ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 января 2018 г. № 84-р
МОСКВА
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Минпромторгу России обеспечить:
в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения разработку с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти плана мероприятий по реализации Стратегии;
проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мониторинга и контроля реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией;
руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации территориальных схем и региональных программ в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных документов в области обращения с такими отходами, а также при планировании, регулировании и организации деятельности по обращению с ними.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 января 2018 г. № 84-р
СТРАТЕГИЯ развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
I. Общие положения
Настоящая Стратегия, являясь отраслевым документом стратегического планирования Российской Федерации, определяет цели и задачи, способы их эффективного достижения (решения) , приоритеты, а также этапы реализации государственной политики в области формирования и развития на долгосрочную перспективу отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов (далее - отходы) .
Правовую основу настоящей Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О техническом регулировании";
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р;
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р;
Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р.
При разработке настоящей Стратегии использованы отдельные положения прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 ноября 2016 г., комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной промышленной и научно-технологической политики на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, ресурсосбережения и вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Настоящая Стратегия направлена на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:
хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
В настоящей Стратегии используются следующие понятия:
"отрасль промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов" - совокупность экономически, технически и организационно взаимосвязанных хозяйствующих субъектов одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющих деятельность по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, созданию и развитию инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов, внедрению специального промышленного оборудования, техники, установок по экологически безопасному обращению с отходами;
"экотехнопарк" - объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности;
"многофункциональный комплекс по промышленному обезвреживанию отходов" - производственный объект, включающий в себя комплекс специализированного технологического оборудования, машин, механизмов, установок по обработке и обезвреживанию отходов, функционирующих в оптимальном ресурсо- и энергосберегающем, экологически и технически безопасном режиме в целях уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств для обеспечения технологически максимально возможного снижения степени экологической опасности, уровня негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
"многофункциональный сортировочный комплекс" - производственный объект, реализующий обработку поступающих отходов с дальнейшим формированием оптимальных раздельных транспортных потоков обработанных отходов на объекты утилизации, обезвреживания и размещения;
"мусоросортировочный комплекс" - производственный объект по обработке твердых коммунальных отходов, позволяющий выделить из поступивших отходов вторичные ресурсы, а также отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации;
"производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов" - совокупность технически и организационно взаимосвязанных производственных объектов одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющих деятельность по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, а также по развитию соответствующих технологий и внедрению специального промышленного оборудования.
II. Современное состояние и проблемы обращения с отходами, развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов
1. Основные тенденции обращения с отходами в Российской Федерации и в мировом сообществе
Ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие российского государства.
Одной из нерешенных задач на федеральном и региональном уровнях является создание инновационной, технико-экономической системы, позволяющей минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий, превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии.
Согласно данным, приведенным в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, свыше 30000 млн. тонн отходов накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2005 году в Российской Федерации зафиксировано образование порядка 3000 млн. тонн отходов, в 2015 году - 5060 млн. тонн, то есть за 10 лет показатель вырос на 69 процентов.
Сложившаяся за десятилетия система обращения с отходами на территории нашей страны требует коренной перестройки от повсеместного захоронения в пользу эффективно применяемых в мировой экономике технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов.
Создание, формирование на перспективу отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов является актуальной задачей развития отечественной экономики на современном этапе, которая регламентируется основополагающими законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Формирование и развитие промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов базируется на передовом мировом опыте создания эффективной отходоперерабатывающей отрасли.
Природоохранная политика стран Европейского союза, Японии и Соединенных Штатов Америки основана на принципах устойчивого развития, под которым понимается в первую очередь неправомерность действий, представляющих угрозу будущим поколениям.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированная Российской Федерацией, обязывает каждую Сторону принимать надлежащие меры по обеспечению сведения к минимуму образования отходов на ее территории с учетом социальных, технических и экономических аспектов.
Устойчивое развитие в данной сфере предусматривает требования к системе обращения с отходами. Для их выполнения в мировом сообществе принят порядок приоритетов в управлении потоками отходов, регламентирующий использование таких возможностей, как предотвращение образования отходов, повторное использование всех полезных фракций отходов, получение энергии, строго контролируемое сжигание, экологически безопасное захоронение неутилизируемых фракций.
Устойчивость комплексной системы обращения с отходами обеспечивается развитием рынка вторичного сырья из утилизированных отходов, пресечением нелегального захоронения отходов (система контроля) , применением принципа "загрязнитель платит".
Достигнутый уровень мировой практики показывает, что главный эффект в решении проблемы отходов связан с их вовлечением в повторное использование. В европейских странах - лидерах отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов доля отходов, вовлеченных в повторное производство, составляет 80 - 87 процентов, что значительно превышает аналогичный показатель в России и может являться ориентиром для создания российской отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Одна из основных причин отставания Российской Федерации в реализации процессов обработки и дальнейшей утилизации отходов - отсутствие организованной эффективной системы раздельного сбора отходов (как в жилом секторе, так и на предприятиях) , а также последующей обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов в промышленном масштабе, вовлечения утильных фракций в хозяйственный оборот.
