Тема брифинга – мониторинг ситуации на рынке труда.
Из стенограммы:
А.Котяков: Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу отметить, что Минтруд совместно с Рострудом и центрами занятости, которые располагаются на территории всех субъектов Российской Федерации, ведут постоянный мониторинг рынка труда. На сегодняшний день ситуация в сфере занятости стабильная, у нас зарегистрировано более 1,5 млн вакансий, при этом на рынке труда порядка 700 тысяч соискателей. Эти данные сопоставимы с объёмом вакансий и с количеством соискателей за период 2017–2018 годов, причём в марте 2019 и 2018 годов количество соискателей было выше, то есть количество безработных было зафиксировано на отметке 800 тысяч. В марте 2017 года этот показатель был на отметке 900 тысяч человек. Ещё раз подчеркну: на сегодняшний день мы имеем только 700 тысяч соискателей, или официально зарегистрированных безработных.
Кроме того, мы постоянно отслеживаем ситуацию с выплатой заработной платы. Пока мы не фиксируем увеличения задолженностей работодателей перед работниками. На сегодняшний день эта сумма превышает чуть более 2 млрд рублей, причём за последнюю неделю она снизилась на 44 млн рублей. Количество людей, которые на данный момент трудятся в режиме неполной занятости, по данным нашего мониторинга, превышает 100 тысяч человек, если быть более точным, это 101 тысяча. Эта цифра в принципе сопоставима с данными о количестве людей неполной занятости за прошлые годы. Мы отмечаем, что она даже чуть больше чем на 5% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Таким образом, мы на основании всех статистических данных делаем вывод, что у нас действительно стабильная ситуация на рынке труда. На данный момент статистические данные это подтверждают.
Отмечу, что в мониторинге, который сейчас проводит Минтруд совместно с Рострудом и центрами занятости, участвуют более 18 тыс. предприятий. При этом уже сейчас Минтруд подготовил изменения в приказ о проведении оперативного мониторинга на рынке труда, мы разворачиваем сервис заполнения аналогичных статистических форм на портале «Работа в России» и дополняем наши аналитические формы новыми полями. Мы в еженедельном режиме будем контролировать не только планируемых к высвобождению работников, их количество на предприятии, неполную занятость, мы вводим и мониторинг за переводом людей на удалённый режим работы, а также невыплатой заработной платы. И, как я уже сказал, этот режим сбора отчётных данных переходит в онлайн-формат. Соответствующие отчётные формы мы уже предоставили работодателям для заполнения на информационном ресурсе «Работа в России», что позволит нам кратно увеличить количество предприятий, участвующих в мониторинге.
Кроме того, помимо контроля за деятельностью предприятий, который осуществляют органы службы занятости, мы вводим ещё и так называемый общественный контроль, разворачиваем на интернет-ресурсе «Онлайнинспекция.рф» – предусматриваем возможность не только получить консультацию на этом интернет-ресурсе, но и подать заявление в случае, если ваши трудовые права нарушены.
Сейчас предлагаю вам посмотреть небольшой ролик относительно организации работы на этом интернет-ресурсе.
(Идёт демонстрация ролика)
Хочу сказать, что ресурс уже работающий. При этом мы понимаем, что не у всех наших граждан есть возможность обратиться к нам посредством интернет-ресурсов. Мы также сохраняем в рабочем состоянии горячую линию для звонков, это номер 8 800 707-8841. Граждане имеют право позвонить на эту горячую линию и сообщить нам о нарушениях трудового законодательства, которые, с их точки зрения, присутствуют.
На сегодняшний день уже порядка 50 звонков поступило на эту горячую линию. Они все в основном касаются организации работы в удалённом формате, на удалёнке так называемой. Соответствующие разъяснения и комментарии мы по этой горячей линии коллегам передаём.
Отмечу, что Министерством труда подготовлен проект постановления о дополнительных мерах поддержки в сфере занятости. Данный проект документа уже внесён на площадку Правительства, достигнуты договорённости с Министерством финансов, заинтересованными ведомствами о резервировании необходимого объёма ресурсов для реализации всего перечня мероприятий, предусмотренных данным документом.
В первую очередь это такая мера, как временная занятость работников, находящихся под риском увольнения. Мы предполагаем, что она позволит работнику сохранить возможность формирования собственного заработка. В рамках этой меры поддержки будет обеспечиваться заработная плата в размере не меньше минимального размера оплаты труда.
Вторая мера, на которой я остановлюсь, это организация общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения.
Третья мера – опережающее профессиональное обучение. Здесь мы акцент делаем на дистанционной форме обучения и повышении квалификации соответствующих работников.
Ещё одна мера – это возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций, а также содействие гражданам, открывающим собственное дело. Здесь предусматривается единовременная выплата предпринимателю, которая может равняться 60 тыс. рублей.
Что касается непосредственно рынка труда и занятости именно с точки зрения поддержки со стороны государства, это основная информация, которую я хотел до вас донести. Кроме того, я бы хотел остановиться на изменении схемы выдачи и оплаты больничных листов по карантину. Я думаю, что многие из вас уже слышали, что 18 марта 2020 года был утверждён временный порядок, временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина.
Отмечу сразу же, что Фонд социального страхования, который активно принимает в этом участие и разворачивает эту схему, ни в коем случае не подменяет собой медицинские учреждения – этот порядок в большей степени распространяется на тех, кто чувствует себя нормально, но только недавно вернулся из-за границы. В случае же если вы чувствуете себя плохо, вам необходимо вызвать врача и обратиться за медицинской помощью.
Таким образом, этот порядок, на котором я хотел бы отдельно остановиться, распространяется на работающих граждан, прибывших в Россию из-за рубежа, а также граждан, проживающих совместно с гражданами, прибывшими из-за рубежа. Здесь я бы также хотел продемонстрировать вам ролик, как на сегодняшний день оформляется листок нетрудоспособности в онлайн-режиме.
(Идёт демонстрация ролика)
Полноценно этот ресурс, в соответствии со вступившим в силу постановлением Правительства, начал действовать с 20 марта. За этот период со стороны граждан подано 6700 заявлений на удалённое оформление листков нетрудоспособности. Лидерами на сегодняшний день являются пять субъектов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Сразу отмечу, что по Москве и Московской области существует дополнительно параллельный, особый порядок оформления листков нетрудоспособности, поэтому количество выданных Фондом социального страхования листков чуть больше.
Отмечу, что больничный по карантину оплачивается как больничный по болезни, то есть сохранён аналогичный алгоритм оплаты, но изменён порядок оплаты, то есть выплата идёт непосредственно гражданину. При оформлении больничного листка онлайн вы получаете возможность получить в виде авансового платежа на пятый рабочий день или на седьмой календарный первую часть оплаты по больничному листу. Вторая часть оплаты по больничному листу будет производиться после закрытия больничного листа. Действующий на сегодняшний день порядок предусматривает выплату гражданину только после закрытия больничного листа, здесь – для того, чтобы сформировать определённый доход у гражданина, был предложен механизм авансирования по больничному листу. То есть на пятый рабочий день или на седьмой календарный человек получает первую половину суммы своего пособия по нетрудоспособности, а после закрытия больничного листа – вторую часть.
Порядком предусмотрено, что в случае, если гражданин не обратился за медицинской помощью после двухнедельного карантинного периода, на который выдан был больничный, больничный закрывается автоматически. И сумма за вторую часть перечисляется автоматически. То есть в случае, если гражданин обратился в медицинскую организацию, происходит изменение по оплате больничного листа. В случае если гражданин вышел на работу по истечении двух недель карантинного пребывания, больничный оплачивается автоматически и приходить к врачу для закрытия больничного не требуется. Фонд социального страхования берёт все коммуникации – от работодателя до лечебного учреждения и гражданина – на себя и полностью распределяет все информационные потоки и доводит все документы.
Основное, что мы преследовали в рамках реализации этого механизма, – это меры, которые позволят обеспечить ненарушение режима самоизоляции. Ещё раз отмечу, что выдача такого больничного не заменяет необходимости обращения к врачу в случае, если у вас есть соответствующие симптомы.
