ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 апреля 2019 г. № 768-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемый стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - стандарт) .
2. Рекомендовать:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении деятельности по развитию конкуренции руководствоваться положениями стандарта;
субъектам естественных монополий руководствоваться положениями стандарта в рамках раскрытия информации о своей деятельности.
3. ФАС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить методики расчета ключевых показателей развития конкуренции, предусмотренных приложением к стандарту.
4. Минэкономразвития России:
образовать межведомственную рабочую группу по вопросам реализации положений стандарта;
представлять при необходимости в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения по внесению изменений в стандарт, одобренные межведомственной рабочей группой по вопросам реализации положений стандарта;
представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, в IV квартале года, следующего за отчетным, доклад о результатах внедрения стандарта, включающий оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по его внедрению.
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 37, ст. 5176) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 г. № 1969-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 39, ст. 5702) .
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 17 апреля 2019 г. № 768-р
СТАНДАРТ развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее соответственно - стандарт, конкуренция) разработан в рамках реализации пункта 7 и подпункта "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".
2. Целями стандарта являются:
а) установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;
б) содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ, услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
в) выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал;
г) создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;
д) поддержание и развитие единого экономического пространства Российской Федерации, рост производительности труда и диверсификация экономики;
е) повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности;
ж) преодоление и минимизация влияния несовершенной конкуренции на инфляцию;
з) содействие каждым субъектом Российской Федерации развитию конкуренции на товарных рынках, определяемых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, для достижения положительного эффекта в соответствующих отраслях (сферах) экономики Российской Федерации, характеризующихся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции. Под товарным рынком в стандарте понимается сфера обращения товара, работы, услуги, которые не могут быть заменены другими товаром, работой, услугой, или взаимозаменяемых товаров, работ, услуг, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, работу, услугу и за пределами которой такая возможность либо целесообразность отсутствует.
3. Принципами внедрения стандарта являются:
а) ориентация на потребителя - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с руководством муниципальных образований и сотрудниками органов местного самоуправления осуществляют мероприятия по содействию развитию конкуренции исходя из текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ, услуг, участников экономических отношений и общества в целом;
б) заинтересованность высшего должностного лица - высшее должностное лицо обеспечивает единство целей и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации для результативной и эффективной реализации стандарта;
в) системный подход - совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по анализу состояния товарных рынков, поведения хозяйствующих субъектов на указанных рынках, выявленных ожиданий потребителей товаров, работ и услуг, планированию деятельности, а также формированию процессов и систем мониторинга, оценки, контроля и анализа деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
г) постоянное совершенствование деятельности - повышение удовлетворенности потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ, услуг, обеспечение информационного взаимодействия с потребителями товаров, работ, услуг и другими заинтересованными сторонами, проведение аудита и анализа результативности мероприятий по содействию развитию конкуренции;
д) прозрачность деятельности - содействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении открытости и доступности для потребителей товаров, работ, услуг и других участников экономической деятельности информации о мероприятиях по содействию развитию конкуренции, процедурах оказания услуг, а также о решениях, оказывающих воздействие на экономическую конкуренцию.
4. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления заключаются соглашения (меморандумы) о внедрении в субъекте Российской Федерации стандарта (далее - соглашения) .
В соглашении отражаются положения, определяющие его цели и предмет, описываются порядок, формы и направления взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими стандарта.
5. Внедрение стандарта осуществляется на основании решения высшего должностного лица и может предусматривать использование проектного подхода, в рамках которого внедрение стандарта является приоритетным проектом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной сферой ведения (далее - ведомственный приоритетный проект) , а задачи по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации в целом реализуются в рамках ведомственных приоритетных проектов в составе региональной приоритетной программы по внедрению стандарта, утверждаемой высшим должностным лицом.
Внедрение стандарта предполагает определение в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации должностных лиц с правом принятия управленческих решений, занимающих должности не ниже заместителя руководителя, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, а также структурных подразделений, ответственных за разработку и реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции в подведомственной сфере деятельности с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты и положения о структурных подразделениях.
6. Для достижения целей стандарта и соблюдения принципов его внедрения, формирования перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации (далее - перечень товарных рынков) , а также для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции (далее - "дорожная карта") предполагается ознакомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также членов коллегиального координационного или совещательного органа, созданного при высшем должностном лице (далее - коллегиальный орган) , с Инструментарием для оценки воздействия на конкуренцию (версия 2.0) , разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития.
Одним из основных средств достижения целей внедрения стандарта является планомерное увеличение финансирования за счет средств бюджетов всех уровней мероприятий, направленных на развитие частного сектора экономики, при одновременном сокращении бюджетных расходов в рыночных отраслях (сферах) экономики.
7. На официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции (далее - уполномоченный орган) , в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации не реже чем раз в квартал размещаются информация и документы, касающиеся внедрения стандарта, и не реже чем раз в год - сведения об эффекте, достигнутом при внедрении стандарта.
