Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2017 г. № 1596
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 223, от 01.08.2018 № 893, от 29.09.2018 № 1158, от 14.11.2018 № 1366, от 28.11.2018 № 1431, от 14.12.2018 № 1531, от 28.12.2018 № 1712, от 29.03.2019 № 378, от 17.10.2019 № 1337, от 26.11.2019 № 1513, от 12.12.2019 № 1657, от 27.12.2019 № 1926, от 31.03.2020 № 398, от 21.05.2020 № 719, от 28.09.2020 № 1551, от 30.03.2021 № 483, от 23.08.2021 № 1402, от 24.12.2021 № 2442, от 09.06.2022 № 1053, от 07.09.2022 № 1579, от 30.11.2022 № 2198, от 16.01.2023 № 26, от 29.11.2023 № 2017, от 21.12.2023 № 2206, от 21.12.2023 № 2218, от 27.12.2023 № 2342, от 01.04.2024 № 411, от 26.07.2024 № 1016, от 27.11.2024 № 1631, от 28.11.2024 № 1646, от 02.12.2024 № 1703, от 26.04.2025 № 565, от 08.05.2025 № 614)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2165) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 398 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 16, ст. 2405) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 декабря 2017 г. № 1596 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 24 декабря 2021 г. № 2442)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Развитие транспортной системы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.06.2022 № 1053, от 07.09.2022 № 1579, от 30.11.2022 № 2198, от 16.01.2023 № 26, от 29.11.2023 № 2017, от 21.12.2023 № 2206, от 21.12.2023 № 2218, от 27.12.2023 № 2342, от 01.04.2024 № 411, от 26.07.2024 № 1016, от 27.11.2024 № 1631, от 28.11.2024 № 1646, от 02.12.2024 № 1703, от 26.04.2025 № 565, от 08.05.2025 № 614)
Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование и развитие влияет на создание условий для повышения качества жизни и здоровья граждан, экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления безопасности и обороноспособности страны, реализации ее транспортного потенциала через опережающее развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат, использование географических особенностей Российской Федерации в качестве ее конкурентного преимущества. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6, 9 млрд. тонн (94, 9 процента к уровню 2019 года) , грузооборот - 2931 млрд. т-км (97, 9 процента) , коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2, 9 млрд. тонн (96, 1 процента) и 2809, 1 млрд. т-км (97, 9 процента) .
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78, 3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом) , грузооборота - железнодорожный транспорт (86, 8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса) .
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1, 5 процента к уровню 2019 года и составила 27, 6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820, 9 млн. тонн (97, 7 процента к уровню 2019 года) , в том числе наливных грузов - 416, 2 млн. тонн (89, 6 процента к уровню 2019 года) , сухих грузов - 404, 7 млн. тонн (107, 6 процента к уровню 2019 года) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации составил 7, 1 млрд. тонн (103, 2 процента к уровню 2020 года) , грузооборот - 3059, 8 млрд. т-км (104, 4 процента к уровню 2020 года) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился на 44, 7 процента от уровня 2019 года (2019 год - 579, 8 млрд. пасс.-км) и составил 320, 7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46, 2 процента и составила 2, 1 тыс. пасс.-км на 1 человека. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 449 млрд. пасс.-км (140 процентов к уровню 2020 года) , подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142, 9 процента к уровню 2020 года) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Успешно преодолев последствия пандемии COVID-19, в 2022 году транспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с новыми вызовами, причиной которых стали изменившаяся геополитическая обстановка и введенные санкционные ограничения со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Введенные ограничения на торговлю с Российской Федерацией, а также запреты для российских перевозчиков привели к существенному изменению географии и объемов спроса на перевозки, необходимость удовлетворения которых является первоочередной задачей транспортного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Несмотря на существенное влияние внешних факторов, по итогам 2023 года транспортный комплекс Российской Федерации продемонстрировал стабильный рост основных показателей работы, а по некоторым из них - превышение уровней, которые были достигнуты до пандемии COVID-19 и введения санкций. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации по итогам 2023 года составил 8 млрд. тонн и превысил соответствующий показатель 2019 года на 10, 1 процента. Грузооборот по итогам 2023 года составил 3127, 9 млрд. т-км, что на 4, 5 процента выше уровня 2019 года. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации в 2023 году продолжает доминировать автомобильный транспорт, обеспечивающий более 80 процентов объема грузоперевозок. Вместе с тем основной объем грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, доля которого составляет 84, 3 процента. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В 2023 году продолжился рост объемов экспортных перевозок грузов, прежде всего в направлении портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов. Объем перевалки грузов в морских портах в 2023 году достиг 883, 8 млн. тонн, что на 5, 2 процента превысило уровень 2019 года. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Объем пассажирских перевозок, оказавшийся наиболее зависимым от пандемийных и санкционных ограничений, в 2023 году составил 10, 3 млрд. пассажиров (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) , что на 14 процентов ниже уровня 2019 года. Несмотря на снятие пандемийных ограничений, новые ограничения, введенные в 2022 году, не позволили в полном объеме восстановить объемы пассажирских перевозок, в первую очередь в международном сообщении. Вместе с тем транспортный комплекс Российской Федерации демонстрирует стабильный рост пассажирских перевозок - относительно уровня 2022 года объем перевозок в 2023 году вырос на 6, 1 процента, а пассажирооборот - на 11, 8 процента за счет развития внутренних перевозок, в том числе туристских. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В 2023 году существенный рост пассажирооборота демонстрируют железнодорожный (11, 3 процента к уровню 2022 года) , внутренний водный (16, 7 процента к уровню 2022 года) и воздушный (16, 1 процента к уровню 2022 года) виды транспорта. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В результате введенных санкционных ограничений экспорт услуг транспортного комплекса Российской Федерации снизился и в 2023 году составил 12, 8 млрд. долларов США, что более чем на 27, 9 процента ниже уровня 2019 года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6, 4 процента и составил 2646, 2 млрд. рублей (2, 5 процента валового внутреннего продукта и 13, 2 процента от объема инвестиций в экономику) . Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1, 3 процента к уровню 2019 года и составили 495, 7 млрд. рублей (18, 7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс) .
