хранения и переработки продукции из водных биологических ресурсов;
научно-исследовательская деятельность, профильное образование и подготовка кадров.
Правовую основу Стратегии составляют:
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г.;
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. № 1265-р;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р.
Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и показатели государственного управления в рыбохозяйственном комплексе, способы их эффективного достижения и решения.
Прогноз целевых показателей стратегического развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года соответствует базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
Сведения о целевых показателях стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года приведены в приложении № 1.
В рамках Стратегии даны характеристики рыбохозяйственного комплекса, предложены новые подходы к преодолению внутренних и внешних вызовов, описаны стратегические шаги по решению намеченных задач, стоящих перед отраслью.
В Стратегии приведены ожидаемые параметры развития отрасли в части объектов и объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, рынков сбыта, перспективного продуктового ряда, актуальных бизнес-моделей для предприятий отрасли.
Стратегия сформирована с учетом повышения уровня продовольственной безопасности Российской Федерации посредством поступательного увеличения среднедушевого потребления рыбы, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и высокой доли отечественной продукции в структуре потребления рыбной продукции, а также усиления роли Российской Федерации как ключевого поставщика рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с высокой долей добавленной стоимости на мировом рынке.
Реализация Стратегии планируется в 2 этапа. Первый этап - с даты утверждения Стратегии по 31 декабря 2025 г. Второй этап - с 1 января 2026 г. по 31 декабря 2030 г.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных для реализации государственных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников (средств организаций рыбохозяйственного комплекса, в том числе привлеченного финансирования) . Суммарный объем частных инвестиционных вложений на период реализации Стратегии оценивается в 613 млрд. рублей.
Сводный прогноз привлечения инвестиций на период до 2030 года приведен в приложении № 2.
II. Характеристика рыбохозяйственного комплекса
1. Состояние рыбохозяйственного комплекса
Рыбохозяйственный комплекс демонстрирует положительную динамику по всем ключевым экономическим показателям.
В 2018 году при планируемом значении показателя "объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов" около 4, 5 млн. тонн фактическое значение этого показателя составило более 5, 1 млн. тонн, или 103, 2 процента (4, 9 млн. тонн) , к уровню 2017 года. Это рекордный показатель за последние 26 лет. В период с 2009 по 2018 год объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов вырос более чем на 1 млн. тонн, или на 34 процента.
Валовой оборот предприятий рыбохозяйственного комплекса в 2018 году достиг уровня в 557 млрд. рублей и увеличился на 11 процентов по сравнению с 2017 годом. Динамика оборота в валютном исчислении демонстрирует отсутствие системных изменений в продуктовом портфеле и в стратегии сбыта (среднегодовой рост не более 1 процента) .
В 2018 году прибыль организаций рыбохозяйственной отрасли увеличилась к уровню 2017 года на 23 процента, превысив 104 млрд. рублей. Объем инвестиций в рыбохозяйственный комплекс составил 32, 4 млрд. рублей с ростом на 22 процента.
В структуре инвестиций, как правило, преобладают расходы на поддержание основных фондов (капитальный ремонт судов рыбопромыслового флота и береговых рыбоперерабатывающих заводов) . За последние 10 лет в Российской Федерации было построено и введено в эксплуатацию не более 5 единиц рыбопромыслового флота без учета малотоннажных и маломерных судов.
Среднегодовая численность занятых в Российской Федерации по видам экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство" по итогам 2018 года составила 139 тыс. человек.
Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство" по итогам 2017 года составила 242 млрд. рублей, или 0, 3 процента валового внутреннего продукта Российской Федерации, что на 7, 5 процента выше уровня 2016 года. В 2018 году наблюдается незначительный рост показателя - на 0, 8 процента (244 млрд. рублей) .
С 2010 по 2014 год потребление рыбы и рыбной продукции по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Российской Федерации в среднем на потребителя в год возросло на 5 процентов - с 21, 2 кг до 22, 3 кг. Такому уровню потребления способствовали благоприятная макроэкономическая ситуация в стране, увеличение доходов домохозяйств, рост предложения рыбной продукции расширенного ассортимента, в том числе за счет импортируемой продукции. Начиная с 2015 года в связи с изменением макроэкономической ситуации, введением экономических санкций в отношении Российской Федерации уровень среднедушевого потребления рыбы и рыбной продукции сократился на 3, 6 процента по отношению к 2014 году и по итогам 2017 года составил 21, 5 кг. В 2018 году значение этого показателя составило 22, 1 кг. По среднедушевому потреблению рыбы и рыбной продукции в сравнении с ведущими мировыми рыболовными державами (Китай, Норвегия, Япония, Соединенные Штаты Америки) Российская Федерация находится на 5-м месте. Удельный вес отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и продовольствия в общем объеме ее товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка незначительно превысил установленный Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации порог - 80 процентов и в 2018 году составил 81, 4 процента.
С учетом новых вызовов и возможностей, возникших перед отраслью на современном этапе развития, продолжается решение задач, связанных с восстановлением и сохранением ресурсно-сырьевой базы рыболовства, техническим перевооружением и модернизацией действующих рыбоперерабатывающих мощностей, строительством судов рыбопромыслового флота на территории Российской Федерации и формированием основ для интенсивного развития аквакультуры.
2. Ресурсная база рыболовства и объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов
Ресурсная база отечественного рыболовства обладает значительным потенциалом по наращиванию объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов. По данным отраслевой науки, сырьевая база отечественного рыболовства в пределах исключительной экономической зоны, территориального моря, внутренних вод, континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях на 2019 год (за исключением объектов совместного регулирования Смешанной Российско-Норвежской Комиссией по рыболовству) оценивается в 5, 2 млн. тонн.
Запасы основных промысловых видов водных биологических ресурсов находятся в устойчивом состоянии. При этом интенсивность эксплуатации биомассы по основным объектам, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, не превышает предельного уровня. Большая часть осваиваемых водных биологических ресурсов имеет научно обоснованную высокую оценку устойчивости запасов. По отдельным видам водных биологических ресурсов запасы подвержены циклическому колебанию ввиду естественных биологических причин.
В глобальном масштабе Российская Федерация входит в первую пятерку мировых лидеров по объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Основная доля указанной добычи (вылова) приходится на тресковые виды рыб (треска, пикша, минтай, путассу, сайда) . Россия занимает лидирующие позиции в мировой добыче (вылове) по отдельным группам водных биологических ресурсов (тресковые - 29 процентов, лососевые - 52 процента, сельдевые - 4, 2 процента) .
При этом до 71 процента добычи (вылова) российскими предприятиями приходится на исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации, 16 процентов - на исключительные экономические зоны иностранных государств, 13 процентов - на территориальное море, внутренние воды, открытые районы Мирового океана и районы действия международных конвенций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
3. Производство объектов товарнойаквакультуры (товарного рыбоводства)
Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) по-прежнему занимает относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса. Несмотря на опережающие темпы среднегодового роста производства - порядка 15 процентов в течение последних 5 лет - доля товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в общем объеме предложения рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов остается на относительно низком уровне (3, 7 процента, или 239 тыс. тонн рыбоводной продукции в 2018 году) .
Темпы и масштабы развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в России значительно отстают от уровня лидирующих в данном направлении государств, в частности Китая, Вьетнама, Норвегии и др.
Значительная часть производства приходится на карповые, включая растительноядные, виды рыб. В последние годы выращивание лососевых видов рыб развивается динамичными темпами. Российская индустрия аквакультуры испытывает по перспективным объектам товарного рыбоводства затруднения в поставках высокопродуктивного рыбопосадочного материала, высокоэффективных комбикормов, современных средств диагностики, профилактики и лечения заболеваний объектов аквакультуры, а также специальной техники и оборудования для выращивания. В отдельных сегментах, таких, как получение посадочного материала высокоценных пород лососевых рыб, морских видов рыб, устриц, уровень зависимости от импортных поставок приближается к 100 процентам.
Исторически отечественная аквакультура практически полностью ориентирована на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В настоящее время данная тенденция сохраняется.
4. Структура производства рыбной продукции
Структура производства рыбной продукции рыбохозяйственного комплекса остается неизменной в течение последних десятилетий. Средняя норма выхода товарной продукции из водных биологических ресурсов продолжает оставаться на уровне 65 процентов, что свидетельствует о низкой степени переработки уловов. Около 69 процентов пищевой продукции приходится на производство мороженой разделанной и неразделанной продукции. Доля продукции промышленного (технического) назначения в общем объеме производства остается на уровне 2 - 3 процентов.
По данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2018 года российской пищевой промышленностью было произведено 4164 тыс. тонн рыбных продуктов, переработанных и консервированных, из российского и импортного сырья.
Значительная часть отечественных рыбоперерабатывающих мощностей по выпуску конечной потребительской продукции расположена вдали от прибрежных регионов Российской Федерации. До 2014 года указанные мощности были в значительной степени ориентированы на переработку импортного сырья.
Перерабатывающие предприятия на Дальнем Востоке представлены главным образом многочисленными средними и малыми заводами по первичной переработке лососевых пород рыб (потрошение, заморозка) , а также несколькими крупными консервными предприятиями и плавбазами, специализирующимися на выпуске консервированной продукции.
5. Состояние основных производственных фондов
Основные фонды рыбохозяйственного комплекса характеризуются высокой степенью износа и относительно низким уровнем производственной эффективности из расчета среднесуточного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, производства готовой продукции, степени безотходности, уровня автоматизации и энергопотребления.
Рыбопромысловый флот является основой материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса. Он составляет более 70 процентов основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90 процентов общего вылова. На судах рыбопромыслового флота производится более 92 процентов общего объема мороженой продукции, более 96 процентов рыбной муки и около 15 процентов консервной продукции. Основная часть судов рыбопромыслового флота сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (71 процент) , 16 процентов - в Северном, 8 процентов - в Западном, 3 процента - в Азово-Черноморском, 2 процента - в Волжско-Каспийском бассейне.
Лишь 1 процент общего числа судов рыбопромыслового флота - крупнотоннажных траулеров-процессоров в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и среднетоннажных в Северном рыбохозяйственном бассейне - моложе 5 лет. При этом количество судов рыбопромыслового флота старше 25 лет составляет 7 процентов этой группы.
За период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25 процентов. По оценкам отраслевых экспертов, в случае сохранения тенденции к списанию судов рыбопромыслового флота уже в 2020 году будет наблюдаться острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в наращивании объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов свыше 5 млн. тонн. Дополнительными факторами нагрузки на имеющиеся мощности судов рыбопромыслового флота могут стать рост общего допустимого улова и увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью (в основном филе и фарш рыбный) .
Снижение роста производительности существующего рыбопромыслового флота связано с конструктивными особенностями судов рыбопромыслового флота и возможностью проведения только точечных улучшений (модернизация цеха, обновление промыслового оборудования) .
Очевидными преимуществами новых судов рыбопромыслового флота являются сокращение удельного потребления топлива, автоматизация перерабатывающего производства, использование бол