Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. № 836
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйстваРоссийской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйстваРоссийской Федерации, и формы паспорта безопасностиэтих объектов (территорий)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 219, от 13.03.2020 № 269, от 22.05.2020 № 737)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 13 июля 2017 г. № 836
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 219, от 13.03.2020 № 269, от 22.05.2020 № 737)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) , правообладателями которых являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству, их территориальные органы и подведомственные им организации (далее - орган (организация) , а также объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающие к ним территории.
2. Перечни объектов (территорий) , подлежащих антитеррористической защите, определяются соответственно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральным агентством по рыболовству.
В указанные перечни в первоочередном порядке включаются объекты (территории) , представляющие химическую и биологическую опасность и являющиеся критически важными и потенциально опасными объектами от угроз различного характера.
Объекты (территории) могут не включаться в указанные перечни, если они находятся на территориях закрытых административно-территориальных образований.
3. Решение о включении объекта (территории) в перечни, предусмотренные пунктом 2 настоящих требований, принимается:
а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - в течение 30 дней со дня утверждения настоящих требований;
б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
4. Перечни, предусмотренные пунктом 2 настоящих требований, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку "Для служебного пользования", если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности.
5. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
6. Настоящие требования носят общий характер в отношении оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение объектов (территорий) конкретными типами средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны определяются в техническом задании на оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны в зависимости от категории объектов (территорий) .
7. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается:
а) на руководителей органов (организаций) в отношении объектов (территорий) , находящихся непосредственно в ведении соответствующих органов (организаций) ;
б) на руководителей юридических лиц, являющихся правообладателями объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству (далее - иное юридическое лицо) , в отношении объектов (территорий) , находящихся непосредственно в ведении соответствующих иных юридических лиц;
в) на должностных лиц, осуществляющих руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее - руководитель объекта) .
8. Для непосредственного выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) приказом руководителя объекта может быть назначен один из заместителей руководителя объекта (далее - ответственное лицо) .
II. Категорирование объектов (территорий)
9. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Категорирование объектов (территорий) осуществляется с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта, масштаба возможных последствий совершения террористического акта, оценки состояния защищенности объектов (территорий) , значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также с учетом степени потенциальной опасности объектов (территорий) .
10. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории) , о совершенных и (или) предотвращенных террористических актах в отношении категорируемого объекта (территории) или аналогичных объектов (территорий) , а также о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории) .
Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
11. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории - потенциально опасные и критически важные объекты (территории) , деятельность которых связана с микроорганизмами I - II групп патогенности и (или) на которых хранятся коллекции микроорганизмов I - II групп патогенности (независимо от прогнозируемого количества пострадавших и (или) прогнозируемого размера материального ущерба) , в том числе объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде - более 5 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет от 10 до 50 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде - от 100 тыс. рублей до 5 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 10 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде - менее 100 тыс. рублей.
12. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) или руководителя иного юридического лица, в ведении которых находится объект (территория) , создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) .
13. Комиссия создается:
а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - в течение 3 месяцев со дня включения объектов (территорий) в перечни, предусмотренные пунктом 2 настоящих требований;
б) в отношении вновь введенных в эксплуатацию объектов (территорий) - в течение 30 дней со дня включения объектов (территорий) в перечни, предусмотренные пунктом 2 настоящих требований.
14. Срок работы комиссии не должен превышать 30 рабочих дней.
15. В состав комиссии включаются:
а) работники объекта (территории) ;
б) представители военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 737)
в) представители органа (организации) или иного юридического лица, в ведении которых находится объект (территория) ;
г) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию) .
16. К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий) .
Комиссию возглавляет руководитель объекта или ответственное лицо (далее - председатель комиссии) .
17. В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) ;
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории) ;
г) выявляет критические элементы объекта (территории) , совершение террористического акта в отношении которых может привести к прекращению нормального функционирования объекта (территории) и возникновению чрезвычайной ситуации. В качестве таких критических элементов рассматриваются:
конструктивные и технологические элементы объекта (территории) , в том числе зданий, сооружений и коммуникаций;
элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок, находящихся на объекте (территории) ;
места использования или хранения опасных веществ и материалов, в том числе микроорганизмов I - II групп патогенности;
иные элементы и системы, в том числе системы коммуникаций, объекта (территории) , необходимость защиты которых выявлена в результате изучения состояния их защищенности;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) рекомендует мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) , сроки их осуществления с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
18. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) , который составляется в произвольной форме в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем, по решению которого создана комиссия.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) должен включать результаты оценки состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) , подлежащего антитеррористической защите.
К акту обследования и категорирования объекта (территории) прилагается пояснительная записка, в которую вносятся все собранные об объекте (территории) сведения, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта (территории) (с описанием обосновывающих расчетов и исследований) .
В случае недостаточности реализуемых на объекте (территории) мер антитеррористической защищенности комиссией разрабатываются рекомендации по их усилению, приобщаемые к акту обследования и категорирования объекта (территории) , который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) .
Акт обследования и категорирования объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности.
19. В случае разногласий между членами комиссии, возникших в ходе составления акта обследования и категорирования объекта (территории) , решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии решение принимается председателем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) , при этом их особое мнение приобщается к акту.
20. При наличии в акте обследования и категорирования объекта (территории) рекомендаций, содержащих перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) , руководитель объекта утверждает план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) .
Сроки завершения указанных мероприятий не могут превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) .
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенностиобъектов (территорий)
21. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории) , что достигается посредством:
организации и осуществления охраны объектов (территорий) ;
организации и обеспечения пропускного режима на объектах (территориях) и осуществления контроля за его функционированием;
организации и обеспечения внутриобъектового режима на объектах (территориях) и осуществления контроля за его функционированием;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях) ;
б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах (территориях) , и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
неукоснительного соблюдения установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
постоянного контроля за текущей обстановкой на объектах (территориях) и прилегающей территории на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов, а также лиц, осуществляющих наблюдение за объектами (территориями) или сбор сведений об объектах (территориях) ;
обмена информацией между подразделениями охраны объектов (территорий) и территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) , что достигается посредством:
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и транспортных средств;
своевременного выявления, предупреждения и устранения причин несанкционированного проникновения на объекты (территории) ;
организации и осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пресечению попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) ;
усиленного контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов на объектах (территориях) , что достигается посредством:
своевременного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) об эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации;
организации оперативной и беспрепятственной эвакуации работников и посетителей объектов (территорий) в случае угрозы совершения или совершения террористического акта;
информирования работников объектов (территорий) о способах защиты и действиях в случае угрозы совершения террористического акта или его совершения;
проведения с работниками объектов (территорий) учений (тренировок) по оперативной и беспрепятственной эвакуации;
организации и осуществления взаимодействия по ликвидации угрозы и минимизации последствий террористического акта на объектах (территориях) с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) , что достигается посредством: установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
ограничения доступа должностных лиц (работников) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории) , иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранен