Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2019 г. № 662
МОСКВА
Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации
Во исполнение абзаца третьего подпункта "а" пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы", Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 мая 2019 г. № 662
МЕТОДИКА проведения социологических исследований в целях оценкиуровня коррупции в субъектах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая методика направлена на методическое обеспечение реализации подпункта "а" пункта 3 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы", которым рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить ежегодное проведение социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации (далее - исследование) , устанавливает правила и определяет показатели исследований.
2. Исследование фокусируется на проблематике "бытовой" коррупции, возникающей при взаимодействии граждан и представителей органов власти, в том числе при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, и "деловой" коррупции, возникающей при взаимодействии органов власти и представителей бизнеса.
II. Цель и задачи исследования
3. Цель исследования - оценка уровня, структуры и специфики коррупции в субъекте Российской Федерации, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер.
4. Задачами исследования являются:
выявление фактических значений параметров оценки коррупции, в том числе уровня коррупции, в субъекте Российской Федерации;
проведение качественно-количественной оценки коррупции в субъекте Российской Федерации по предусмотренным настоящей методикой аналитическим направлениям;
выявление и описание структуры коррупции в субъекте Российской Федерации;
выявление соотношения основных характеристик коррупции в различных сферах государственного регулирования в субъекте Российской Федерации;
оценка эффективности (результативности) принимаемых в субъекте Российской Федерации мер, направленных на противодействие коррупции;
выявление и осуществление анализа причин и условий проявления коррупции в субъекте Российской Федерации;
формирование информационной базы для составления рейтинга административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня коррупции.
III. Методы исследования и сроки его проведения
5. В качестве основных методов исследования применяются:
в части "бытовой" коррупции - репрезентативный социологический опрос граждан Российской Федерации (далее - социологический опрос в части "бытовой" коррупции) ;
в части "деловой" коррупции - репрезентативный социологический опрос представителей бизнеса (далее - социологический опрос в части "деловой" коррупции) .
6. Основные требования к проведению социологического опроса в части "бытовой" коррупции и социологического опроса в части "деловой" коррупции устанавливаются настоящей методикой. Для достижения цели исследования, а также подтверждения ключевых выводов по итогам проведения указанных социологических опросов могут быть использованы другие дополнительные методы исследования.
7. Исследование на основании настоящей методики проводится ежегодно в III - IV кварталах отчетного года.
IV. Объект и предмет исследования
8. В качестве объекта исследования рассматривается коррупция за анализируемый период.
9. Предметом исследования являются:
фактические значения параметров оценки коррупции, в том числе уровень коррупции, в субъекте Российской Федерации;
качественно-количественная оценка коррупции в субъекте Российской Федерации по предусмотренным настоящей методикой аналитическим направлениям;
структура коррупции в субъекте Российской Федерации;
соотношение основных характеристик коррупции в различных сферах государственного регулирования в субъекте Российской Федерации;
эффективность (результативность) принимаемых в субъекте Российской Федерации мер, направленных на противодействие коррупции;
причины и условия проявления коррупции в субъекте Российской Федерации;
рейтинг административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня коррупции.
V. Респонденты исследования
В части "бытовой" коррупции
10. Респондентами исследования в части "бытовой" коррупции являются граждане Российской Федерации старше 18 лет, проживающие на территории субъекта Российской Федерации более 2 лет.
11. Из числа респондентов исследования в части "бытовой" коррупции исключаются следующие группы лиц:
граждане Российской Федерации, находящиеся в местах лишения свободы;
граждане Российской Федерации, не имеющие определенного места жительства.
12. Респонденты исследования в части "бытовой" коррупции должны соответствовать профилю общей выборочной совокупности, установленному по таким критериям, как административно-территориальное деление, пол, возраст, соотношение городского и сельского населения, характерным для субъекта Российской Федерации. Установление профилирующих значений проводится в ходе подготовки и проведения социологического опроса в части "бытовой" коррупции и обеспечивает фокусирование исследования в соответствии с поставленными задачами и спецификой субъекта Российской Федерации.
В части "деловой" коррупции
13. Респондентами исследования в части "деловой" коррупции являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) , ведущие бизнес на территории Российской Федерации.
14. Из числа респондентов исследования в части "деловой" коррупции исключаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) , основными видами экономической деятельности которых являются:
деятельность религиозных, политических и прочих общественных организаций;
деятельность экстерриториальных организаций и органов;
деятельность домашних хозяйств как работодателей, а также недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления;
деятельность в сферах государственного управления и обеспечения военной безопасности, а также социального обеспечения.
15. Характеристики респондентов исследования в части "деловой" коррупции должны соответствовать значениям, установленным по следующим, в том числе квотируемым, критериям: среднегодовая численность занятых, размер хозяйствующего субъекта, виды экономической деятельности.
VI. Формирование выборочной совокупности
В части "бытовой" коррупции
16. Выборка административно-территориальных единиц в субъекте Российской Федерации должна осуществляться с учетом сложившейся структуры расселения городских и сельских жителей.
17. При формировании общей выборочной совокупности необходимо реализовать принцип пропорциональности, по которому выборочная совокупность должна распределяться между административно-территориальными единицами субъекта Российской Федерации пропорционально численности их населения.
18. В целях реализации принципа пропорциональности определяется необходимое количество репрезентативных единиц отбора (респондентов) в соответствии с численностью населения субъекта Российской Федерации:
регион с высокой численностью населения (В) : если численность населения в субъекте Российской Федерации более 5 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 800 штук;
регион со средней численностью населения (С) : если численность населения в субъекте Российской Федерации от 1 млн. человек до 5 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 600 штук;
регион с низкой численностью населения (Н) : если численность населения в субъекте Российской Федерации менее 1 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 400 штук.
19. В рамках контроля качества формирования выборочной совокупности необходимо провести проверку соответствия итоговой выборочной совокупности, сформированной из требуемого количества результативных анкет, профилирующим значениям выборки. Допустимая статистическая погрешность должна составлять не более 5 процентов по установленным характеристикам (административно-территориальное деление, пол, доля городского и сельского населения) .
20. В случае выявления отклонений по итогам проведения контроля качества формирования выборочной совокупности необходимо сформировать дополнительную выборку в соответствии с характеристиками, указанными в пункте 19 настоящей методики, и (или) провести перевзвешивание (ремонт выборки) .
21. Исследование предусматривает формирование трехступенчатой комбинированной территориальной выборки субъекта Российской Федерации, отражающей специфику расселения населения, прежде всего по административно-территориальному статусу населенного пункта (далее - территориальная выборка) .
22. Первый этап формирования территориальной выборки предполагает отбор административно-территориальных единиц, в которых будет реализовано проведение социологического опроса в части "бытовой" коррупции (стратификация выборки) .
23. Критерием стратификации выборки на первом этапе является административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, в качестве единиц которого выделяются административные районы и города республиканского, краевого, областного или окружного подчинения. При стратификации выборки необходимо учесть соотношение городского и сельского населения в субъекте Российской Федерации.
24. Территориальная выборка должна предусматривать все типы населенных пунктов, характерные для соответствующего субъекта Российской Федерации. Минимальное рекомендованное деление - 3 страты (столица субъекта Российской Федерации, города республиканского, краевого, областного или окружного подчинения и сельские территории) .
25. По итогам проведения стратификации выборки проводится отбор конкретных населенных пунктов (географических точек) внутри каждой страты (кроме городов федерального значения) случайным образом. Количество точек в стратах варьируется от 2 до 5 в зависимости от частоты присутствия того или иного типа населенного пункта каждой страты в субъекте Российской Федерации.
26. Допускается критическая оценка целесообразности включения труднодоступных и закрытых административно-территориальных образований, а также счетных участков в территориальную выборку. Решение о включении указанных территорий в состав территориальной выборки принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию проведения исследования.
27. В связи с труднодоступностью отдельных территорий в Камчатском крае, Магаданской области, Республике Коми, Республике Саха (Якутия) , Ненецком и Чукотском автономных округах допускается осуществление социологического опроса в части "бытовой" коррупции в близлежащих от центра указанных субъектов Российской Федерации населенных пунктах (географических точках) .
28. Страты в городах федерального значения формируются в соответствии с выделенными территориальными единицами (в г. Москве - между 12 административными округами, в г. Санкт-Петербурге - между 18 районами, в г. Севастополе - между 4 районами) пропорционально численности населения, официально проживающего на их территориях.
29. Второй этап формирования территориальной выборки предполагает отбор счетных участков как первичных выборочных единиц, который реализуется посредством метода систематического отбора.
30. В качестве счетного участка рекомендуется использовать избирательный участок. При этом допускается возможность выбора другой счетной единицы в случае ее соответствия следующим условиям: равномерное распределение на данной территории проживания респондентов исследования, соответствующих требованиям, указанным в разделе V настоящей методики, наличие четких границ, однозначность идентификации.
31. В конкретном населенном пункте субъекта Российской Федерации рекомендуется отбирать не менее 2 счетных участков. В гг. Москве и Севастополе рекомендован отбор не менее 2 счетных участков в установленных территориальных единицах. В г. Санкт-Петербурге допустим отбор одного счетного участка в установленных территориальных единицах.
32. Общее количество опрашиваемых респондентов по каждому типу населенных пунктов (для городов федерального значения - территориальных единиц) должно быть пропорционально численности проживающего там населения.
