Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2019 г. № 63
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2020 № 328, от 28.12.2020 № 2320, от 31.03.2021 № 502, от 28.12.2021 № 2519, от 30.12.2021 № 2584, от 28.10.2022 № 1916, от 28.11.2022 № 2158, от 17.03.2023 № 408, от 09.11.2023 № 1878, от 20.07.2024 № 991)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 № 1916)
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 января 2019 г. № 63 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 28 декабря 2021 г. № 2519)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 № 1916, от 28.11.2022 № 2158, от 17.03.2023 № 408, от 09.11.2023 № 1878, от 20.07.2024 № 991)
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя
За период нахождения Республики Крым и г. Севастополя в составе Российской Федерации в целом осуществлена их интеграция в правовое, экономическое, финансовое и социальное пространство Российской Федерации.
Преодолены критические инфраструктурные ограничения. Построены ключевые объекты транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Построены Крымский мост и трасса "Таврида", которые позволяют обеспечить транспортное сообщение Крыма с материковой частью, новый аэровокзальный комплекс международного аэропорта Симферополь имени Ивана Константиновича Айвазовского.
Реализованы проекты в сфере энергетики, что позволило создать устойчивую систему стабильного энергосбережения потребителей, находящихся на территории Крымского полуострова. Построены энергетический мост и электростанции - Таврическая и Балаклавская (Севастопольская) парогазовые установки - тепловые электростанции.
Ключевым моментом стало завершение строительства многопрофильного республиканского центра "Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А.Семашко", рассчитанная на 700 мест стационарного пребывания.
В целом динамика развития региона свидетельствует об устойчивости экономики.
Наблюдаются рост среднемесячной заработной платы в Республике Крым с 22, 4 тыс. рублей в 2015 году до 38, 2 тыс. рублей в 2021 году и в г. Севастополе - с 21, 8 тыс. рублей в 2015 году до 40, 1 тыс. рублей в 2021 году, а также снижение уровня безработицы в Республике Крым с 7, 2 процента в 2015 году до 5, 8 процента в 2021 году и в г. Севастополе - с 8, 3 процента в 2015 году до 4, 2 процента в 2021 году, значение которого в среднем за 2021 год по Республике Крым и г. Севастополю превышало среднероссийский показатель. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Среди ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона можно выделить наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе нарастание эрозии земель, угрожающий характер оползневых и абразионных процессов, разрушающих береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, а также проблема утилизации бытовых отходов.
Экономический рост обеспечил и повышение собственных доходов консолидированного бюджета Республики Крым и г. Севастополя, что позволило значительно увеличить финансирование всех сфер деятельности.
Одним из ключевых условий успешного социально-экономического развития является благоприятный инвестиционный климат.
На территориях Республики Крым и г. Севастополя с 1 января 2015 г. функционирует свободная экономическая зона, которая способствует привлечению инвестиций и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Объем инвестиций, осуществленных за 7 лет участниками свободной экономической зоны, достиг 255 млрд. рублей, из них почти 150 млрд. рублей приходится на капитальные вложения, осуществленные участниками свободной экономической зоны за тот же период. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Республика Крым и г. Севастополь отнесены к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации.
Основной целью государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Программа) является преодоление социально-экономического отставания Крыма и доведение качества жизни населения до среднероссийского уровня.
Результатами реализации Программы должны стать:
создание условий для роста уровня жизни населения Республики Крым и г. Севастополя;
формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя;
формирование и развитие энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;
обеспечение транспортной доступности Крымского полуострова;
гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов;
эффективное использование туристско-рекреационного потенциала;
создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым и г. Севастополе.
Государственная политика органов государственной власти Республики Крым и г. Севастополя в сфере реализации Программы должна обеспечивать сбалансированность стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованность управленческих решений по ускоренному социально-экономическому развитию.
Одним из факторов опережающего социально-экономического развития региона является развитие туристического бизнеса в Республике Крым и г. Севастополе.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № Пр-1351 о территориальном туристическом планировании Крымского полуострова совместно с Федеральным агентством по туризму разработана и утверждена "дорожная карта" по развитию туризма в Республике Крым и г. Севастополе, предусматривающая разработку и реализацию до конца 2022 года туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования Крымского полуострова (мастер-плана) , оказание с 2021 года мер государственной поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере туризма на территории Крымского полуострова, реализацию до 2025 года мероприятий, направленных на развитие обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров Крымского полуострова.