8. Для повышения мотивации руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления к достижению высоких результатов в работе по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации рекомендуется учитывать результаты работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по внедрению стандарта и реализации "дорожной карты" при принятии в установленном порядке решений о поощрении руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
II. Определение уполномоченного органа
9. Уполномоченный орган определяется из числа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
10. Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:
а) формирует с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих (координирующих) деятельность в установленных сферах ведения, проект перечня товарных рынков с аргументированным обоснованием выбора каждого товарного рынка и описанием текущей ситуации на каждом товарном рынке, а также с анализом основных проблем и методов их решения и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу;
б) подготавливает проект ежегодного доклада о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации (далее - доклад) для его рассмотрения и утверждения коллегиальным органом;
в) разрабатывает проект "дорожной карты" и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу;
г) организует проектную деятельность по вопросам внедрения стандарта, координирует в формате региональной приоритетной программы по внедрению стандарта деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выполнению мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" и соответствующими ведомственными приоритетными проектами;
д) организует или осуществляет проведение не реже 2 раз в год для органов местного самоуправления обучающих мероприятий и тренингов по вопросам содействия развитию конкуренции, а также повышения качества процессов, связанных с предоставлением услуг, влияющих на развитие конкуренции;
е) формирует при принятии высшим должностным лицом решения, предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата;
ж) размещает информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующие материалы на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет";
з) рассматривает обращения субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ, услуг и общественных организаций, представляющих интересы потребителей, по вопросам содействия развитию конкуренции, относящимся к компетенции уполномоченного органа;
и) организует проведение мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации (далее - мониторинг) ;
к) осуществляет оценку успешности и итогов реализации ведомственных приоритетных проектов, входящих в состав региональной приоритетной программы по внедрению стандарта.
11. В рамках реализации мероприятий "дорожной карты", а также иных мероприятий по содействию развитию конкуренции органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие (координирующие) деятельность в установленной сфере ведения, при участии уполномоченного органа:
а) проводят мониторинг, при необходимости подготавливают предложения по улучшению конкурентной среды на товарных рынках субъекта Российской Федерации (в виде проектов актов, ведомственных приоритетных проектов или иных документов) ;
б) осуществляют реализацию мероприятий "дорожной карты", а также иных мероприятий по содействию развитию конкуренции;
в) обеспечивают единство целей и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
г) обеспечивают информационное взаимодействие с потребителями товаров, работ, услуг, участниками экономической деятельности (предпринимательским сообществом) и другими заинтересованными сторонами, в том числе в целях доступности для потребителей товаров, работ, услуг и других участников экономической деятельности информации о решениях и мероприятиях, оказывающих воздействие на конкуренцию;
д) проводят анализ результативности мероприятий "дорожной карты", а также иных мероприятий по содействию развитию конкуренции, формируют разделы проекта доклада.
III. Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренциина заседаниях коллегиального органа
12. Коллегиальный орган на своих заседаниях рассматривает подготавливаемые в целях стимулирования развития конкуренции:
а) проект перечня товарных рынков с аргументированным обоснованием выбора каждого товарного рынка и описанием текущей ситуации на каждом товарном рынке, а также анализом основных проблем и методов их решения;
б) проект "дорожной карты", включая информацию о разработке и выполнении мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";
в) иную информацию и проекты правовых актов субъекта Российской Федерации в части их потенциального воздействия на состояние и развитие конкуренции, а также отчет об эффективности контрольно-надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации;
г) результаты и анализ результатов мониторинга.
13. Коллегиальный орган рассматривает и утверждает доклад, а в случае необходимости представляет замечания, предложения и особые мнения членов коллегиального органа для включения их в доклад.
14. В состав коллегиального органа (в том числе в рамках отдельных специализированных рабочих групп по направлениям) включаются:
а) руководители или заместители руководителей уполномоченного органа, а также иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в функции которых входит реализация мероприятий по содействию развитию конкуренции;
б) представители совета муниципальных образований, иных объединений муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления;
в) представители общественных организаций, действующих в интересах предпринимателей и потребителей товаров, работ, услуг;
г) представители комиссии по проведению административной реформы в субъекте Российской Федерации;
д) представители научных, исследовательских, проектных, аналитических организаций и технологических платформ, структурных подразделений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в субъекте Российской Федерации (при наличии) ;
е) представители потребителей товаров, работ, услуг, задействованные в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, а также представители некоммерческих объединений, действующих в интересах технологических и ценовых аудиторов;
ж) представители объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;
з) представители объединений, действующих в интересах сферы рыбного хозяйства (воспроизводство водных биологических ресурсов, аквакультура, марикультура, товарное рыбоводство, промышленное рыболовство, рыбопереработка и др.) ;
и) представители профессиональных союзов и обществ, в том числе организаций, действующих в интересах кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности;
к) представители организаций, сфера деятельности которых связана с объединением профессиональных (независимых) директоров;
л) эксперты и специалисты иных направлений (конструкторы, инженеры, изобретатели, инноваторы, специалисты в области программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, медицинских и биотехнологий, нанотехнологий, альтернативной энергетики и энергоэффективности, нового материаловедения, представители научно-технологического и промышленно-делового сообщества, участники процесса, задействованные в рамках развития междисциплинарных исследований, направленных на прорывные разработки и открытия, и др.) ;
м) представители общественных палат субъектов Российской Федерации.
15. В случае необходимости в состав коллегиального органа помимо лиц, указанных в пункте 14 стандарта, могут включаться иные участники (с учетом региональной специфики) .
16. В состав коллегиального органа, а также отдельных специализированных рабочих групп по направлениям целесообразно включение:
а) представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
б) уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
в) уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;
г) представителей территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации.
17. Заседания коллегиального органа в очном формате целесообразно проводить не реже одного раза в квартал.
18. Указанные в настоящем разделе функции коллегиального органа в случае необходимости могут быть возложены на общественный координационный или совещательный орган, созданный в субъекте Российской Федерации с целью улучшения инвестиционного климата, либо на иной общественный координационный или совещательный орган, действующий в целях улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации.
19. Материалы заседаний коллегиального органа являются открытыми и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".
IV. Утверждение перечня товарных рынков
20. Уполномоченный орган разрабатывает проект перечня товарных рынков, обосновывает выбор каждого товарного рынка с описанием текущей ситуации и анализом основных проблем и