О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2019 г. № 515
МОСКВА
О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 219, от 18.04.2020 № 548, от 29.11.2022 № 2160, от 16.09.2023 № 1514, от 21.12.2023 № 2219, от 31.05.2024 № 743)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
2. Установить, что нормы, содержащиеся в Правилах и Положении, которые утверждены настоящим постановлением, применяются в случае, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, определяющими особенности маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров.
3. Реализация настоящего постановления осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 26 апреля 2019 г. № 515
ПРАВИЛА маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 219, от 18.04.2020 № 548, от 21.12.2023 № 2219, от 31.05.2024 № 743)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров) , оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга) , информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
"ввод товара в оборот" - при производстве товара:
на территории Российской Федерации - первичная возмездная или безвозмездная передача товара от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях ее отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает его доступным для распространения и (или) использования;
вне территории Российской Федерации (за исключением товара, ввозимого из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами для внутреннего потребления товара, ввозимого в Российскую Федерацию;
вне территории Российской Федерации в отношении товара, ввозимого из государств - членов Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, товара в Российскую Федерацию;
"вывод товара из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация) , утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;
"код маркировки" - уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки;
"код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара;
"код проверки" - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки;
"код товара" - уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующей товарной номенклатуре;
"личный кабинет" - размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на сайте оператора информационный сервис, предоставляемый оператором в установленном порядке участнику оборота товаров или федеральному органу исполнительной власти и используемый оператором, участником оборота товаров и федеральным органом исполнительной власти;
"оборот товаров" - хранение, транспортировка, получение и передача товара, в том числе его приобретение и реализация (продажа) , на территории Российской Федерации;
"устройство регистрации выбытия" - техническое средство информационного обмена, предназначенное для передачи в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товаров, включающее в себя программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) техническое средство проверки кодов проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 548)
"устройство регистрации эмиссии" - техническое средство информационного обмена, предназначенное для получения кодов маркировки и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров средствами идентификации, выполняющее функции технического средства проверки кода проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки, либо включающее в свой состав техническое средство проверки кодов проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 219)
3. Действие настоящих Правил не распространяется:
а) на пробы и образцы товаров в необходимых количествах при их хранении и транспортировке, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, актов органов Евразийского экономического союза, а также нормативных технических актов государств - членов Евразийского экономического союза в области стандартизации;
б) на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи) ;
в) на товары, находящиеся на временном хранении либо помещенные под таможенную процедуру таможенного склада;
г) на товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза иностранных товаров, от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
д) на товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза иностранных товаров, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
е) на товары, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранной безвозмездной (гуманитарной) и международной технической помощью;
ж) на товары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;
з) на товары при их хранении производителями этих товаров;
и) на товары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход Российской Федерации иным способом, и товары, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации, при их приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже) , а также на товары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;
к) на товары, ввозимые в Российскую Федерацию физическими лицами и приобретенные ими для личного пользования;
л) на товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании.
II. Правила формирования и нанесения средств идентификации
4. Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.
5. В целях формирования средств идентификации оператор предоставляет участникам оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, коды маркировки на основании заявок на получение кодов маркировки от таких участников оборота товаров. Указанные заявки направляются участником оборота товаров оператору с использованием устройств регистрации эмиссии.
6. Заявка на получение кодов маркировки должна содержать сведения о коде товара и количество кодов маркировки. Указанная заявка может содержать уникальные коды идентификации, которые планируется присвоить маркируемым товарам. Если такие коды идентификации не представлены участником оборота товаров в такой заявке, они предоставляются оператором, который гарантирует их уникальность.
В целях получения кодов маркировки участники оборота товаров заключают с оператором договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, типовая форма которого утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
7. Формирование кода маркировки осуществляется путем формирования кода идентификации и формирования кода проверки. Код идентификации включает в себя в том числе код товара и его индивидуальный серийный номер. Формирование кода проверки осуществляется оператором с использованием российских криптографических технологий.
Сформированные коды маркировки предоставляются оператором участникам оборота товаров, обеспечивающим нанесение средств идентификации, с использованием устройств регистрации эмиссии.
