Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. № 1196
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775, от 08.02.2018 № 124, от 06.07.2019 № 865, от 21.11.2019 № 1479, от 01.08.2020 № 1155)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, а также подведомственных им организаций; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 124, от 06.07.2019 № 865, от 01.08.2020 № 1155)
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, а также подведомственных им организаций. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 124, от 06.07.2019 № 865, от 01.08.2020 № 1155)
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 872 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 36, ст. 4856) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 1196
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, а также подведомственных им организаций
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775, от 08.02.2018 № 124, от 06.07.2019 № 865, от 21.11.2019 № 1479, от 01.08.2020 № 1155)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий (далее - объекты (территории) , правообладателями которых являются Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба государственной статистики, их территориальные органы и подведомственные им организации (далее - органы (организации) . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 124, от 06.07.2019 № 865, от 01.08.2020 № 1155)
2. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается:
а) на руководителей федеральных органов исполнительной власти в отношении объектов (территорий) , находящихся непосредственно в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
б) на руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в отношении объектов (территорий) , находящихся в ведении соответствующих территориальных органов;
в) на руководителей подведомственных федеральным органам исполнительной власти или их территориальным органам организаций в отношении объектов (территорий) , находящихся в ведении соответствующих организаций;
г) на должностных лиц, осуществляющих руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее - руководитель объекта) .
4. Основными видами террористических угроз, вероятных для объектов (территорий) , являются:
а) угроза захвата - возможность нападения на объект (с целью захвата объекта и (или) заложников с последующим выдвижением политических, идеологических или иных требований) ;
б) угроза взрыва - размещение на объекте (территории) или вблизи от него взрывных устройств в целях поражения максимального количества людей;
в) угроза поражения опасными веществами - возможность применения в зданиях (сооружениях) или на прилегающей к ним территории отравляющих, радиоактивных и иных опасных для жизни и здоровья людей веществ.
5. Основными целями антитеррористической защищенности объектов (территорий) являются:
а) выявление и устранение совместно с правоохранительными органами и органами государственной власти условий, способствующих совершению террористических актов;
б) своевременное обнаружение фактов подготовки террористических актов;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.
6. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается:
а) осуществлением комплекса организационных, инженерно-технических и иных мер, направленных на выявление фактов подготовки террористических актов, а также на ликвидацию и минимизацию их последствий;
б) разработкой правовых актов, регламентирующих порядок охраны, пропускного режима и других вопросов обеспечения безопасности объекта (территории) ;
в) организацией охраны и установлением пропускного режима на объект (территорию) , которые препятствуют неправомерному проникновению посторонних лиц и попыткам совершения террористических актов;
г) наличием и исправностью инженерно-технических средств охраны объекта;
д) исключением доступа посторонних лиц к документам (сведениям) по антитеррористической защищенности;
е) обеспечением постоянной готовности к использованию сил и средств, предназначенных для антитеррористической деятельности.
II. Категорирование объектов (территорий)
7. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Категорирование объектов (территорий) проводится с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта, масштаба возможных последствий совершения террористического акта, оценки состояния защищенности объекта (территории) , значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения субъекта Российской Федерации, а также степени потенциальной опасности объекта (территории) .
8. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и (или) предотвращенных террористических актах в отношении категорируемого объекта (территории) или аналогичных объектов (территорий) , а также о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории) .
Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
9. Для проведения категорирования объекта (территории) в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований либо ввода в эксплуатацию нового объекта (территории) решением руководителя органа (организации) создается комиссия по категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) .
В состав комиссии включаются руководитель органа (организации) или уполномоченное им должностное лицо в качестве председателя комиссии, работники органа (организации) , являющиеся специалистами в области инженерно-технических средств охраны, пожарной безопасности и гражданской обороны, а также представители организации, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта (территории) .
К работе в составе комиссии привлекаются представители территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775)
10. Комиссия в ходе работы:
а) изучает сведения о расположении объекта (территории) , а также наличие иных объектов (территорий) , непосредственно прилегающих к категорируемому объекту (территории) ;
б) уточняет общую численность работников и посетителей, а также режим работы;
в) оценивает состояние защищенности объекта (территории) на основе изучения организации охраны и пропускного режима, а также наличия и работоспособности инженерно-технических средств охраны;
г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения, значимость объекта (территории) для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта;
д) определяет потенциально опасные участки объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории) , совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
11. Комиссия проводит сравнительный анализ всех критериев и показателей категорирования, устанавливает категорию объекта (территории) , определяет достаточность принимаемых мер для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории) .
12. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории) , имеющие критические элементы, совершение террористического акта в отношении которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, прекращению функционирования объекта (территории) и значительному материальному ущербу (более 500 млн. рублей) , а также объекты (территории) , на которых одновременно может находиться более 1500 работников и посетителей;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории) , совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере от 50 до 500 млн. рублей, а также объекты (территории) , на которых одновременно может находиться от 500 до 1500 работников и посетителей;
в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории) , совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб, не превышающий 50 млн. рублей, а также объекты (территории) , на которых одновременно может находиться не более 500 работников и посетителей.
13. Результаты работы комиссии оформляются не позднее 30 рабочих дней со дня ее создания актом категорирования объекта (территории) , который подписывается всеми членами комиссии и утверждается должностным лицом, принявшим решение о создании комиссии.
Акт составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) .
В случае наличия разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)
14. Определение мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) осуществляется на основе:
а) анализа вероятных террористических угроз;
б) оценки реального состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и возможности несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
в) наличия сил и средств, обеспечивающих выполнение мероприятий антитеррористической защищенности объекта (территории) .
15. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) , являются:
а) организация охраны и установление при необходимости пропускного режима;
б) оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, а также поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию) ;
д) оперативные действия сотрудников охраны по пресечению несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
16. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:
а) постоянный мониторинг обстановки внутри объекта (территории) ;
б) анализ и обобщение материалов системы видеонаблюдения, фактов нарушения пропускного режима, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц, провокаций сотрудников охраны на неправомерные действия;
в) обеспечение периодического осмотра объекта (территории) для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ) ;
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории) , а также за пребыванием на объекте (территории) посторонних лиц.
17. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) , являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории) , о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам) ;
г) подготовка и отработка действий сотрудников охраны по предотвращению террористических актов в конкретных условиях обстановки;
д) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, путем:
организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
установления порядка проведения проверки и действий в случае выявления токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов и назначения лиц, ответственных за проведение проверки;
оборудования карантинного хранилища для размещения обнаруженных подозрительных предметов и почтовых отправлений.
(Дополнен подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 № 1479)
18. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории) , являются:
а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
б) обеспечение постоянной готовности администрации объекта (территории) к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) своевременное оповещение людей о возникновении чрезвычайной ситуации и обеспечение их эвакуации с объекта (территории) ;
г) проведение учений и тренировок с отработкой действий в нештатных ситуациях работников, находящихся на объекте (территории) , в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта (территории) ;
д) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
19. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) организация охраны объектов (территорий) ;
б) назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) , - в случае отсутствия штатных сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности;
в) разработка правовых актов, направленных на реализацию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
г) обеспечение центрального поста охраны средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об угрозах совершения террористических актов;
д) обеспечение оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
е) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт) . Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяется в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны. Объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты. Установка инженерно-технических средств охраны на объектах, расположенных на территории других организаций, производится по согласованию с руководством соответствующих организаций;
ж) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных н