Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2019 г. № 63
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2020 № 328, от 28.12.2020 № 2320, от 31.03.2021 № 502, от 28.12.2021 № 2519, от 30.12.2021 № 2584, от 28.10.2022 № 1916, от 28.11.2022 № 2158, от 17.03.2023 № 408, от 09.11.2023 № 1878, от 20.07.2024 № 991, от 11.11.2024 № 1527)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 № 1916)
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 января 2019 г. № 63 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 28 декабря 2021 г. № 2519)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 № 1916, от 28.11.2022 № 2158, от 17.03.2023 № 408, от 09.11.2023 № 1878, от 20.07.2024 № 991, от 11.11.2024 № 1527)
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя
За период нахождения Республики Крым и г. Севастополя в составе Российской Федерации в целом осуществлена их интеграция в правовое, экономическое, финансовое и социальное пространство Российской Федерации.
Преодолены критические инфраструктурные ограничения. Построены ключевые объекты транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Построены Крымский мост и трасса "Таврида", которые позволяют обеспечить транспортное сообщение Крыма с материковой частью, новый аэровокзальный комплекс международного аэропорта Симферополь имени Ивана Константиновича Айвазовского.
Реализованы проекты в сфере энергетики, что позволило создать устойчивую систему стабильного энергосбережения потребителей, находящихся на территории Крымского полуострова. Построены энергетический мост и электростанции - Таврическая и Балаклавская (Севастопольская) парогазовые установки - тепловые электростанции.
Ключевым моментом стало завершение строительства многопрофильного республиканского центра "Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А.Семашко", рассчитанная на 700 мест стационарного пребывания.
В целом динамика развития региона свидетельствует об устойчивости экономики.
Наблюдаются рост среднемесячной заработной платы в Республике Крым с 22, 4 тыс. рублей в 2015 году до 38, 2 тыс. рублей в 2021 году и в г. Севастополе - с 21, 8 тыс. рублей в 2015 году до 40, 1 тыс. рублей в 2021 году, а также снижение уровня безработицы в Республике Крым с 7, 2 процента в 2015 году до 5, 8 процента в 2021 году и в г. Севастополе - с 8, 3 процента в 2015 году до 4, 2 процента в 2021 году, значение которого в среднем за 2021 год по Республике Крым и г. Севастополю превышало среднероссийский показатель. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Среди ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона можно выделить наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе нарастание эрозии земель, угрожающий характер оползневых и абразионных процессов, разрушающих береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, а также проблема утилизации бытовых отходов.
Экономический рост обеспечил и повышение собственных доходов консолидированного бюджета Республики Крым и г. Севастополя, что позволило значительно увеличить финансирование всех сфер деятельности.
Одним из ключевых условий успешного социально-экономического развития является благоприятный инвестиционный климат.
На территориях Республики Крым и г. Севастополя с 1 января 2015 г. функционирует свободная экономическая зона, которая способствует привлечению инвестиций и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Объем инвестиций, осуществленных за 7 лет участниками свободной экономической зоны, достиг 255 млрд. рублей, из них почти 150 млрд. рублей приходится на капитальные вложения, осуществленные участниками свободной экономической зоны за тот же период. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Республика Крым и г. Севастополь отнесены к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации.
Основной целью государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Программа) является преодоление социально-экономического отставания Крыма и доведение качества жизни населения до среднероссийского уровня.
Результатами реализации Программы должны стать:
создание условий для роста уровня жизни населения Республики Крым и г. Севастополя;
формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя;
формирование и развитие энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;
обеспечение транспортной доступности Крымского полуострова;
гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов;
эффективное использование туристско-рекреационного потенциала;
создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым и г. Севастополе.
Государственная политика органов государственной власти Республики Крым и г. Севастополя в сфере реализации Программы должна обеспечивать сбалансированность стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованность управленческих решений по ускоренному социально-экономическому развитию.
Одним из факторов опережающего социально-экономического развития региона является развитие туристического бизнеса в Республике Крым и г. Севастополе.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № Пр-1351 о территориальном туристическом планировании Крымского полуострова совместно с Федеральным агентством по туризму разработана и утверждена "дорожная карта" по развитию туризма в Республике Крым и г. Севастополе, предусматривающая разработку и реализацию до конца 2022 года туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования Крымского полуострова (мастер-плана) , оказание с 2021 года мер государственной поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере туризма на территории Крымского полуострова, реализацию до 2025 года мероприятий, направленных на развитие обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров Крымского полуострова.
