ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 августа 2019 г. № 1796-р
МОСКВА
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную стратегию развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) .
2. Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 августа 2019 г. № 1796-р
ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
I. Общие положения
Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № Пр-2083.
Правовую основу Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации;
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
Закон Российской Федерации "О зерне";
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп;
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия) , включая федеральный проект "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;
Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р;
Абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р;
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 г. № 1455-р;
долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р;
Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 г. № 1853 п-П8;
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.
Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации в зерновом комплексе, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и комплексного решения.
Зерновой комплекс Российской Федерации является совокупностью подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, транспорта, оптовой и розничной торговли, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию зерновых и зернобобовых культур и продуктов их переработки на внутреннем и внешнем рынках.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие зернового комплекса.
II. Современное состояние и тенденции развития зернового комплекса Российской Федерации
1. Общая характеристика состояния зернового комплекса
Производство зерна составляет основу агропромышленного комплекса Российской Федерации и является наиболее крупной подотраслью сельского хозяйства, от развития которой в значительной степени зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность населения продуктами питания и его уровень жизни, финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации пороговое значение удельного веса зерна отечественного производства в общем объеме ресурсов зерна внутреннего рынка должно составлять не менее 95 процентов. В последние годы этот показатель не опускался ниже указанного уровня. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 июня 2017 г. № Пр-1127 (подпункт "а" пункта 1 раздела I) в рамках изменений, вносимых в положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, для оценки продовольственной независимости разрабатываются показатели уровня самообеспечения в виде процентного отношения объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции к объему ее внутреннего потребления, имеющие пороговые значения, составляющие в отношении зерна 95 процентов. В течение последних 4 лет данный показатель находится на уровне 140 - 150 процентов, что не только гарантирует самообеспеченность зерном, но и создает предпосылки для развития отрасли животноводства и высокий экспортный потенциал.
Приоритетная роль зерна в обеспечении продовольственной безопасности также определяется технологической возможностью создания резервов и запасов зерна, предназначенных для гарантированного снабжения страны с учетом агроклиматических и географических особенностей регионов.
Ключевыми показателями, характеризующими состояние зернового комплекса Российской Федерации по итогам 2018 года, являются:
валовой сбор зерновых и зернобобовых культур - 113, 3 млн. тонн, в том числе пшеницы - 72, 1 млн. тонн, ячменя - 17 млн. тонн, ржи - 1, 9 млн. тонн, овса - 4, 7 млн. тонн, кукурузы - 11, 4 млн. тонн, риса - 1 млн. тонн, прочих зерновых культур (просо, сорго, тритикале, гречиха) - 1, 6 млн. тонн и зернобобовых культур - 3, 4 млн. тонн;
посевные площади зерновых и зернобобовых культур - 46, 3 млн. гектаров;
урожайность зерновых и зернобобовых культур - 25, 4 центнера на гектар;
объем внутреннего потребления зерна - 77, 1 млн. тонн;
объем экспорта зерновых и зернобобовых культур - 56, 2 млн. тонн, из них зерновых культур - 54, 9 млн. тонн;
объем экспорта продуктов переработки зерна - 1, 7 млн. тонн;
мощности морских портов по перевалке зерна - 53, 2 млн. тонн;
объем морской портовой перевалки зерна - 48, 1 млн. тонн;
мощности по хранению зерновых культур - 156, 9 млн. тонн;
запасы зерна федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее - федеральный интервенционный фонд) на начало года - 4 млн. тонн, на конец года - 3 млн. тонн.
Специфика зернового комплекса Российской Федерации характеризуется следующими основными чертами:
Российская Федерация обладает 9 процентами посевных площадей в мире и 40 процентами площадей черноземных почв. В то же время валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составляет 5 процентов их мирового производства;
посевные площади в Российской Федерации составляют около 79, 6 млн. гектаров, в том числе посевные площади зерновых и зернобобовых культур - около 46, 3 млн. гектаров;
площадь неиспользуемой пашни в 2018 году составляла 20, 2 млн. гектаров, из них 1, 5 млн. гектаров не используются до 2 лет, 7, 8 млн. гектаров - от 2 до 10 лет, 10, 8 млн. гектаров - более 10 лет.
