О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2018 г. № 555
МОСКВА
Утратило силу с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140
О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391, от 29.11.2018 № 1439, от 02.02.2019 № 77, от 23.04.2020 № 568, от 05.06.2020 № 829, от 21.08.2020 № 1266, от 28.09.2020 № 1557, от 12.10.2020 № 1654, от 19.12.2020 № 2174, от 11.06.2021 № 901, от 14.12.2021 № 2282)
В соответствии с частью 2 статьи 911 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
2. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации утвердить в 4-месячный срок акты, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Нормы Положения, утвержденного настоящим постановлением, в части, касающейся представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, не применяются в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения до 1 января 2019 г., если такие медицинские организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 мая 2018 г. № 555
ПОЛОЖЕНИЕ о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391, от 29.11.2018 № 1439, от 02.02.2019 № 77, от 23.04.2020 № 568, от 05.06.2020 № 829, от 21.08.2020 № 1266, от 28.09.2020 № 1557, от 12.10.2020 № 1654, от 19.12.2020 № 2174, от 11.06.2021 № 901, от 14.12.2021 № 2282)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет:
a) задачи единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - единая система) ;
б) структуру и порядок ведения единой системы;
в) порядок и сроки представления информации в единую систему;
г) участников информационного взаимодействия;
д) порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе;
е) требования к программно-техническим средствам единой системы;
ж) порядок обмена информацией с использованием единой системы;
з) порядок защиты информации, содержащейся в единой системе.
II. Задачи и функции единой системы
2. Задачами единой системы являются:
a) информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения;
б) информационная поддержка деятельности медицинских организаций, включая поддержку осуществления медицинской деятельности;
в) информационное взаимодействие поставщиков информации в единую систему и пользователей информации, содержащейся в единой системе;
г) информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, передачи сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты из медицинских информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций;
д) обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) , информационных систем государственных внебюджетных фондов.
3. Выполнение задач, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется посредством следующих функций единой системы:
a) поддержка принятия управленческих решений и управления ресурсами системы здравоохранения;
б) создание условий для реализации мер по развитию системы здравоохранения, поддержка реализации мер по профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи и организации медицинской деятельности;
в) поддержка организации обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии с пунктами 19 и 20 части 1 статьи 14 и частью 7 статьи 44 Федерального закона;
г) ведение федеральных регистров, предусмотренных частью 21 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 441 Федерального закона, статьей 241 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1654)
д) централизация ведения подсистем единой системы, указанных в подпунктах "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения, а также федеральных информационных систем в сфере здравоохранения, федеральных баз данных и федеральных регистров в сфере здравоохранения, ведение которых осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации с использованием единой системы на основании федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации;
е) обработка и хранение указанных в статье 94 Федерального закона и обезличенных в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 911 Федерального закона;
ж) обработка и хранение указанных в статье 93 Федерального закона сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, включая ведение федерального регистра медицинских работников в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 92 Федерального закона;
з) ведение на основании сведений сводного реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности реестра медицинских организаций в соответствии с требованиями, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации, включая их оснащение медицинским оборудованием, за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба;
и) ведение нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения в порядке и по перечню, которые определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 911 Федерального закона;
к) предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - единый портал государственных услуг) по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. № 2521-р, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг;
л) обеспечение оказания медицинской помощи в медицинских организациях, включая выдачу направлений на проведение диагностических исследований и медицинского обследования (консультации) ;
м) проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, а также проведение дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента в соответствии со статьей 362 Федерального закона;
н) осуществление мониторинга и контроля закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе путем взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
о) организация статистического наблюдения в сфере здравоохранения и формирование сводной аналитической информации по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;
п) представление сведений, содержащихся в единой системе, в соответствии со статьей 911 Федерального закона и настоящим Положением;
р) организация информационного взаимодействия участников, указанных в разделе V настоящего Положения.
III. Структура и порядок ведения единой системы
4. Единая система включает в себя следующие подсистемы:
a) федеральный регистр медицинских работников;
б) федеральный реестр медицинских организаций;
в) федеральная электронная регистратура;
г) федеральная интегрированная электронная медицинская карта;
д) федеральный реестр электронных медицинских документов;
е) подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения;
ж) информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
з) подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности;
и) федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
к) подсистема обезличивания персональных данных;
л) геоинформационная подсистема;
м) защищенная сеть передачи данных;
н) интеграционные подсистемы.
