ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2017 г. № 520-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
план мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом мероприятий, утвержденными настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при разработке и утверждении региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 22 марта 2017 г. № 520-р
КОНЦЕПЦИЯ развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
I. Общие положения
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В Концепции также учитываются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", относящей создание единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики) , к мерам, способствующим обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, а также Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
Концепция призвана служить основой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в области правоприменительной деятельности, касающихся повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создания условий для их успешной социализации (ресоциализации) .
II. Состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Криминогенная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.
Численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, по состоянию на 1 января 2020 г. составила 30370 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2016 г. - 29014 тыс. человек) .
Участниками преступлений в 2019 году стали 37, 9 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 48, 6 тыс. человек, в 2017 году - 42, 5 тыс. человек, в 2018 году - 40, 8 тыс. человек) , в том числе 28, 5 тыс. несовершеннолетних, являвшихся учащимися, студентами (в 2016 году - 35 тыс. человек, в 2017 году - 31, 5 тыс. человек, в 2018 году - 30, 6 тыс. человек) . Несовершеннолетними и при их соучастии в 2019 году совершено 41, 5 тыс. преступлений (в 2016 году - 53, 7 тыс. преступлений, в 2017 году - 45, 3 тыс. преступлений, в 2018 году - 43, 5 тыс. преступлений) . В конце 2019 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам несовершеннолетних) состояли 126, 8 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 142, 8 тыс. человек, в 2017 году - 140, 2 тыс. человек, в 2018 году - 131 тыс. человек) .
Снизилась численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - 6, 7 тыс. человек, в 2017 году - 5, 4 тыс. человек, в 2018 году - 4, 8 тыс. человек, в 2019 году - 4, 4 тыс. человек) , а также численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (в 2016 году - 0, 5 тыс. человек, в 2017 году - 0, 3 тыс. человек, в 2018 году - 0, 2 тыс. человек, в 2019 году - 0, 1 тыс. человек) .
Не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2019 году 2, 8 тыс. человек (17, 9 процента) из числа несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, ранее привлекались к уголовной ответственности (в 2016 году - 3, 1 тыс. человек (15, 5 процента) , в 2017 году - 2, 9 тыс. человек (16, 2 процента) , в 2018 году - 2, 8 тыс. человек (16, 6 процента) , 3, 9 тыс. человек (25 процентов) осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления (в 2016 году - 5, 5 тыс. человек (27, 7 процента) , в 2017 году - 4, 7 тыс. человек (26, 2 процента) , в 2018 году - 4, 2 тыс. человек (24, 9 процента) .
На протяжении ряда лет сохраняется криминальная активность подростков младших возрастных групп.
Так, в 2019 году на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних было поставлено 18, 8 тыс. несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности. По сравнению с показателем 2016 года их количество снизилось на 34, 3 процента (28, 6 тыс. человек) .
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.
Особенно остро в условиях психологического и социального неблагополучия несовершеннолетних воспринимаются проблемы в сфере их обеспечения психологической и социальной помощью.
В 2019/20 учебном году педагоги-психологи имелись в штате 65, 6 процента общеобразовательных организаций (в 2016/17 учебном году - 55, 1 процента, в 2017/18 учебном году - 58 процентов, в 2018/19 учебном году - 61, 8 процента общеобразовательных организаций) .
Несмотря на увеличение за последние 3 года на 12, 3 процента численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, в 2019/20 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 619 обучающихся (в 2016/17 учебном году - 648 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 646 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 631 обучающийся) .
Возросла нагрузка на социальных педагогов в общеобразовательных организациях - в 2016/17 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 849 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 873 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 883 обучающихся, в 2019/20 учебном году - 892 обучающихся.
Сохраняет свою актуальность проблема развития в каждом субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения.
В 2019 году помощь несовершеннолетним с девиантным поведением оказывалась центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в 83 субъектах Российской Федерации. В 2015 году этот вид помощи предоставлялся указанными центрами в 65 субъектах Российской Федерации.
Недостаточно используются ресурсы специальных учреждений регионального подчинения в реабилитации и ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением.
По состоянию на 1 января 2020 г. в 44 регионах функционировали 60 образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа) (далее - специальные учреждения) (по состоянию на 1 января 2016 г. - 68 специальных учреждений в 48 субъектах Российской Федерации) .
В 2020 году в 18 воспитательных колониях содержалось 0, 8 тыс. человек, осужденных к лишению свободы (в 2016 году - 1, 7 тыс. человек в 23 воспитательных колониях) .
Положительная динамика в сфере профилактики подростковой преступности, при которой наблюдается снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, численности детей, совершивших преступления, а также иных показателей свидетельствует об эффективности проводимых различными органами и организациями профилактических мероприятий при реализации Концепции.
Вместе с тем требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
III. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции являются создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих задач:
снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;
защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;
совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;
совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
IV. Основные принципы развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:
интеграция - объединение действий различных ведомств и организаций на основе создания единого понятийного, информационного пространства, реализация задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом ресурсов всех субъектов системы и их взаимосвязи;
актуальность и практическая направленность - направленность на решение актуальных вопросов и применение эффективных механизмов их решения, учет региональных особенностей в разработке и реализации программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
индивидуальная направленность - обеспечение доступности профессиональной, качественной, адресной, своевременной и эффективной помощи для несовершеннолетних, учет социальных, психологических, возрастных и физиологических характеристик ребенка в выборе методов диагностики и коррекции негативных отклонений в поведении несовершеннолетних, в выборе средств реабилитационной работы, стратегии жизненного пути несовершеннолетнего;
оптимальность - эффективное распределение сфер ответственности, соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого результата, мониторинг результатов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
V. Основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:
разработку, актуализацию региональных (муниципальных) программ и планов мероприятий по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом Концепции;
совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в части конкретизации требований к планируемым результатам воспитания обучающихся; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
совершенствование мониторинга системы образования и статистического учета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Современные эффективные модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на личностно ориентированном и системном подходах. Профилактическая работа должна быть направлена прежде всего на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, развитие программ профилактики семейного неблагополучия, повышение уровня жизни.
Абзац. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 656-р)
Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно обеспечивать создание благоприятных условий для их социального развития, раскрытие и усиление их положительных личностных ресурсов до возникновения реальной угрозы совершения ими правонарушений.
Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних предполагает усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи, развитие единой образовательной (воспитывающей) среды, а также меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи предполагает:
разработку основных направлений информационной политики в сфере распространения семейных ценностей и реализацию мероприятий по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
повышение эффективности и доступности социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, дезадаптированным детям, в том числе путем развития сети кабинетов бесплатной правовой помощи для детей и подростков, их семей на базе образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение по специальности и (или) направлению подготовки высшего образования "юриспруденция".
Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает:
совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;
разработку и реализацию программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, программ по трудоустройству несовершеннолетних, развит