Из средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80, 5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета) . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579, от 26.04.2025 № 565)
В 2021 - 2023 годах объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса Российской Федерации демонстрировал стабильный рост и по итогам 2023 года достиг 5116, 4 млрд. рублей (3 процента валового внутреннего продукта и 15 процентов общего объема инвестиций в экономику) , в том числе 2721, 4 млрд. рублей за счет внебюджетных источников и 664, 7 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В указанный период наблюдался рост инвестиций за счет всех источников, в том числе за счет средств федерального бюджета. Объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы составил 565 млрд. рублей (85 процентов общего объема инвестиций в транспортный комплекс Российской Федерации за счет средств федерального бюджета) . (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила в 2020 году 2, 5 млн. человек (99, 7 процента к уровню 2019 года) . Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила 64, 9 тыс. рублей (103, 5 процента к уровню 2019 года) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
В условиях санкционного давления была продолжена реализация мер поддержки системообразующих организаций транспортной отрасли. Среднесписочная численность работников организаций транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году составила 2, 6 млн. человек. Производительность труда работников транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году выросла на 6, 1 процента относительно уровня 2022 года, а рост реальной заработной платы за аналогичный период составил 14 процентов. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Фактические значения показателей по транспортному комплексу определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. № 1174-р) . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579, от 26.04.2025 № 565)
Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Существующий уровень доступности транспортных услуг и развития транспортной инфраструктуры недостаточен и приводит к низкому показателю мобильности населения, в 2 - 2, 5 раза ниже уровня развитых стран. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Сохраняются ограничения транспортной доступности удаленных территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Круглогодичная транспортная доступность является необходимым условием для роста социально-экономического развития удаленных территорий, повышения удовлетворенности граждан уровнем жизни и повышения их мобильности. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Существующая провозная и пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не в полной мере удовлетворяет спрос на перевозки грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития экспортно ориентированных регионов и ограничивает экспортный потенциал Российской Федерации на зарубежных рынках. Недостаточной пропускной и провозной способностью обладают ближние и дальние железнодорожные подходы к портам Северо-Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Низкий уровень транспортного обслуживания и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования в сельской местности сдерживают рост сельскохозяйственного производства и социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, что приводит к оттоку населения из них из-за низкой транспортной доступности образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579, от 26.04.2025 № 565)
Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта. Внедрение интеллектуальных транспортных систем и технологий автономного движения транспорта находится на низком уровне. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, недостаточном уровне развития дальних и ближних железнодорожных и автомобильных подходов к морским и речным портам. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2, 1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3, 1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3, 8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.
Начиная с 2022 года на фоне интенсивного роста количества средств индивидуальной мобильности (предоставляемых по договору проката и находящихся в собственности граждан) растет количество дорожно-транспортных происшествий с участием таких средств передвижения. По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2023 год зарегистрировано 3100 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (229, 4 процента к уровню 2022 года) , в результате которых погибли 43 человека (126, 3 процента к уровню 2022 года) , в том числе 7 несовершеннолетних. Ранения получили 3177 человек (225, 5 процента к уровню 2022 года) , в том числе 1041 несовершеннолетний. Данная проблема требует безотлагательного решения, в том числе посредством создания и развития инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, дальнейшего совершенствования правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2025 № 565)
Высокий уровень негативного воздействия транспорта на экологию и здоровье населения сохраняется. Среди отраслей транспортного комплекса Росс