33. В случае построения рейтинга административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации по уровню коррупции при формировании выборочной совокупности необходимо придерживаться следующего условия: наличие не менее 30 наблюдений (результативных анкет) в каждой обследуемой административно-территориальной единице.
34. Третий этап формирования территориальной выборки предполагает отбор домохозяйств как вторичных выборочных единиц. Отбор домохозяйств на счетном участке проводится по принципу случайного отбора посредством реализации систематического маршрутного метода, который предполагает последовательный обход интервьюером домохозяйств (квартир или домов) , расположенных на территории счетного участка, и отбор определенных домохозяйств для проведения опроса с учетом заданного интервала (шага отбора) . Перечень домохозяйств не составляется заранее, а формируется интервьюером непосредственно в ходе проведения социологического опроса в части "бытовой" коррупции до получения необходимого числа результативных анкет, что обеспечивает достижение необходимой квоты и отсутствие необходимости формирования резервной выборки.
35. Последовательность обхода домохозяйств интервьюером и порядок его действий в рамках исследования регламентируются инструкцией интервьюера согласно приложению № 1, с которой каждый интервьюер должен ознакомиться перед участием в проведении опроса.
36. В домохозяйстве интервьюером отбирается только один респондент для проведения социологического опроса в части "бытовой" коррупции на основе заданных квот по установленным критериям: пол, возраст, уровень дохода, распределение городского и сельского населения.
В части "деловой" коррупции
37. При формировании общей выборочной совокупности необходимо реализовать принцип пропорциональности, согласно которому выборочная совокупность должна формироваться в соответствии с распределением среднегодовой численности занятых в субъектах Российской Федерации и распределяться между хозяйствующими субъектами по следующим 2 критериям: размер хозяйствующих субъектов и виды экономической деятельности.
38. В целях реализации принципа пропорциональности определяется необходимое количество репрезентативных единиц отбора в соответствии со среднегодовой численностью занятых в субъекте Российской Федерации:
регион с высокой долей занятых (В) : если среднегодовая численность занятых в субъекте Российской Федерации более 2 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 400 штук;
регион с долей занятых выше среднего (ВС) : если среднегодовая численность занятых в субъекте Российской Федерации от 1 млн. человек до 2 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 300 штук;
регион с долей занятых ниже среднего (НС) : если среднегодовая численность занятых в субъекте Российской Федерации от 500 тыс. человек до 1 млн. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 200 штук;
регион с низкой долей занятых (Н) : если среднегодовая численность занятых в субъекте Российской Федерации менее 500 тыс. человек, то требуемое количество результативных анкет устанавливается на уровне не менее 100 штук.
39. В рамках контроля качества необходимо провести проверку соответствия итоговой выборочной совокупности, сформированной из требуемого количества результативных анкет, значениям рекомендуемых квот выборки. Допустимое отклонение должно составлять не более 5 процентов по следующим установленным квотам: размер хозяйствующих субъектов и виды экономической деятельности.
40. Установление квот по размерам хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) предусматривает выделение с учетом положений Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" следующих категорий в части среднесписочной численности работников:
крупное предприятие - более 250 человек;
среднее предприятие - от 101 до 250 человек;
малое предприятие - от 16 до 100 человек;
микропредприятие - менее 15 человек.
41. Распределение по размерам хозяйствующих субъектов в общей выборочной совокупности должно соответствовать распределению среднесписочной численности работников по размерам хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в субъекте Российской Федерации по последним официальным статистическим данным.
42. Установление квот по видам экономической деятельности предусматривает выделение следующих разделов, в том числе укрупненных, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) :
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (раздел А) ;
добыча полезных ископаемых (раздел B) ;
обрабатывающие производства (раздел C) ;
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (разделы D, E) ;
строительство (раздел F) ;
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (раздел G) ;
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (раздел I) ;
транспортировка и хранение; деятельность в области информации и связи (разделы H, J) ;
деятельность по операциям с недвижимым имуществом; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (разделы L, N) ;
образование (раздел P) ;
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (раздел Q) ;
предоставление прочих видов услуг (раздел S) ;
другие виды деятельности (разделы K, M, R) .
43. Распределение по видам экономической деятельности в общей выборочной совокупности должно соответствовать структуре среднесписочной численности занятых по видам экономической деятельности в субъекте Российской Федерации по последним официальным статистическим данным.
44. Допустимо укрупнение и разукрупнение установленной настоящей методикой структуры выборки по видам экономической деятельности в следующих случаях:
если раздел в структуре распределения среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации составляет менее 5 процентов, то допустимо укрупнение структуры путем присоединения данного раздела к укрупненному разделу "другие виды деятельности