В рамках туристско-рекреационных кластеров предусмотрена реализация 41 объекта. Все проекты предполагают реконструкцию существующих объектов размещения, строительство новых гостиничных комплексов и кемпингов, реконструкцию набережных и строительство развлекательных комплексов (аквапарков, парков миниатюр, аттракционов) , касающихся развития сферы туризма.
Реализация объектов туристско-рекреационных кластеров будет способствовать улучшению состояния инженерной инфраструктуры в целях создания благоприятных и безопасных условий для отдыха жителей и туристов, а также стимулированию развития туризма, в том числе лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного.
В рамках свободной экономической зоны в сфере туризма реализуется 162 инвестиционных проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Одной из важнейших задач является улучшение ситуации с водоснабжением в Республике Крым и г. Севастополе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 2668-р утвержден комплексный план по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым и г. Севастополя.
Реализация первоочередных мероприятий позволила обеспечить необходимый дополнительный объем воды в гг. Севастополе и Симферополе в целях снятия острого дефицита.
Разработаны мероприятия, направленные на повышение на территории Крымского полуострова качества услуг мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотрена реализация мероприятий по строительству новых и реконструкции действующих объектов связи (антенно-мачтовые сооружения, обеспечивающая инфраструктура) .
Целями Программы являются:
устранение диспропорций в региональном развитии, в том числе обеспечение Республики Крым и г. Севастополя социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста численности населения Республики Крым и г. Севастополя на уровне 2573, 5 тыс. человек в 2027 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма, позволяющей принять в Республике Крым и г. Севастополе 12150 тыс. человек в 2027 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
создание благоприятного инвестиционного климата на территории Крымского полуострова, обеспечивающего привлечение инвестиций в основной капитал в объеме 146, 97 тыс. рублей на душу населения, и привлечение инвестиций участников свободной экономической зоны в основной капитал в объеме 105, 9 млн. рублей на одного участника свободной экономической зоны к 2027 году. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Цели и задачи Программы соответствуют Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", где в качестве одной из приоритетных задач для достижения целей государственной политики регионального развития является инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития включают сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного решения
Для достижения цели Программы "Устранение диспропорций в региональном развитии, в том числе обеспечение Республики Крым и г. Севастополя социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста численности населения Республики Крым и г. Севастополя на уровне 2573, 5 тыс. человек в 2027 году" предусмотрено решение следующих задач: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
развитие социальной сферы;
развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение межнационального согласия.
Для достижения цели "Формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма, позволяющей принять в Республике Крым и г. Севастополе 12150 тыс. туристов в 2027 году" предусмотрено решение задачи по развитию туристско-рекреационного потенциала. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Для достижения цели "Создание благоприятного инвестиционного климата на территории Крымского полуострова, обеспечивающего привлечение инвестиций в основной капитал в объеме 146, 97 тыс. рублей на душу населения и привлечение инвестиций участников свободной экономической зоны в основной капитал в объеме 105, 9 млн. рублей на одного участника свободной экономической зоны к 2027 году" предусмотрено применение и развитие механизма свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Программа способствует решению следующих задач национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" - вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - улучшение качества городской среды в полтора раза, обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов, улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год;
в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
В результате реализации Программы к 2027 году: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
численность населения (среднегодовая) Республики Крым и г. Севастополя к 2027 году увеличится до 2573, 5 тыс. человек; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
объем инвестиций в основной капитал Республики Крым и г. Севастополя к 2027 году достигнет 146, 97 тыс. рублей в расчете на душу населения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по Республике Крым и г. Севастополю к 2027 году будет сокращен до 5, 2 процента; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
численность туристов, посетивших Республику Крым и г. Севастополь в течение 2019 - 2027 годов, составит более 80000 тыс. человек; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
удельные капитальные вложения, осуществленные участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, достигнут к 2027 году 105, 9 млн. рублей в расчете на одного участника свободной экономической зоны. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2022 № 2158)
Деятельность органов государственной власти Республики Крым и г. Севастополя оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы, в том числе в части:
эффективного и результативного использования бюджетных средств;
достижения установленных значений показателей результативности использования субсидий и выполнения иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработки предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя, и решения специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы указанных субъектов Российской Федерации.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы предусмотрено в качестве получателей бюджетных средств в форме субсидии на реализацию мероприятий, в том числе по строительству и реконструкции объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Республики Крым и г. Севастополя.
Финансирование мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", являющимся основным инструментом реализации Программы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы заключается в эффективной реализации мероприятий указанного федерального проекта уполномоченными органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя.
Сроки реализации мероприятий Программы устанавливаются планом реализации федерального проекта "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
В случае нарушения установленных утвержденным планом реализации мероприятий Программы плановых сроков вв