Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2017 г. № 1642
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.02.2018 № 187, от 30.03.2018 № 354, от 26.04.2018 № 507, от 11.09.2018 № 1083, от 04.10.2018 № 1192, от 19.12.2018 № 1595, от 22.01.2019 № 23, от 29.03.2019 № 368, от 29.03.2019 № 373, от 11.06.2019 № 752, от 14.08.2019 № 1044, от 09.11.2019 № 1430, от 30.11.2019 № 1570, от 30.11.2019 № 1571, от 07.12.2019 № 1618, от 19.12.2019 № 1720, от 27.12.2019 № 1880, от 22.01.2020 № 36, от 22.02.2020 № 204, от 12.03.2020 № 266, от 31.03.2020 № 374, от 04.04.2020 № 448, от 21.05.2020 № 720, от 04.06.2020 № 821, от 20.06.2020 № 900, от 11.07.2020 № 1021, от 16.07.2020 № 1063, от 11.08.2020 № 1207, от 09.12.2020 № 2046, от 28.12.2020 № 2305, от 31.12.2020 № 2424, от 28.01.2021 № 62, от 06.02.2021 № 130, от 22.02.2021 № 247, от 13.03.2021 № 367, от 15.03.2021 № 385, от 19.05.2021 № 754, от 07.07.2021 № 1133, от 07.10.2021 № 1701, от 24.12.2021 № 2452, от 24.12.2021 № 2463, от 11.04.2022 № 639, от 09.05.2022 № 840, от 20.05.2022 № 918, от 26.09.2022 № 1693, от 01.12.2022 № 2202, от 25.01.2023 № 88, от 27.02.2023 № 312, от 01.09.2023 № 1435, от 28.09.2023 № 1594, от 14.11.2023 № 1906, от 08.12.2023 № 2089, от 22.06.2024 № 844, от 30.11.2024 № 1700, от 26.12.2024 № 1896)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие образования".
2. Министерству образования и науки Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2058) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 144 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 10, ст. 1416) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 308 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст. 2404) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 361 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 19, ст. 2685) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1400 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 52, ст. 7664) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 86 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 6, ст. 934) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 376 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 15, ст. 2211) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 26 декабря 2017 г. № 1642
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММАР оссийской Федерации "Развитие образования"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.02.2018 № 187, от 30.03.2018 № 354, от 26.04.2018 № 507, от 11.09.2018 № 1083, от 04.10.2018 № 1192, от 19.12.2018 № 1595, от 22.01.2019 № 23, от 29.03.2019 № 368, от 29.03.2019 № 373, от 11.06.2019 № 752, от 14.08.2019 № 1044, от 09.11.2019 № 1430, от 30.11.2019 № 1570, от 30.11.2019 № 1571, от 07.12.2019 № 1618, от 19.12.2019 № 1720, от 27.12.2019 № 1880, от 22.01.2020 № 36, от 22.02.2020 № 204, от 12.03.2020 № 266, от 31.03.2020 № 374, от 04.04.2020 № 448, от 21.05.2020 № 720, от 04.06.2020 № 821, от 20.06.2020 № 900, от 11.07.2020 № 1021, от 16.07.2020 № 1063, от 11.08.2020 № 1207, от 09.12.2020 № 2046, от 28.12.2020 № 2305, от 31.12.2020 № 2424, от 28.01.2021 № 62, от 06.02.2021 № 130, от 22.02.2021 № 247, от 13.03.2021 № 367, от 15.03.2021 № 385, от 19.05.2021 № 754, от 07.07.2021 № 1133, от 07.10.2021 № 1701, от 24.12.2021 № 2452, от 24.12.2021 № 2463, от 11.04.2022 № 639, от 09.05.2022 № 840, от 20.05.2022 № 918, от 26.09.2022 № 1693, от 01.12.2022 № 2202, от 25.01.2023 № 88, от 27.02.2023 № 312, от 01.09.2023 № 1435, от 28.09.2023 № 1594, от 14.11.2023 № 1906, от 08.12.2023 № 2089, от 22.06.2024 № 844, от 30.11.2024 № 1700, от 26.12.2024 № 1896)
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года
I. Оценка текущего состояния сферы образования Российской Федерации
1. Среднее профессиональное образование
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
Образовательные программы среднего профессионального образования реализуют 3196 профессиональных образовательных организаций и 636 их филиалов, а также 376 образовательных организаций высшего образования и 445 их филиалов. Общая численность студентов, обучающихся по всем формам обучения, в 2023/24 учебном году составила 3, 71 млн. человек. Программы среднего профессионального образования выбирают 60 процентов выпускников девятых классов.
На начало 2023/24 учебного года прием обучающихся составил 1, 22 млн. человек. Из них 758, 9 тыс. человек приняты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по следующим отраслям:
технические науки - 53, 6 процента (увеличение на 0, 5 процентного пункта за последний год) ;
сфера услуг - 7, 3 процента;
здравоохранение - 11, 4 процента;
сельское хозяйство - 5, 1 процента;
образование и физическая культура - 6, 5 процента;
экономика и право - 18, 4 процента;
искусство и культура - 4, 5 процента;
реклама, делопроизводство, социальная работа - 1, 7 процента.
