Вопрос: Михаил Анатольевич, телеканал «РБК». На встрече должны были обсуждать вопросы повышения эффективности социальных расходов. Вы не могли бы рассказать, собственно, к каким выводам пришли?
М.Абызов: Сегодняшнее обсуждение по данному вопросу носило абсолютно предметный характер. Экспертный совет сконцентрировался не на обсуждении общих идеологий по повышению эффективности социальных расходов, а на том, что Правительство должно сделать конкретно в 2014 году, чтобы, собственно говоря, оптимизировать не только сами расходы, но и бюджетную сеть в целом.
Поэтому было определено, что в ближайшее время необходимо принять решения на уровне Правительства, которые бы зафиксировали на ближайшие три-пять лет объём социальных расходов, которые могут быть обслужены негосударственным сектором, задачи по оптимизации бюджетной сети, вопрос привлечения и определения параметров по привлечению частного капитала и частных инвестиций в социальный сектор.
На сегодняшний день социальные расходы составляют 23% ВВП. И абсолютно очевидно, что в долгосрочной перспективе эти расходы не могут быть обслужены и реализованы исключительно за счёт средств государственного бюджета. Нам необходимо искать формы и методы привлечения сюда частного капитала.
Своего продолжения требуют обсуждение вопроса и принятие Правительством своеобразной «дорожной карты» по оптимизации бюджетных расходов социальной направленности.
Вопрос: Обсуждалось ли, как именно можно привлечь частный бизнес, чем можно заинтересовать инвесторов?
М.Абызов: В первую очередь необходимо установить на уровне федеральном и региональном очень чёткие лимиты на 2014 год по государственному заказу социальных услуг со стороны негосударственного сектора. На сегодняшний день такое квотирование и лимитирование не проводится. Основные социальные расходы обеспечиваются обслуживанием государственной сети. Нам необходимо сформировать спрос со стороны государства для привлечения предложений частного негосударственного сектора по социальным расходам. Как только будет сформирован спрос, пойдут и инвестиции. Главное, чтобы этот спрос был долгосрочным, потому что инвестиции невозможно привлечь, если мы будем ограничиваться исключительно коротким горизонтом планирования государственных расходов. Рынок должен видеть перспективу на 5, даже 10–15 лет, для того чтобы инвестировать в этот сектор.
Вопрос: Михаил Анатольевич, скажите, пожалуйста, вы говорили о том, что будут внесены изменения в регламент Правительства, учитывая деятельность экспертов. Вы не могли бы уточнить, какие конкретно изменения, о чём речь?
М.Абызов: В середине прошлого года по поручению Председателя Правительства руководитель Аппарата Правительства Сергей Эдуардович Приходько совместно с Экспертным советом и Министерством экономического развития проанализировал опыт работы Экспертного совета с нашими министерствами и ведомствами и подготовил свои предложения по оптимизации и совершенствованию регламента работы Правительства. В рамках этих предложений предполагается определить круг вопросов, которые будут проходить не просто обсуждение на площадке Экспертного совета, но и те вопросы, по которым разногласия и замечания Экспертного совета будут в обязательном порядке рассматриваться. Это означает, что это будет не просто экспертное мнение, это будет экспертное мнение, которое должно быть рассмотрено и разногласия по которому либо урегулированы и сняты, либо вынесены на уровень вице-премьера или Председателя Правительства.
Вопрос: Обсуждался ли вопрос, связанный с повышением пенсионного возраста?
М.Абызов: Вопросы совершенствования пенсионной системы сегодня обсуждались. Евгений Григорьевич Ясин от Экспертного совета делал отдельное сообщение по данному вопросу. Одна из задач, которые Экспертный совет видит в 2014 году, – совершенствование негосударственной пенсионной системы. Был поставлен вопрос о том, что необходимо в рамках работы по совершенствованию негосударственной пенсионной системы в этом году обеспечить преобразование нескольких негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества, что предусмотрено долгосрочной программой развития пенсионной системы. Были подготовлены в этой связи предложения по внесению изменений и дополнений в долгосрочную программу развития пенсионной системы, которые (думаю, что в течение I квартала) будут рассмотрены Правительством. Председатель Правительства дал поручение подготовить соответствующий протокол и поручение нашим министерствам и ведомствам по организации такой работы.
Сама пенсионная реформа предусматривает реорганизацию негосударственных пенсионных фондов. Важно, чтобы эта реорганизация уже в этом году дала конкретные результаты.
Вопрос: Повышение пенсионного возраста обсуждалось?
М.Абызов: Вопрос повышения пенсионного возраста не обсуждался, обсуждался вопрос по подготовке механизмов, стимулирующих, в том числе со стороны граждан, финансирование накопительной части пенсии помимо солидарного обеспечения.
Вопрос: По поводу негосударственных пенсионных фондов были ли какие-либо предложения, чтобы сделать это обязательным, чтобы именно в этом году закончить проверку всех негосударственных пенсионных фондов и чтобы Правительство и ЦБ всё-таки пообещали… Возможно, KPI какой-то сделать для них, чтобы именно в этом году всё это было закончено.
М.Абызов: Экспертный совет поставил вопрос, что в обязательном порядке в этом году должны появиться первые негосударственные пенсионные фонды, которые бы прошли через все формальные процедуры проверки Центрального банка и наших ведомств и преобразовали свою работу в формате акционерных обществ, для того чтобы с января 2015 года вот эта работа негосударственного пенсионного обеспечения имела своё продолжение и не прерывалась. Будет ли это касаться, что называется, пилотных и наиболее подготовленных негосударственных пенсионных фондов или это будет принято как требование к масштабной проверке и запуска этого в течение 2014 года, то есть проверки всех негосударственных пенсионных фондов – такие сегодня задачи не ставились. Более того, необходима проработка этого вопроса с Центральным банком как мегарегулятором и последующее принятие решения Правительством.