В рамках туристско-рекреационных кластеров предусмотрена реализация 41 объекта. Все проекты предполагают реконструкцию существующих объектов размещения, строительство новых гостиничных комплексов и кемпингов, реконструкцию набережных и строительство развлекательных комплексов (аквапарков, парков миниатюр, аттракционов) , касающихся развития сферы туризма.
Реализация объектов туристско-рекреационных кластеров будет способствовать улучшению состояния инженерной инфраструктуры в целях создания благоприятных и безопасных условий для отдыха жителей и туристов, а также стимулированию развития туризма, в том числе лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного.
В рамках свободной экономической зоны в сфере туризма реализуется 162 инвестиционных проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Одной из важнейших задач является улучшение ситуации с водоснабжением в Республике Крым и г. Севастополе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 2668-р утвержден комплексный план по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым и г. Севастополя.
Реализация первоочередных мероприятий позволила обеспечить необходимый дополнительный объем воды в гг. Севастополе и Симферополе в целях снятия острого дефицита.
Разработаны мероприятия, направленные на повышение на территории Крымского полуострова качества услуг мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотрена реализация мероприятий по строительству новых и реконструкции действующих объектов связи (антенно-мачтовые сооружения, обеспечивающая инфраструктура) .
Целями Программы являются:
устранение диспропорций в региональном развитии, в том числе обеспечение Республики Крым и г. Севастополя социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста численности населения Республики Крым и г. Севастополя на уровне 2573, 5 тыс. человек в 2027 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма, позволяющей принять в Республике Крым и г. Севастополе 12150 тыс. человек в 2027 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
создание благоприятного инвестиционного климата на территории Крымского полуострова, обеспечивающего привлечение инвестиций в основной капитал в объеме 146, 97 тыс. рублей на душу населения, и привлечение инвестиций участников свободной экономической зоны в основной капитал в объеме 105, 9 млн. рублей на одного участника свободной экономической зоны к 2027 году. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Цели и задачи Программы соответствуют Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", где в качестве одной из приоритетных задач для достижения целей государственной политики регионального развития является инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2024 № 1527)
Ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития включают сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного решения
Для достижения цели Программы "Устранение диспропорций в региональном развитии, в том числе обеспечение Республики Крым и г. Севастополя социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста численности населения Республики Крым и г. Севастополя на уровне 2573, 5 тыс. человек в 2027 году" предусмотрено решение следующих задач: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
развитие социальной сферы;
развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение межнационального согласия.
Для достижения цели "Формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма, позволяющей принять в Республике Крым и г. Севастополе 12150 тыс. туристов в 2027 году" предусмотрено решение задачи по развитию туристско-рекреационного потенциала. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Для достижения цели "Создание благоприятного инвестиционного климата на территории Крымского полуострова, обеспечивающего привлечение инвестиций в основной капитал в объеме 146, 97 тыс. рублей на душу населения и привлечение инвестиций участников свободной экономической зоны в основной капитал в объеме 105, 9 млн. рублей на одного участника свободной экономической зоны к 2027 году" предусмотрено применение и развитие механизма свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
IV. Целевые показатели и задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2024 № 1527)
Программа способствует достижению следующих целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
в рамках национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи":
увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни;
снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом;
повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;
снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году;
в рамках национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности":
создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся;
повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества;
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни":
благоустройство не менее чем 30 тыс. общественных территорий и реализация в малых городах и исторических поселениях не менее чем 1600 проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды к 2030 году;
реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн. человек к 2030 году;
строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки к 2030 году;
обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве;
увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог - не менее чем до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - не менее чем до 60 процентов;
обеспечение в рамках программы социальной газификации населения подключения к сетевому природному газу не менее чем 1, 6 млн. домовладений к 2030 году и не менее чем 3 млн. домовладений к 2036 году;
в рамках национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика":
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на 4 место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы;
увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата;
увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5 процентов.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
В результате реализации Программы к 2027 году: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
численность населения (среднегодовая) Республики Крым и г. Севастополя к 2027 году увеличится до 2573, 5 тыс. человек; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
объем инвестиций в основной капитал Республики Крым и г. Севастополя к 2027 году достигнет 146, 97 тыс. рублей в расчете на душу населения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по Республике Крым и г. Севастополю к 2027 году будет сокращен до 5, 2 процента; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
численность туристов, посетивших Республику Крым и г. Севастополь в течение 2019 - 2027 годов, составит более 80000 тыс. че