Распоряжение от 24 декабря 2012 года №2511-р. Государственная программа направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.
Справка
Документ
-
Распоряжение от 24 декабря 2012 г. №2511-р
Проект государственной программы подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Государственная программа направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.
Ответственным исполнителем государственной программы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены Минтруда России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минобороны России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минфин России, МИД России, Росздравнадзор, Росавиация, Росавтодор, Росморречфлот, Роспотребнадзор, Росимущество, ФНС России, ФССП России, РАН, СО РАН, УО РАН, ДВО РАН, РАМН, ФОМС.
В составе государственной программы выделены следующие подпрограммы:
- подпрограмма 1 – «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;
- подпрограмма 2 – «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;
- подпрограмма 3 – «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;
- подпрограмма 4 – «Охрана здоровья матери и ребёнка»;
- подпрограмма 5 – «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;
- подпрограмма 6 – «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;
- подпрограмма 7 – «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;
- подпрограмма 8 – «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;
- подпрограмма 9 – «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;
- подпрограмма 10 – «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;
- подпрограмма 11 – «Управление реализацией программы».
Целями государственной программы являются обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
В рамках государственной программы решаются следующие задачи:
- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
- повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;
- развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;
- повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;
- обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;
- обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
- повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;
- обеспечение системности развития отрасли.
Мероприятия, направленные на инновационное развитие здравоохранения, отражены в подпрограмме 3 «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины». В основных мероприятиях подпрограммы 3 отражены следующие положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:
- инновационное развитие здравоохранения с учётом необходимости достижения конкретных значимых инновационных результатов и внедрения их в практику во взаимодействии с государственными институтами развития;
- планирование и координация деятельности в рамках формируемых технологических платформ и пилотных проектов инновационных территориальных кластеров на основе приоритетных направлений научных исследований;
- устранение административных барьеров в инновационной деятельности;
- координация инновационной деятельности научно-исследовательских организаций, подведомственных Минздраву России, РАН и РАМН;
- привлечение молодых специалистов в медицинскую науку.
Государственная программа определяет развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и реализуется в два этапа:
- первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования;
- второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.
Ресурсное обеспечение государственной программы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, определённых указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, 598, 606, а также предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Объём финансового обеспечения реализации государственной программы из всех уровней бюджетной системы составляет 33 721 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета 6 067, 5 млрд рублей, включая 2710,6 млрд рублей действующих бюджетных обязательств и 3356,9 млрд. рублей дополнительной потребности в финансировании.
Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов федерального бюджета на соответствующий год и плановый период.
В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:
- создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;
- повышение удовлетворенности населения качеством медицинских услуг;
- создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;
- формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;
- установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;
- повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;
- создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.
Эффективность реализации государственной программы определяется достижением следующих показателей:
- снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году;
- снижение в 2020 году материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 и младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) до 6,4;
- снижение в 2020 году смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4, от дорожно-транспортных происшествий до 10, от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190,
- от туберкулеёа до 11,2;
- снижение в 2020 году потребления алкогольной продукции
- (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год)
- до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков до 15%;
- снижение заболеваемости туберкулёзом (на 100 тыс. населения) до 35
- в 2020 году;
- увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8
- и достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала
- до 1:3 в 2020 году;
- увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг)
- от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200%,
- а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100%;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (лет) до 74,3 к 2020 году.