Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2016 г. № 1398
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775, от 23.01.2018 № 48)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 декабря 2016 г. № 1398
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775, от 23.01.2018 № 48)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, правообладателями (пользователями) которых являются Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы (далее - объекты (территории) , включая проведение категорирования объектов (территорий) , осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий) .
2. Для целей настоящих требований используются следующие понятия:
а) "пропускной режим" - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, проноса (выноса) , ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (территории) или с охраняемых объектов (территорий) ;
б) "внутриобъектовый режим" - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах (территориях) , в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности;
в) "руководитель объекта" - должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью работников (сотрудников) на объекте (территории) .
3. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка, контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.
4. Настоящие требования носят общий характер в отношении оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение объектов (территорий) конкретными типами средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны определяются в техническом задании на оснащение инженерно-техническими средствами охраны в зависимости от категории объекта (территории) .
5. Ответственность за антитеррористическую защищенность объекта (территории) несет руководитель объекта.
II. Категорирование объектов (территорий)
6. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются обследование и категорирование объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможных последствий его совершения, а также значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения.
7. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории) , о возможных угрозах совершения террористических актов, а также на основании статистических данных о совершенных и предотвращенных террористических актах за последние 12 месяцев на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект (территория) .
8. Различаются следующие степени угрозы совершения террористического акта:
а) высокая - 3 и более совершенных и (или) предотвращенных террористических актов на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект (территория) ;
б) низкая - менее 3 совершенных и (или) предотвращенных террористических актов на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект (территория) .
9. Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
10. Для проведения обследования и категорирования объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) .
11. Комиссия создается:
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
б) в отношении объекта (территории) , вводимого в эксплуатацию, - в течение 2 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
12. Обследование и категорирование объекта (территории) осуществляется в течение 1 месяца со дня создания комиссии.
13. В состав комиссии включаются специалисты по основному технологическому оборудованию и пожарной безопасности объекта (территории) , представители охраны объекта (территории) , а также по согласованию представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775)
Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии) .
14. В ходе своей работы комиссия:
а) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) ;
б) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) ;
в) выделяет потенциально опасные участки на объекте (территории) , совершение террористического акта в отношении которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, устрашению населения, массовому захвату заложников, гибели людей, причинению значительного имущественного ущерба либо наступлению иных тяжких последствий. В качестве таких потенциально опасных участков объекта (территории) рассматриваются:
элементы систем и (или) отдельные узлы или агрегаты оборудования, находящиеся на объекте (территории) ;
конструктивные и технологические элементы объекта (территории) , в том числе зданий, сооружений и территорий;
отдельные элементы или системы (в том числе системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения или водоотведения, отопления, коммуникации, вентиляции или кондиционирования воздуха) , находящиеся на объекте (территории) , проходящие через объект (территорию) или расположенные в непосредственной близости от объекта (территории) , необходимость защиты которых выявлена в результате обследования комиссией объекта (территории) ;
места использования, зоны транспортировки или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории) ;
г) выделяет критические элементы объекта (территории) . В качестве таких критических элементов объекта (территории) рассматриваются потенциально опасные участки объекта (территории) , совершение террористического акта в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) , повреждению инфраструктуры объекта (территории) или аварии на нем;
д) оценивает возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) ;
е) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
ж) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории) .
15. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) , который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) .
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) , при этом их особое мнение приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории) .
16. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории:
объекты (территории) с высокой степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек, а прогнозируемый материальный ущерб и (или) ущерб окружающей природной среде - более 10 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории:
объекты (территории) с низкой степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек, а прогнозируемый материальный ущерб и (или) ущерб окружающей природной среде - менее 10 млн. рублей.
17. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 16 настоящих требований.
18. Решением руководителя объекта в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом сложности объекта (территории) , существующего уровня инженерно-технической укрепленности, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не могут превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) .
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
19. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории) , что достигается посредством:
организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;
своевременного предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на объектах (территориях) ;
обеспечения контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
оснащения объектов (территорий) современными эффективными инженерно-техническими средствами и системами, обеспечивающими недопущение бесконтрольного проникновения на объекты (территории) ;
обеспечения постоянного контроля состояния ограждений, территории, зданий, сооружений и других объектов инфраструктуры, а также определения ответственных за осуществление указанного контроля лиц;
организации взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в указанной сфере деятельности;
б) выявления признаков подготовки террористического акта и своевременного получения упреждающей информации, что достигается посредством:
выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов;
сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокации охраны на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории) , беспричинного размещения посторонними лицами вблизи объектов (территорий) вещей и автомобилей;
осуществления мероприятий, обеспечивающих контроль за состоянием средств связи на объектах (территориях) , а также защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий) ;
периодической проверки чердачных помещений, проходных дворов, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта на предмет наличия признаков подготовки террористического акта;
определения контролируемых зон общего и ограниченного доступа;
в) пресечения попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) , что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса и ввоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) ;
организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и транспортных средств;
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода потенциально опасных участков объектов (территорий) ;
осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации при пресечении попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) ;
организации обучения работников объектов (территорий) действиям при угрозе совершения или совершении террористического акта на объектах (территориях) ;
применения средств инженерно-технической укрепленности, в том числе оборудования территорий, на которых располагаются критические элементы объекта (территории) , дополнительным ограждением, а также оснащения территорий и (или) помещений с расположенными на них критическими элементами объекта (территории) средствами аудио- и (или) видеофиксации;
г) ликвидации угрозы и минимизации возможных последствий террористического акта на объектах (территориях) , что достигается посредством:
создания постов (пунктов) управления обеспечением антитеррористической защищенности объектов (территорий) и оснащения их необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими своевременное информирование об угрозе совершения или о совершении террористического акта дежурных служб территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) , оповещение работников и посетителей объектов (территорий) об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) ;
организации эвакуации работников объектов (территорий) , а также посетителей объектов (территорий) в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объектах (территориях) ;
разработки и уточнения планов действия работников объектов (территорий) при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объектах (территориях) ;
обеспечения готовности подразделений охраны и работников объектов (территорий) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объектах (территориях) ;
организации проведения учений и тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объекта (территории) , а также посетителей объектов (территорий) из зданий (сооружений) объектов (территорий) ;
организации и осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам ликвидации угрозы и минимизации возможных последствий террористического акта на объектах (территориях) ;
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) , в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) , что достигается посредством:
ограничения доступа должностных и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) ;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) ;
осуществления мер по выявлению и предупреждению возможных каналов утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) ;
обучения работников, участвующих в осуществлении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) , по вопросам работы с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения.
(Подпункт дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2018 № 48)
20. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) независимо от его категории разрабатываются и утверждаются следующие организационно-распорядительные документы и информационно-справочные материалы:
а) инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам на объекте (территории) ;
б) план охраны объекта (территории) и положение о подразделении охраны при необходимости;
в) план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны;
г) инструкция по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам противодействия терроризму;
д) схема оповещения ра