Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2019 г. № 1006
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 августа 2019 г. № 1006
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория) .
2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения) , обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) , являющиеся правообладателями объектов (территорий) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
3. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
4. Перечни объектов (территорий) , подлежащих антитеррористической защите, определяются:
Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий) , правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий) , правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Перечни объектов (территорий) , подлежащих антитеррористической защите, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку "Для служебного пользования", если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности.
5. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) , являющихся правообладателями объектов (территорий) , а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) .
II. Категорирование объектов и порядок его проведения
6. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий) , которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
7. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью (далее - пострадавшие) .
Прогнозный показатель количества пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
8. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) :
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
9. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии.
10. В состав комиссии включаются руководитель органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , работники органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию) .
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объекта (территории) .
Комиссию возглавляет руководитель органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии) .
11. Комиссия в ходе своей работы:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) ;
в) определяет возможные последствия совершения террористического акта; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории) , а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
12. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории) , в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории) ;
в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории) ;
г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории) , необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
13. Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории опасности - объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;
в) объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;
г) объекты (территории) четвертой категории опасности:
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
14. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289)
15. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) , который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) .
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) , при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории) .
16. Служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) , содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории) , и принимаемых мерах по ее усилению является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
17. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) ;
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) ;
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) , в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
18. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории) , локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий) , контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий) ;
е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий) ;
ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
19. Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем:
а) неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
б) периодической проверки зданий (строений, сооружений) , а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий) , систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта;
в) принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств;
д) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) ;
е) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий) , на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории) , беспричинного размещения посторонними лицами вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств;
ж) контроля за состоянием систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений;
з) поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
и) своевременного информирования правоохранительных органов о ставших известными фактах незаконного приобретения лицами, посещающими объект (территорию) , оружия, его конструктивных элементов, боеприпасов, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств.
20. Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) ;
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) ;
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях) ;
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий) , а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массо