В 2000 - 2018 годах произошло интенсивное развитие зернового комплекса, в том числе вследствие изменения структуры экономики, роста государственной поддержки сельского хозяйства и частных инвестиций.
В этот период наблюдался существенный прирост урожайности основных зерновых культур в ведущих зернопроизводящих регионах страны. Средний валовой сбор зерновых за последние 5 лет составил 115, 9 млн. тонн.
Указанная положительная динамика характерна для экспортно ориентированных регионов юга Российской Федерации, а также для регионов Центрального Черноземья, где в последние годы активно развивается животноводство.
Производство зерновых и зернобобовых культур в стране выросло с 65, 4 млн. тонн в 2000 году до 113, 3 млн. тонн в 2018 году. Основной зерновой культурой является пшеница, валовой сбор которой в 2018 году составил 63, 7 процента (72, 1 млн. тонн) . Такое значительное увеличение производства зерна связано прежде всего с ростом экспортного спроса. Российская Федерация из нетто-импортера зерна в короткие сроки превратилась в одного из крупнейших его экспортеров, занимая по предварительным итогам 2018 года первое место в мире по экспорту пшеницы (44 млн. тонн при мировом объеме 191, 2 млн. тонн) и второе место по экспорту зерна (54, 9 млн. тонн при мировом объеме 451, 7 млн. тонн) .
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия динамично развивается сектор производства кормов и зерна на кормовые цели.
2. Агроклиматические ресурсы
Большая часть территории Российской Федерации располагается в зоне субарктического и умеренного климатических поясов. На части территории Российской Федерации (примерно 35 процентов площади страны) , находящейся в умеренном поясе, тепла достаточно для вызревания основных зерновых и зернобобовых культур. Однако значительная часть пашни находится в зоне рискованного земледелия с малоплодородными песчаными, тяжелосуглинистыми, заболоченными почвами, требующими внесения больших объемов минеральных удобрений и проведения известкования. Здесь часто наблюдаются возврат холодов, а также засуха или переувлажнение почв.
Территориями с благоприятными условиями для сельского хозяйства, для которых (кроме высокой обеспеченности теплом) характерно наличие различных видов черноземных и каштановых почв, отличающихся высоким плодородием, являются Северный Кавказ, Центральное Черноземье, Среднее Поволжье и Южная Сибирь.
3. Материально-техническое и информационное обеспечение производства зерна
Важную роль в процессе производства зерна играет обеспеченность необходимыми материально-техническими ресурсами.
Обеспеченность тракторами в 2008 - 2018 годах сократилась на 12 процентов, что обусловлено как выбытием техники по сроку службы, так и приобретением новых тракторов с более высокой производительностью. Нагрузка на один трактор в Российской Федерации составляет 184 гектара посевной площади (в Канаде - 62, 5 гектара, в Соединенных Штатах Америки - 38, 6 гектара и в Германии - 15, 4 гектара) , энергетические мощности в расчете на 100 гектаров посевной площади за указанный период увеличились со 138, 3 л.с. до 148, 6 л.с.
Аналогичная ситуация отмечается по обеспеченности комбайнами. Так, если в 2008 году нагрузка на один зерноуборочный комбайн составляла 362 гектара, то в 2018 году - 370 гектаров.
Обновление машинно-тракторного парка происходит недостаточными темпами, количество техники, приобретенной сельскохозяйственными товаропроизводителями, не возмещает в полном объеме выбывшую технику.
Существенным фактором, оказывающим влияние на урожайность и валовой сбор зерна, является поддержание плодородия почв путем внесения минеральных и органических удобрений. В 2000 - 2018 годах в Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, объем внесенных минеральных удобрений под зерновые и зернобобовые культуры вырос в 3 раза - с 20, 5 кг/га в 2000 году до 60, 5 кг/га в 2018 году. Объем внесения органических удобрений под зерновые и зернобобовые культуры с 2000 года увеличился на 48 процентов - до 1, 2 т/га в 2018 году.