8. Оснащение участников оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, соответствующими устройствами регистрации эмиссии осуществляет оператор путем их непосредственной передачи либо предоставления удаленного доступа информационных систем участников оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, к таким устройствам регистрации эмиссии.
Решение о выборе способа оснащения принимается участниками оборота товаров, обеспечивающими нанесение средств идентификации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации для отдельных товаров.
В целях такого оснащения участники оборота товаров, обеспечивающие нанесение средств идентификации, заключают с оператором договоры, содержащие в том числе условия предоставления устройств регистрации эмиссии и их регламентного обслуживания. Типовая форма таких договоров утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Предоставленные устройства регистрации эмиссии оператор регистрирует в информационной системе мониторинга.
9. Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии.
10. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
101. Товары, маркированные средствами идентификации, преобразованными участниками оборота товаров из кодов маркировки, предоставленных им оператором до даты ввода обязательной маркировки таких товаров, признаются маркированными надлежащим образом при условии внесения в информационную систему мониторинга сведений о нанесении на указанные товары средств идентификации на дату ввода обязательной маркировки таких товаров. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 548)
III. Порядок представления оператору информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга
11. Участники оборота товаров представляют информацию оператору для ее включения в информационную систему мониторинга самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
111. Участники оборота товаров представляют в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота товаров в соответствии с правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, а также сведения в целях применения запрета розничной продажи товаров (в том числе сведения, представляемые посредством запросов на проверку кода маркировки и обращений в целях формирования и актуализации баз данных кодов идентификации) в соответствии с Правилами применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правилами получения информации из указанной государственной информационной системы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. № 1944 "Об утверждении перечня случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров, а также Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы". (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2219)
12. Представление информации об обороте товаров оператору для ее включения в информационную систему мониторинга осуществляется участниками оборота товаров после прохождения ими регистрации в информационной системе мониторинга и предоставления им доступа к личному кабинету.
В целях регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота товаров заключают с оператором договор о подключении к информационной системе мониторинга, типовая форма которого утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
13. Регистрация участников оборота товаров в информационной системе мониторинга и предоставление им доступа к личному кабинету осуществляются оператором на основании сведений, представленных участниками оборота товаров оператору в электронной форме.
14. Для осуществления регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота товаров направляют в информационную систему мониторинга заявление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью участника оборота товаров, содержащее следующие сведения: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 № 743)
а) наименование участника оборота товаров, являющегося юридическим лицом, или фамилия, имя, отчество (при наличии) участника оборота товаров, являющегося индивидуальным предпринимателем;
б) тип участника оборота товаров (производитель, организация оптовой или розничной торговли, импортер) ;
в) место нахождения участника оборота товаров, являющегося юридическим лицом, или место жительства участника оборота товаров, являющегося индивидуальным предпринимателем;
г) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) , телефон и адрес электронной почты контактного лица участника оборота товаров.
15. Формат заявления о регистрации устанавливается оператором.
16. Обработка и проверка заявления о регистрации, а также уведомление заявителя о результатах такой проверки осуществляются оператором в течение 5 рабочих дней со дня подачи такого заявления.
17. Заявителю отказывается в регистрации в информационной системе мониторинга по следующим основаниям:
а) заявление о регистрации не подписано или подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание от имени участника оборота товаров;
б) идентификационный номер налогоплательщика, указанный при получении усиленной квалифицированной электронной подписи, не соответствует идентификационному номеру налогоплательщика в заявлении о регистрации;
в) фамилия, имя или отчество (при наличии) лица, подписавшего заявление о регистрации, не соответствуют фамилии, имени или отчеству, указанным в заявлении о регистрации;
г) отсутствие или несоответствие сведений в отношении заявителя, указанных в заявлении о регистрации, сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или в указанных реестрах имеется запись о прекращении его деятельности;
д) отсутствие сведений о действующей лицензии у участника оборота товаров (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности в рамках оборота товара в соответствии с законодательством Российской Федерации) ;
е) заявление о регистрации подготовлено с нарушением установленного оператором формата, содержит некорректные сведения или не содержит обязательных сведений, предусмотренных настоящими Правилами;
ж) заявитель уже зарегистрирован в информационной системе мониторинга.
18. В случае отрицательного результата проверки заявления о