2. Основные группы образующихся отходов в отраслях экономики
Экономика Российской Федерации на современном этапе характеризуется крайне высоким уровнем потребления материально-сырьевых ресурсов и образования отходов. Это вызвано экспортно-сырьевой направленностью производства, а также уровнем технологического развития. В связи с этим количество образования и накопления отходов неуклонно возрастает.
Наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых (86, 8 процента общего количества образующихся отходов в Российской Федерации за 2016 год) , которые представлены в основном вскрышными, вмещающими породами и продуктами обогащения минерального сырья.
Доля утилизированных отходов при добыче полезных ископаемых ежегодно составляет порядка 61 процента общего количества их образования. Основным методом утилизации таких отходов является закладка горных выработок при их ликвидации и консервации или применение на техническом этапе рекультивации земель, нарушенных горными выработками. Поскольку данные отходы являются крупногабаритными по объему и массе, их утилизация преимущественно осуществляется в местах добычи и обогащения минерального сырья.
Развитие способов утилизации отходов добывающей промышленности в перспективе связано с усовершенствованием технологий закладки горных выработок, основывающихся на создании и применении специальных пластичных материалов.
На долю секторов экономики, не связанных с добычей полезных ископаемых, приходится порядка 8 процентов образующихся отходов, наиболее отходоемкими из которых являются металлургическое производство - 5, 6 процентов, сельское и лесное хозяйство - 0, 9 процента, энергетика и коммунальное хозяйство - 0, 5 процента, пищевая отрасль - 0, 4 процента, строительство, химическое производство и производство неметаллических минеральных продуктов - по 0, 3 процента.
В связи с программами реновации в г. Москве, сносом ветхого жилья в субъектах Российской Федерации, а также развитием строительной индустрии доля отходов строительства и сноса, по предварительным экспертным оценкам, будет иметь тенденцию к росту в пределах значений, составляющих примерно 1 процент.
Наиболее высокий уровень образования строительных отходов от общего количества их образования фиксируется в Северо-Западном (65 процентов) , Южном (около 14 процентов) и Центральном (около 8 процентов) федеральных округах.
Подавляющее большинство отходов IV - V классов опасности направляется на захоронение на полигоны или несанкционированные свалки. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости создания и развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в единой комплексной системе межотраслевого взаимодействия с хозяйствующими субъектами, производящими строительную и иную продукцию из отходов строительства и сноса.
Пространственная структура промышленного производства с учетом отраслевой специализации во многом определяет как специфику образования отходов, так и потенциал развития секторов промышленности по их утилизации. Так, ведущей отраслью промышленности Уральского федерального округа является обрабатывающее производство, в первую очередь металлургическое производство, машиностроение, производство готовых металлических изделий. Уральский федеральный округ является лидером по образованию отходов в данной отрасли - порядка 45 процентов общего ежегодного количества образующихся в России промышленных отходов. При этом доля утилизации отходов в данной отрасли по отношению к их образованию составляет 31, 5 процента. Важнейшей проблемой развития металлургии Урала являются техногенные образования. Железосодержащие отходы черной металлургии при соответствующей их переработке являются дополнительным местным источником ресурсов.
Ведущими отраслями промышленности Сибирского федерального округа являются цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, а также химическая и нефтехимическая промышленность. Эти отрасли образуют около 28 процентов общего ежегодного количества промышленных отходов с показателем утилизации к их образованию около 57 процентов.
В структуре промышленности Центрального федерального округа химический комплекс является базовым сегментом промышленности и образует более 9 процентов общего ежегодного количества промышленных отходов в стране, а уровень их утилизации достигает 67 процентов.
Традиционной специализацией Приволжского федерального округа являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, которые образуют около 7 процентов общего ежегодного количества образования промышленных отходов, при этом уровень их утилизации составляет порядка 43 процентов.
Ведущими отраслями промышленности Северо-Западного федерального округа являются химическая и металлургическая промышленность, лесопромышленный комплекс и автомобилестроение, на которые приходится 12 процентов общего образования промышленных отходов в стране.
Доля утилизации и обезвреживания отходов сельского и лесного хозяйства в России составляет порядка 85, 4 процента общего количества их образования в данной отрасли. При эксплуатации объектов обеспечения электрической энергией, газом и паром утилизируется и обезвреживается только 9 процентов образованных отходов. В целом для обрабатывающих производств этот показатель равен примерно 54 процентам.
Существенную угрозу для экологической безопасности России образуют чрезвычайно опасные и высокоопасные отходы. Динамика их образования в Российской Федерации (по данным статистической отчетности) за последние 5 лет практически неизменна. Все существенные изменения показателей образования отходов связаны в первую очередь с качественным уровнем организации и осуществления учета и отчетности в области обращения с отходами.
Актуальной экологической проблемой государственного администрирования, регулирования и управления в данной сфере является недостаточно качественный уровень экологического нормирования, а та