Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2017 г. № 1596
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 223, от 01.08.2018 № 893, от 29.09.2018 № 1158, от 14.11.2018 № 1366, от 28.11.2018 № 1431, от 14.12.2018 № 1531, от 28.12.2018 № 1712, от 29.03.2019 № 378, от 17.10.2019 № 1337, от 26.11.2019 № 1513, от 12.12.2019 № 1657, от 27.12.2019 № 1926, от 31.03.2020 № 398, от 21.05.2020 № 719, от 28.09.2020 № 1551, от 30.03.2021 № 483, от 23.08.2021 № 1402, от 24.12.2021 № 2442, от 09.06.2022 № 1053, от 07.09.2022 № 1579, от 30.11.2022 № 2198, от 16.01.2023 № 26, от 29.11.2023 № 2017, от 21.12.2023 № 2206, от 21.12.2023 № 2218, от 27.12.2023 № 2342, от 01.04.2024 № 411, от 26.07.2024 № 1016)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2165) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 398 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 16, ст. 2405) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 декабря 2017 г. № 1596 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 24 декабря 2021 г. № 2442)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Развитие транспортной системы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.06.2022 № 1053, от 07.09.2022 № 1579, от 30.11.2022 № 2198, от 16.01.2023 № 26, от 29.11.2023 № 2017, от 21.12.2023 № 2206, от 21.12.2023 № 2218, от 27.12.2023 № 2342, от 01.04.2024 № 411, от 26.07.2024 № 1016)
Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6, 9 млрд. тонн (94, 9 процента к уровню 2019 года) , грузооборот - 2931 млрд. т-км (97, 9 процента) , коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2, 9 млрд. тонн (96, 1 процента) и 2809, 1 млрд. т-км (97, 9 процента) .
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78, 3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом) , грузооборота - железнодорожный транспорт (86, 8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса) .
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1, 5 процента к уровню 2019 года и составила 27, 6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820, 8 млн. тонн (97, 7 процента к уровню 2019 года) , в том числе наливные грузы - 416, 1 млн. тонн (89, 6 процента к уровню 2019 года) , сухие грузы - 404, 7 млн. тонн (107, 6 процента) .
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом составил 6, 9 млрд. тонн (101, 8 процента по отношению к уровню 2020 года) , грузооборот - 3042, 4 млрд. т-км (103, 5 процента) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился до уровня 2019 года (2019 год - 570, 5 млрд. пасс.-км) на 45, 2 процента и составил 312, 7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46, 2 процента и составила 2, 1 тыс. пасс.-км на 1 человека. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 436, 4 млрд. пасс.-км (139, 6 процента по отношению к уровню 2020 года) , подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142, 9 процента) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13, 4 млрд. долларов США (76, 3 процента к уровню 2019 года) .
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6, 4 процента и составил 2646, 2 млрд. рублей (2, 5 процента валового внутреннего продукта и 13, 2 процента от объема инвестиций в экономику) . Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1, 3 процента к уровню 2019 года и составили 495, 7 млрд. рублей (18, 7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс) .
Из средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80, 5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2, 5 млн. человек (99, 6 процента к 2019 году) . Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60, 6 тыс. рублей (98, 6 процента к 2019 году) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020 - 2021 годы определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. № 1174-р) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, в том числе расширения провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Низкий уровень транспортного обслуживания и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования в сельской местности сдерживают рост сельскохозяйственного производства и социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, что приводит к оттоку населения из них из-за низкой доступности образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3 - 4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2, 1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3, 1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3, 8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.
Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46, 7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85 - 95 процентов.
Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь контейнерные.
Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внешними факторами, так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.
В среднесрочной перспективе прогнозируется рост рынка грузовых перевозок, что является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
В 2024 году объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7, 6 млрд. тонн (110, 7 процента к уровню 2021 года) , грузооборот - 3259, 9 млрд. т-км (111, 2 процента) . В 2030 году объем перевозок составит 8 млрд. тонн (рост в 1, 15 раза по отношению к уровню 2021 года) , грузооборот возрастет в 1, 24 раза к уровню 2021 года и составит 3789, 4 млрд. т-км. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.
Транспортоемкость внутреннего валового продукта (без трубопроводного транспорта) в 2022 - 2024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 27 т-км на 1000 рублей внутреннего валового продукта в ценах 2019 года (97, 1 процента к уровню 2021 года) . В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94, 7 процента к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.
Структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта в среднесрочной перспективе останется практически неизменной. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
В 2024 году объем перевалки грузов в морских портах России планируется на уровне 1076 млн. тонн (127, 3 процента к уровню 2021 года) и должен достичь к 2030 году 1278 млн. тонн (151, 1 процента по отношению к уровню 2021 года) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста валового внутреннего продукта, реальных доходов населения, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобильном транспорте) будет расти и на всех видах транспорта составит в 2024 году 9, 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (116, 3 процента к уровню 2021 года) , в 2030 году - 14, 2 тыс. пасс.-км на 1 человека (177, 5 процента) . Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Транспортный комплекс как базовая отрасль экономики окажет существенное влияние на достижение национальных целей Российской Федерации в 2030 году. Численность занятых в организациях транспортного комплекса к 2030 году возрастет до 2, 7 млн. человек. Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса увеличится к 2030 году на 19, 6 процента к уровню 2021 года, а рост производительности труда составит 122, 2 процента. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2022 № 1579)
Объем экспорта транспортных услуг в 2030 году возрастет в 2, 2 раза к уровню 2021 года и составит 30 млрд. долларов США, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности транспортного комплекса составит 164, 6 процента к уровню 2021 года.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере транспорта
Государственная программа "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) является инструментом реализации государственной транспортной политики. Ее приоритеты и цели коррелируют с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Стратегическими целями государственной транспортной политики развития транспортного комплекса Российской Федерации являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли.
Одним из ключевых приоритетов развития транспортного комплекса станет реализация мероприятий по формированию и развитию Единой опорной транспортной сети. Предполагается ликвидировать инфраструктурные ограничения на ней, в том числе за счет развития участков международных транспортных коридоров, сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации, устранения ограничений пропускной способности на подходах к портам, развития магистральной транспортной сети городских агломераций, создания автодорожных обходов крупных городов и других населенных пунктов, ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях, развития опорной логистической инфраструктуры.
В рамках мероприятий по развитию грузовых перевозок планируется повысить эффективность товародвижения и конкурентоспособность российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг, в том числе за счет обеспечения бесшовной логистики на пограничных переходах, сбалансированной тарифной политики, запуска регулярных контейнерных поездов между крупнейшими агломерациями, расширения мультимодальной инфраструктуры и систем взимания платы за пользование инфраструктурой.
Реализация указанных мероприятий позволит снять инфраструктурные ограничения на Единой опорной транспортной сети, обеспечит государственную и территориаль