5. Состав информации, размещаемой в единой системе, приведен в приложении № 1.
Состав информации, представляемой пользователям единой системы, приведен в приложении № 2.
6. Федеральный регистр медицинских работников представляет собой подсистему единой системы и предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций и трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации.
7. Федеральный регистр медицинских работников обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу указанных в статье 93 Федерального закона сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности.
8. Сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, указанные в подпунктах 1, 11 - 14 статьи 93 Федерального закона, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством федерального регистра медицинских работников.
9. Федеральный реестр медицинских организаций представляет собой подсистему единой системы и предназначен для учета сведений о медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, об их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, а также сведений об их оснащении и использовании медицинских изделий.
10. Федеральный реестр медицинских организаций обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу сведений о медицинских организациях, в которых оказывается медицинская помощь, в том числе о зданиях, строениях, сооружениях, структурных подразделениях таких медицинских организаций, об отделениях, о коечном фонде, об оснащении, о штатном расписании, а также об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.
Сведения о медицинских организациях, указанных в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, за исключением информации об их финансово-хозяйственной деятельности, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством федерального реестра медицинских организаций.
11. Федеральная электронная регистратура представляет собой подсистему единой системы, предназначенную для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
12. Федеральная электронная регистратура обеспечивает:
a) запись на прием к врачу в медицинскую организацию;
б) запись на профилактические медицинские осмотры;
в) ведение расписаний приема пациентов в медицинской организации;
г) планирование и проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий;
д) регистрацию приема заявок (запись) на вызов врача на дом в медицинской организации;
е) представление отчетных и иных данных, необходимых для управления ресурсами медицинских организаций;
ж) доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения посредством единого портала государственных услуг.
13. Федеральная интегрированная электронная медицинская карта представляет собой подсистему единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
14. Федеральная интегрированная электронная медицинская карта обеспечивает:
a) получение, проверку, обработку и хранение структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;
б) формирование баз данных обезличенной информации по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, позволяющих систематизировать информацию для изучения течения и исхода заболеваний, клинической и экономической эффективности методов профилактики, а также для диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях, состояниях в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, и номенклатурой медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона;
в) хранение наборов обезличенных медицинских данных для их использования в целях создания алгоритмов и методов машинного обучения для формирования систем поддержки принятия врачебных решений, создания и применения технологических решений на основе искусственного интеллекта; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2020 № 2174)
г) поддержку разметки и подготовки наборов обезличенных медицинских данных, а также их верификации для решения конкретной задачи, в том числе с использованием методов машинного обучения; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2020 № 2174)
д) поддержку разработки технологических решений на основе искусственного интеллекта; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2020 № 2174)
е) хранение, функционирование и верификацию технологических решений на основе искусственного интеллекта; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2020 № 2174)
ж) доступ медицинских организаций к технологическим решениям на основе искусственного интеллекта. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2020 № 2174)
15. Федеральный реестр электронных медицинских документов представляет собой подсистему единой системы, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится.
16. Федеральный реестр электронных медицинских документов обеспечивает:
a) получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;
б) преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам с согласия пациента или его законного представителя доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;
в) предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием единого портала государственных услуг;
г) представление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями, в соответствии с настоящим Положением.
17. Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и санаторно-курортного лечения представляет собой подсистему единой системы, содержащую совокупность информационных систем и баз данных, указанных в пункте 18 настоящего Положения, а также информационных ресурсов, ведение которых предусмотрено Правительством Российской Федерации, позволяющих систематизировать по единым правилам информацию для учета лиц, которым необходимо оказание медицинской помощи, а также позволяющих организовать оказание медицинской помощи таким лицам на основе указанной систематизированной информации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.09.2020 № 1557, от 11.06.2021 № 901)
18. Специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан обеспечивают:
а) ведение указанных в части 21 статьи 43, частях 4 и 8 статьи 44, части 1 статьи 441 Федерального закона, в статье 241 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следующих федеральных регистров:
Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
Федеральный регистр лиц, больных туберкулезом;
Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена) , VII (лабильного) , X (Стюарта-Прауэра) , лиц после трансплантации органов и (или) тканей;