Вместе с тем вносимые объемы минеральных и органических удобрений не позволяют компенсировать вынос питательных веществ из почвы урожаем сельскохозяйственных культур, а недостаточные масштабы химической мелиорации почв (известкование, фосфоритование, гипсование) приводят к закислению, засолению, заболачиванию почв и, как следствие, к сокращению объемов валового сбора сельскохозяйственных культур.
С 2017 года Правительство Российской Федерации стало уделять больше внимания цифровым технологиям в сельском хозяйстве. Сейчас в Российской Федерации только 10 процентов пашни обрабатываются с применением цифровых систем, а именно посредством технологий точного земледелия, которые включают в себя такие элементы, как определение границ поля с использованием спутниковых систем навигации, дифференцированное внесение удобрений, составление цифровых карт и планирование урожайности, дифференцированное опрыскивание, мониторинг состояния посевов с использованием дистанционного зондирования, локальный отбор проб почвы в системе координат, дистанционное зондирование (аэро- или спутниковая фотосьемка) , системы параллельного вождения, мониторинг качества урожая, дифференцированное внесение регуляторов роста, дифференцированный по площади посев, дифференцированная обработка почвы, составление карт электропроводности почв, беспилотная сельскохозяйственная техника, интернет вещей Internet of Things (IoT) , анализ "больших данных" (Big Data) , искусственный интеллект.
4. Трудовые ресурсы
Кроме материально-технических ресурсов одним из определяющих факторов развития производства зерна является обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами. На начало 2000 года сельское население Российской Федерации составляло 39, 47 млн. человек (26, 9 процента населения страны) , а на начало 2019 года - 37, 33 млн. (25, 4 процента) . По сравнению с 2000 годом сельское население Российской Федерации сократилось на 2, 14 млн. человек.
Одной из основных проблем сельского хозяйства остается проблема обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами. Сельское хозяйство во многих регионах является важнейшей сферой приложения труда сельского населения. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была в среднем стабильно ниже средней по Российской Федерации и в 2018 году составила 25, 5 тыс. рублей (58, 7 процента средней заработной платы) . Наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров для работы на современной технике и специалистов, способных использовать современные информационные технологии.
5. Инфраструктура и логистическое обеспечение зернового комплекса
Объем мощностей хранения зерна в Российской Федерации в 2018 году составил 156, 9 млн. тонн, из которых 89, 2 млн. тонн (57 процентов) приходятся на сельскохозяйственных товаропроизводителей, 50 млн. тонн (32 процента) - на заготовительные организации, 17, 7 млн. тонн (11 процентов) - на перерабатывающие организации.
В Российской Федерации с 2010 года наблюдается тенденция к увеличению ввода мощностей хранения зерна. Ввод новых мощностей хранения зерна более чем в 1, 5 раза превышает выбытие существующих мощностей его хранения. При этом прирост мощностей хранения за счет строительства заготовительных предприятий существенно отстает от прироста мощностей перерабатывающих предприятий, занятых в том числе переработкой зерна на кормовые цели. По данным региональных органов управления агропромышленным комплексом, за 2016 - 2018 годы мощности хранения заготовительных предприятий остались на прежнем уровне, тогда как мощности хранения перерабатывающих предприятий выросли на 18 процентов.
С 2013 по 2018 год введены в эксплуатацию зернохранилища объемом около 36, 5 млн. тонн единовременного хранения, где на заготовительные и перерабатывающие организации приходится 93, 4 процента (34, 1 млн. тонн) введенных в эксплуатацию мощностей хранения зерна и на сельскохозяйственные предприятия - 6, 6 процента (2, 4 млн. тонн) .
Несмотря на то, что в 2018 году располагаемые объемы хранения зерна более чем на 38 процентов превышали показатели валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране, в сфере хранения зерна наблюдается ряд системных проблем. Наибольшая доля мощностей хранения зерна в общем объеме данных мощностей приходится на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые располагают преимущественно хранилищами напольного хранения.
Из общего объема мощностей хранения в 2018 году современным требованиям в сфере хранения зерна отвечали около 60 процентов. При этом остальные мощности хранения применяются на практике преимущественно для крат