Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. № 1055
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775, от 06.02.2018 № 110, от 24.04.2020 № 579)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 октября 2016 г. № 1055
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775, от 06.02.2018 № 110, от 24.04.2020 № 579)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) , правообладателями которых являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организации, находящиеся в его ведении (далее - орган (организации) .
В настоящих требованиях под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, а также отдельные здания, строения и сооружения.
2. Настоящие требования не распространяются на:
а) объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) возлагается на руководителя органа (организации) .
4. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:
а) проведения категорирования и паспортизации объектов (территорий) ;
б) реализации соответствующих категориям объектов (территорий) мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности этих объектов (территорий) ;
в) реагирования должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) , на угрозы совершения или на совершение террористических актов на объектах (территориях) ;
г) информирования органов государственной власти об угрозах совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях) ;
д) осуществления контроля за выполнением настоящих требований на объектах (территориях) .
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
5. Категорирование объектов (территорий) осуществляется в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности.
6. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании следующих критериев:
а) степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) ;
б) возможное количество людей, которые могут пострадать при совершении террористического акта на объекте (территории) ;
в) потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде, который может быть причинен в результате совершения террористического акта на объекте (территории) .
7. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории, включающие в себя:
объекты (территории) , расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) 5 и более террористических актов;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 50 человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит более 50 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории, включающие в себя:
объекты (территории) , расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) до 5 террористических актов;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 10 до 50 человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 1 до 50 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории, включающие в себя:
объекты (территории) , расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано террористических актов и (или) попыток к их совершению;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 10 человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 1 млн. рублей.
8. Объекту (территории) присваивается категория в зависимости от наивысшего количественного показателя любого из критериев категорирования, указанных в пункте 7 настоящих требований.
9. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) .
В целях категорирования объектов (территорий) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определяет срок начала проведения мероприятий по категорированию и письменно уведомляет об этом организации, находящиеся в его ведении.
10. Для проведения категорирования объекта (территории) руководителем органа (организации) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) .
Комиссия создается в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящих требований либо со дня ввода в эксплуатацию нового объекта (территории) , а также в случае изменения характеристик объекта (территории) , которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
11. В состав комиссии включаются работники органа (организации) , а также представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию) . К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 № 775)
Председателем комиссии назначается курирующий вопросы антитеррористической деятельности заместитель руководителя органа (организации) . Для документального оформления работы комиссии из числа членов комиссии от органа (организации) назначается секретарь комиссии.
12. В ходе работы комиссия осуществляет:
а) изучение конструктивных и технических характеристик объекта (территории) , организации его функционирования и охраны, действующих мер по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) ;
б) определение степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) , возможных последствий его совершения, значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также степени потенциальной опасности совершения террористического акта;
в) определение потенциально опасных участков объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и критических элементов объекта (территории) , совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
13. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории) .
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей в отношении численности людей, работающих на объекте (территории) , численности людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в случае совершения на объекте (территории) террористического акта, возможного материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в районе расположения объекта (территории) , а также в отношении времени, необходимого для восстановления объекта (территории) .
14. По результатам анализа информации об объекте (территории) и его обследования комиссия принимает решение об отнесении объекта (территории) к конкретной категории.
Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (территории) , в котором отражаются ход работы комиссии, категория объекта (территории) и критерии категорирования, на основании которых она установлена, а также оценка состояния защищенности объекта (территории) .
В ходе оценки состояния защищенности объекта (территории) оформляется пояснительная записка к акту категорирования объекта (территории) , в которую вносятся все собранные об объекте (территории) сведения, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта (территории) (с указанием источников их получения или описанием обосновывающих расчетов и исследований) .
В случае недостаточности реализуемых на объекте (территории) мер антитеррористической защищенности комиссией разрабатываются рекомендации по их усилению.
15. Решение комиссией принимается коллегиально в ходе голосования ее членов большинством голосов с правом решающего голоса председателя комиссии при равном распределении голосов. Результаты голосования каждого члена комиссии заносятся в акт категорирования объекта (территории) .