Ещё один момент, на котором я хотел бы сегодня остановиться, это удалённая занятость. Мы получаем много запросов от граждан и работодателей именно по алгоритму организации удалённой занятости. Сразу скажу, что мы сформировали определённые рекомендации для работодателей, где определили категории граждан, для которых рекомендуем в первую очередь организовать удалённые рабочие места. Это люди предпенсионного возраста, люди пенсионного возраста, беременные женщины, родители с малолетними детьми, инвалиды. Нужно сказать, что окончательно вопрос о переводе на удалённую работу должен решаться с учётом задач, которые возложены на сотрудника, и возможности их выполнять в домашних условиях. И здесь на первый план выходит оценка технической возможности организации такой работы как со стороны работодателя, так и со стороны работника.
Для организации удалённого вида работы работодателю необходимо издать приказ о временном переводе работников на удалённую работу и ознакомить их с ним. Отмечу, что заработная плата при удалённой занятости при сохранении всего объёма должностных обязанностей, которые возложены на сотрудника, должна остаться без изменений, никакого уменьшения произойти не должно. Переход на удалённую работу предполагает обоюдное согласие сторон на организацию такого рабочего процесса.
Вопрос: Софья Алексеева, ТАСС. Антон Олегович, сейчас
появились рекомендации в связи с распространением коронавируса для пожилых
людей, чтобы они не выходили из дома. В связи с этим, наверное, увеличится
нагрузка на социальных работников?
А.Котяков: Мы действительно, выдавая такие рекомендации, задумывались над вопросом организации дополнительной помощи для граждан старшего возраста. Здесь нам на помощь пришёл Общероссийский народный фронт вместе с волонтёрскими организациями. На сегодняшний день более 5,5 тысячи волонтёров-медиков – это студенты младших курсов медицинских высших учебных заведений, а также средних специальных учебных заведений – организуют работу по предоставлению дополнительных услуг бытового характера для граждан, находящихся на карантине. Сейчас у нас формируются списки тех, кто в этом нуждается, это порядка 2,5 тысячи человек в разных субъектах. Волонтёры полностью готовы к организации такой работы. Я думаю, это позволит нам не увеличивать значительно нагрузку на работников социального блока, а с помощью волонтёров решать текущие задачи и обеспечить людей старшего возраста доставкой продуктов питания, уборкой дома, помощью в обычных бытовых вопросах.
Вопрос: Наталья Клюй, «РИА Новости». Если ребёнок переведён на дистанционное обучение, с ним должен находиться родитель. Будет ли он получать выплаты по больничному листу?
А.Котяков: Нет. На сегодняшний день больничный лист оформляется по той временной схеме, о которой я говорил, – только в том случае, если гражданин прибыл из-за границы либо живёт совместно с гражданином, который недавно прибыл из-за границы. В данном случае больничный лист оформляться не будет, родителю надо поднимать вопрос перед своим работодателем относительно организации рабочей деятельности в удалённом режиме.
Вопрос: Алексей Курилов, агентство «Интерфакс». Сейчас многие люди будут оформлять электронный больничный через сайт ФСС, вы называли цифры. Как сейчас обстоит дело с бюджетом Фонда соцстрахования, готовы ли там к возросшей нагрузке?
А.Котяков: Помимо того, что у нас полностью сбалансированный бюджет Фонда социального страхования, мы также имеем переходящие остатки средств с 2019 года. Мы видим, что этого объёма ресурсов будет вполне достаточно для выполнения всех социальных обязательств, которые сейчас предусмотрены не только по электронным больничным листам, а в целом по всем расходным обязательствам, закреплённым за Фондом социального страхования. Поэтому, я вас заверяю, что здесь никаких сложностей с финансированием на сегодняшний день нет и не планируется.
Вопрос: Юлия Старостина, РБК. Вы сегодня озвучили дополнительные меры поддержки занятости, которые предлагает министерство. Сказали, что достигнута предварительная договорённость с Минфином о суммах резервирования на реализацию этих мер. О каком объёме средств идёт речь?
А.Котяков: Механизм будет построен следующим образом. У нас есть определённая оферта, и в зависимости от тех мер, которые будут разрабатывать субъекты Российской Федерации, предоставлять весь необходимый пакет документов, мы будем формировать распоряжения о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на их финансирование. То есть это будет зависеть от обращения субъектов и тех направлений, по которым они планируют работать.
Абсолютное значение необходимой суммы у нас на сегодняшний день в рабочем порядке сформировано.
<…>