Выпуск обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2023 году составил 818, 4 тыс. человек. Уровень занятости выпускников 2022 года составил 84, 5 процента.
Утверждены новые перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования. В новые перечни включено 20 новых профессий и специальностей. Утверждено 250 новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
В системе среднего профессионального образования в качестве основной формы государственной итоговой аттестации внедрен демонстрационный экзамен, который является единственным массовым объективным инструментом оценки качества практической подготовки выпускников. По итогам 2023 года аттестацию в форме демонстрационного экзамена прошли 395402 обучающихся с привлечением 16340 организаций-работодателей.
С 2023 года дан старт Всероссийскому чемпионатному движению по профессиональному мастерству.
Открываются центры опережающей профессиональной подготовки - агрегаторы образовательных ресурсов регионов, оказывающие содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей. В 2023 году общее их количество в Российской Федерации достигло 74.
В целях решения задач по достижению технологического суверенитета в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Профессионалитет" реализуются программы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, предусматривающие освоение технологий работы на современном оборудовании, новых знаний и умений, а также позволяющие эффективно организовать учебную деятельность обучающихся. К 2024 году обучение прошли 37702 человека. За 2022 - 2023 годы созданы 220 кластеров, включающих 925 образовательных организаций в 68 субъектах Российской Федерации на основе интеграции колледжей и предприятий.
С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за кураторство педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Дошкольное образование
По состоянию на 1 января 2024 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет достигла 99, 81 процента, из них 99, 5 процента - от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 99, 5 процента для детей от 1, 5 до 3 лет, 99, 86 процента - от 3 до 7 лет. Численность детей дошкольного возраста, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 1 января 2024 г. составила 12966 человек, из них 5704 человека - в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 5434 человека в возрасте от 1, 5 до 3 лет, 7262 человека - в возрасте от 3 до 7 лет. Вопрос обеспечения детей дошкольным образованием с учетом возрастных категорий остается актуальным в конкретных населенных пунктах отдельных субъектов Российской Федерации и будет решаться исполнительными органами субъектов Российской Федерации адресно. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
(Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2023 № 1435) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
В рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1, 5 до 3 лет, которые реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в период с 2019 года до настоящего времени создано (нарастающим итогом) 245222 места, а также 18622 места в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра, а также в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2023 году в образовательных организациях функционировало 13916 консультационных центров) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
3. Общее образование
На начало 2023/24 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучались около 18 млн. человек, функционировало 38890 общеобразовательных организаций. Во вторую смену обучались 2, 7 млн. человек (около 15, 4 процента общего числа обучающихся) , ликвидировано обучение в 3-ю смену. С 2019 года до 1 октября 2024 г. создано более 841, 3 тыс. новых мест в 1400 школах, из них 298, 7 тыс. мест в 631 школе - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
С 2022 года реализуется программамодернизации школьных систем образования путем проведения капитального ремонта и оснащения средствами обучения и воспитания объектов региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, в первую очередь, сельских школ. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
К 2024 году мероприятия по капитальному ремонту завершены в 4085 зданиях общеобразовательных организаций, а до конца 2026 года предполагается охватить не менее 7300 зданий, из них не менее 60 процентов - в сельской местности и малых городах. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования. В 2022 году введены единые федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, ведется актуализация федеральных основных общеобразовательных программ путем обновления и дополнительного включения в них федеральных рабочих программ обязательных учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202, от 01.09.2023 № 1435, от 26.12.2024 № 1896)
В 2023 году в системе общего образования трудились 1, 3 млн. педагогических работников, из которых 1, 1 млн. человек - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202, от 01.09.2023 № 1435, от 26.12.2024 № 1896)
С 1 сентября 2020 г. обучающиеся 1 - 4 классов во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации получают бесплатное горячее питание, ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.09.2023 № 1435, от 26.12.2024 № 1896)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
В Российской Федерации более 1, 25 млн. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тыс. детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Указанная система включает в себя процедуры государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, систему государственной итоговой аттестации и проведение в Российской Федерации мероприятий по оценке качества образования. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 № 1896)
Действующая система государственной итоговой аттестации позволяет школьникам в полной мере продемонстрировать свои знания по предмету. Контрольные измерительные материалы приведены в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, задания формируются с учетом федеральных основных общеобразовательных программ и направлены на проверку умения у выпускников школ формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать. Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение данных, их информационную безопасность, а также высокий уровень объективности экзаменационных процедур. Единый государственный экзамен является наиболее технологичной формой проведения государственной итоговой аттестации, в 2024 году он прошел во всех субъектах Российской Федерации и в 54 иностранных государствах. Приняли участие 661464 человека, из них 605519 человек - выпускники 2024 года. Начиная с 2024 года для участников единого государственного экзамена предусмотрена возможность пересдачи единого государственного экзамена по одному из учебных предметов по их выбору и возможность использования результатов такой пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от