Каждый член комиссии имеет право внести в акт категорирования объекта (территории) свое особое мнение по вопросам работы комиссии, соответствия присвоенной объекту (территории) категории установленным настоящими требованиями критериям категорирования, оценки состояния защищенности объекта (территории) , а также рекомендациям по усилению мер обеспечения его антитеррористической защищенности.
16. Акт категорирования объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
Акт категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии и хранится вместе с паспортом безопасности объекта (территории) .
Принятие комиссией акта категорирования объекта (территории) проводится в срок, не превышающий 1 месяца со дня создания комиссии.
17. Руководитель организации, находящейся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в течение 1 месяца после проведения категорирования объекта (территории) письменно уведомляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присвоенной объекту (территории) категории либо об отсутствии у объекта (территории) признаков, подпадающих под установленные настоящими требованиями критерии категорирования.
18. В целях организации контроля за обеспечением антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует обобщенный перечень объектов (территорий) , подлежащих антитеррористической защите в соответствии с установленными категориями.
Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
19. Для каждой категории объектов (территорий) устанавливается комплекс мероприятий в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.
20. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) ;
б) оборудования объекта (территории) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны;
в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории) ;
г) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) ;
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) ; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 110)
е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 579)
21. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) включают в себя:
а) разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории) ;
б) определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность объекта (территории) и его критических элементов;
в) проведение учений и (или) тренировок с работниками объекта (территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории) ;
г) контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты объекта (территории) , а также за уровнем подготовленности подразделения охраны объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории) ;
д) информирование работников объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности объекта (территории) и о содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории) .
22. Инженерная защита объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания) , строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, утилизация (снос) .
23. Выбор и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на создание (совершенствование) системы инженерно-технической укрепленности объекта (территории) в зависимости от категории объекта (территории) .
Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории) , на трудно просматриваемых участках периметра и в уязвимых местах объекта (территории) .
Инженерно-технические средства охраны должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения на объект (территорию) , в охраняемые здания (сооружения) и (или) помещения объекта (территории) на время, необходимое для прибытия к месту нарушения сотрудников охраны.
По решению руководителя органа (организации) объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса.
24. К средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны объекта (территории) относятся:
а) физические барьеры, посты охраны и средства инженерной защиты охраняемых зон и постов охраны (стены, перекрытия, ворота и двери, оборудованные при необходимости замками раннего предупреждения о попытке вскрытия) , специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери) и другие физические (в том числе естественные) препятствия;
б) контрольно-пропускные пункты, исключающие бесконтрольный доступ на объект (территорию) посетителей, а также работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций;
в) системы и средства охранной сигнализации и освещения, которые должны обеспечивать:
выдачу сигнала о тревоге в любое время суток;
минимальную вероятность ложных извещений о тревоге;
выдачу извещений о неисправности или об отказе технических средств охранной сигнализации;
исправное состояние при воздействии влияющих факторов окружающей среды;
работоспособность при отключении сетевого источника электропитания или другого основного источника электропитания в течение времени прерывания электропитания.
25. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов включает в себя:
а) наличие у работников объекта (территории) , включенных в списочный состав, пропусков;
б) учет выдачи (сдачи) пропусков;
в) организацию доступа людей и транспорта на потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) ;
г) организацию при необходимости встречи лиц (транспортных средств) и сопровождения их во время пребывания на объекте (территории) ;
д) определение порядка действия сил охраны при нарушении пропускного и внутриобъектового режимов.
26. В целях минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) :
а) разрабатываются планы эвакуации работников и посетителей объекта (территории) в случае угрозы совершения террористического акта;
б) проводятся обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям в случае поступления информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, а также учения и (или) тренировки по безопасной и своевременной эвакуации работников объекта (территории) из зданий (сооружений) ;
в) на объекте (территории) размещаются наглядные пособия с информацией о порядке действий работников объекта (территории) при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте (территории) , а также в случае поступления информации об угрозе совершения или о совершении террористического