ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 августа 2019 г. № 1931-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии, а также мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов руководствоваться положениями, предусмотренными Стратегией.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 30 августа 2019 г. № 1931-р
СТРАТЕГИЯ развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
Обеспечение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности современным и высокотехнологичным отечественным оборудованием является необходимым условием роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранения продовольственной безопасности страны и развития экспортного потенциала. Модернизация основных фондов и повышение эффективности технологического процесса предприятий пищевой промышленности позволяют увеличить глубину переработки сырья и добавленную стоимость выпускаемой продукции.
Устойчивое развитие отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, с одной стороны, обеспечивает возможность производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции с меньшими издержками и более широким кругом отечественных компаний (особенно в части малого бизнеса) , с другой стороны, формирует стабильный спрос на научно-исследовательские и конструкторские разработки, поддерживая и стимулируя рост уровня технологического развития экономики Российской Федерации.
Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) учитывает основные направления государственной политики и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, определяет приоритеты, цель, задачи и показатели развития отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, способы их эффективного достижения, включая меры государственной поддержки, направленные на достижение цели и задач по развитию отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Стратегия разработана с учетом предъявляемых к документам стратегического планирования требований, установленных Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".
Стратегия разработана с учетом положений:
Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегического прогноза Российской Федерации;
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;
Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Положения Стратегии в части, касающейся международной кооперации и экспорта, соответствуют целям, целевым и дополнительным показателям, задачам и результатам, предусмотренным национальным проектом "Международная кооперация и экспорт".
При разработке Стратегии были использованы данные и материалы федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций, профильных научно-исследовательских институтов, отраслевых экспертов и организаций, материалы Всемирного банка, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, база данных Организации Объединенных Наций по статистике торговли товарами, данные и аналитические отчеты экспертов международных информационных агентств, информация о реализации государственных программ и целевые показатели стратегий смежных отраслей промышленности.
II. Область распространения Стратегии
Стратегия разработана в отношении производства оборудования, используемого в пищевой промышленности и при переработке сельскохозяйственной продукции. Для проведения анализа положения в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в Стратегии выбраны наиболее важные виды оборудования, необходимые для выполнения целевых значений, которые обозначены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
В область рассмотрения в Стратегии входят следующие виды оборудования:
оборудование для мукомольно-крупяной промышленности, в том числе оборудование для элеваторов;
оборудование для хлебопекарной промышленности;
оборудование для макаронной промышленности;
оборудование для кондитерской промышленности;
оборудование для молочной промышленности;
оборудование для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности;
оборудование для плодоовощной промышленности;
оборудование для консервной промышленности;
оборудование для рыбоперерабатывающей промышленности;
оборудование для масложировой промышленности;
оборудование для сахарной промышленности;
оборудование для крахмалопаточной промышленности;
оборудование для производства продуктов детского питания (и его компонентов) и диетических продуктов, лечебного и функционального питания (и их компонентов) ;
оборудование для пивобезалкогольной промышленности;
оборудование для винодельческой промышленности;
оборудование для спиртовой и ликеро-водочной промышленности;
оборудование для дрожжевой промышленности;
оборудование для производства чая, кофе, натуральных ароматизаторов и красителей;
оборудование для соляной промышленности;
оборудование для комбикормовой промышленности;
оборудование для холодильной промышленности;
оборудование для расфасовки, упаковки и розлива;
оборудование для производства соков;
оборудование для производства пельменей, вареников, равиоли;
оборудование для общественного питания и торговли;
оборудование для гигиены предприятий;
оборудование для животноводства;
емкостное оборудование;
весовое оборудование.
III. Общая характеристика текущего состояния отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности и ее роль в социально-экономической системе Российской Федерации
1. Внутренний рынок оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности
Объем внутреннего рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил в 2018 году 134 млрд. рублей (в текущих ценах с учетом налога на добавленную стоимость без учета комплектующих) и увеличился на 16 процентов в годовом выражении (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) . При этом в 2013 - 2015 годах на внутреннем рынке наблюдалась негативная динамика спроса (в 2015 году внутренний рынок сократился на 11 процентов по сравнению с уровнем 2012 года) , причинами которой стали как завершение крупнейших инвестиционных проектов в птицеводстве, свиноводстве и ряде других подотраслей пищевой промышленности, так и снижение экономической активности в целом (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) . Восстановление внутреннего рынка в 2016 - 2018 годах связано с реализацией отложенного спроса в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Спрос на производимое оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности зависит от финансовых результатов деятельности большого числа отдельных сегментов пищевой промышленности с разнонаправленной динамикой производства, что приводит к нестабильности портфеля заказов и финансового положения предприятий отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Доля присутствия российских компаний на внутреннем рынке в 2012 - 2015 годах ежегодно снижалась и достигла в 2015 году 24, 7 процента (-10, 7 процентных пункта по отношению к уровню 2012 года) (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) . В 2016 - 2018 годах доля российских компаний на внутреннем рынке в годовом выражении увеличивалась и достигла 42 процентов (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) .
Значительная часть спроса на оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности со стороны компаний пищевой и перерабатывающей промышленности покрывается за счет иностранного оборудования, являющегося, как правило, более технологически сложным и высокопроизводительным по сравнению с оборудованием российского производства. К сегментам внутреннего рынка с высокой долей иностранного оборудования относятся (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) :
оборудование для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94 процента) ;
оборудование для масложировой промышленности (90 процентов) ;
оборудование для сахарной промышленности (81 процент) ;
фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79 процентов) ;
оборудование для молочной промышленности (70 процентов) .
Основными поставщиками оборудования в Российскую Федерацию являются крупные европейские производители, в частности из Германии и Италии. Кроме того, растет импорт оборудования из Китая, что во многом обусловлено ценовым преимуществом продукции из Китая, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей. Импорт оборудования в 2018 году составил 65, 9 млрд. рублей (без учета налога на добавленную стоимость) (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) .
Существенные различия в доле российского оборудования в различных сегментах пищевой и перерабатывающей промышленности объясняются накопленными компетенциями, уровнем технологической сложности продукции и структурой спроса отраслей-потребителей.
Степень износа машин и оборудования коммерческих организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) в Российской Федерации в 2018 году по подразделам "Производство пищевых продуктов" и "Производство напитков" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности составила 59 процентов и 72, 6 процента соответственно. Наибольшая степень износа техники зафиксирована в таких отраслях, как:
производство животных жиров (92 процента) ;
производство какао, масла какао, жира какао, растительного масла какао, порошка какао (81, 6 процента) ;
производство обработанного риса (80, 4 процента) ;
производство мяса птицы в охлажденном виде (77, 9 процента) ;
производство пива (77, 5 процента) ;
производство маргариновой продукции (76, 5 процента) ;
производство безалкогольных напитков ароматизированных и/или с добавлением сахара, кроме минеральных вод (76, 5 процента) ;
производство и консервирование мяса птицы (74, 8 процента) ;
производство солода (74, 7 процента) ;
производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения (72, 9 процента) .
2. Основные хозяйственно-экономические показатели отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности
По данным производителей, в настоящее время в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности действуют более 270 предприятий в 51 субъекте Российской Федерации (более 80 процентов производителей относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства) . Объем производства отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2018 году составил 53, 4 млрд. рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) . При этом в 2018 году рост объема производства отечественного оборудования составил 16 процентов в годовом выражении (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) , что, с одной стороны, обусловлено ростом стоимости импортной продукции, с другой стороны - ростом выручки в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, благодаря которому осуществлялась модернизация основных фондов.
Объем экспорта оборудования стабильно растет (в 2018 году составил 5, 7 млрд. рублей (без учета налога на добавленную стоимость, таможенных и аналогичных платежей) - 11 процентов суммарного объема выпуска российскими компаниями) . Основным направлением поставок по большинству товарных позиций являются страны Содружества Независимых Государств.
Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в выручке компаний отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2018 году составила 0, 2 процента, что значительно ниже уровня аналогичных затрат иностранных производителей (около 2 процентов) . При этом (по данным производителей) большинство российских компаний за последнее время не осуществляло конструкторские разработки, что привело к общему снижению доли затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с уровня в 0, 6 процента в 2014 году.
По данным производителей, общая численность занятых на предприятиях отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2018 году составила более 14 тыс. человек, средний уровень заработной платы в 2018 году составил порядка 35 тыс. рублей.
3. Конкурентные условия на внутреннем рынке оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности
Внутренний рынок отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в целом характеризуется высоким уровнем конкуренции - открытая конкурентная среда сформирована низким уровнем таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка (импортные пошлины на комплектующие составляют до 10 процентов таможенной стоимости, многие виды оборудования освобождены от уплаты ввозных пошлин) .
В результате отсутствия торговых барьеров для иностранных производителей (согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) доля импортной техники в среднем на внутреннем рынке за последние 5 лет составила 70 процентов, а в отдельных сегментах внутреннего рынка отечественные производители практически не представлены (так, в сегменте оборудования для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности, средняя доля присутствия иностранных компаний на внутреннем рынке составляет 91 процент) .
Распределение рыночных долей между отечественными и иностранными компаниями зависит прежде всего от особенностей потребляющих отраслей. Крупные российские компании пищевой промышленности в целом предъявляют спрос на иностранное оборудование (в том числе бывшее в употреблении) , как правило, располагая для этого финансовыми ресурсами. Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке пищевых продуктов, производители ориентированы на массовый выпуск собственной продукции высокого уровня качества, поэтому основными критериями выбора оборудования являются его высокая производительность и мощность. При этом они также обладают широкими возможностями реализации использованного оборудования на вторичном рынке, что увеличивает их инвестиционные возможности и позволяет обновлять основные фонды чаще.
Основными потребителями российского оборудования во многих сегментах пищевой промышленности в первую очередь являются малые и средние предприятия, чаще использующие менее производительное (средней и малой мощности) и более доступное по цене оборудование.
4. Оценка стратегических возможностей и ограничений развития отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности
На основе проведенного анализа состояния отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности можно выделить следующие ключевые преимущества российских предприятий, которые в дальнейшем обеспечат им ускоренное развитие:
ценовое преимущество по отдельным видам оборудования;
наличие компетенций в производстве определенных направлений оборудования;
высокое качество выпускаемой продукции по отдельным направлениям производства.
Факторами, значительно ослабляющими возможности развития российских компаний, являются:
низкий уровень затрат компаний на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
устаревший станочный парк;
слабые маркетинговые компетенции и низкий уровень доверия к качеству продукции со стороны потребителей.
В то же время отрасль машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности обладает большими возможностями для роста за счет:
государственной поддержки развития сельского хозяйства и пищевой промышленности;
необходимости обновления и расширения основных фондов в отдельных сегментах пищевой промышленности (в том числе за счет развития экспорта) ;
потенциала для наращивания доли отечественных предприятий как на внутреннем, так и на мировом рынке;
роста экспортных поставок машиностроительной продукции по отдельным категориям вследствие благоприятной динамики на валютном рынке.
Потенциал развития отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности может быть ограничен следующими внешними для отрасли факторами:
наличие существенного объема поставок иностранного оборудования, бывшего в употреблении;
высокая конкуренция со стороны крупных международных компаний - лидеров глобальной отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности;
низкая заинтересованность инжиниринговых компаний в использовании отечественных машин и оборудования;
наличие низких таможенно-тарифных барьеров на импорт большинства машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
5. Технические и технологические тренды развития отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности
Мировой рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется следующими техническими и технологическими трендами:
автоматизация работы и снижение влияния человеческого фактор