О ходе реализации национального проекта «Образование».
Из стенограммы:
О.Васильева: Добрый день, уважаемые коллеги!
Закончилось заседание. Были доклады – мой и Михаила Михайловича Котюкова – о квартале реализации национального проекта «Образование». За минувшее время (январь – апрель текущего года) нами заключены все соглашения с регионами и даже с муниципалитетами – это свыше 900 соглашений. Это самое главное на сегодняшний день для нас. Сейчас регионы начали вести закупочные мероприятия в рамках федеральных проектов национального проекта «Образование».
Приняты все нормативные документы для того, чтобы первый, очень важный этап был запущен. Почему я говорю о важности этапа? Вы знаете, что качественные изменения должны пройти во всех регионах страны, на всех уровнях образования. Пока готовилась нормативная база, пока заключались финансовые документы, мы работали над содержанием. И на сегодняшний день регионы имеют предложенные министерством (я хочу сделать акцент, что это рамочные предложения) инфраструктурные листы. По каждому проекту есть примерный, рамочный инфраструктурный лист: что может быть в рамках того или иного проекта закуплено для обновления или создания материально-технической базы.
И второе – смысловые рекомендации. Если говорить о глоссарии национального проекта, очень много терминов включается в работу в первый раз, поэтому мы потратили значительное количество времени, чтобы объяснить.
Мы создали проектные офисы в каждом регионе. Мы провели 11 сессий. Это только подготовительные работы, которые должны были запустить проект.
Мы очень большое внимание уделяли медиасопровождению. Большое спасибо, что вы помогаете нам в этом. Мы использовали всё. И социальные сети – наша пресс-служба работает достаточно хорошо и грамотно в этом направлении. Вы знаете, что в первый раз мы использовали новый формат стенда на сочинском форуме. Совсем недавно прошла прямая линия, которую вела я. Через интернет мы провели беседу со всеми участниками образовательного процесса – родителями, педагогами, учениками (140 тысяч человек участвовали), для того чтобы понять, что интересует граждан. И на основании анализа мы приняли решение об открытии электронной приёмной. Она открывается в этом месяце, через 10 дней. И каждый будет иметь возможность получить ответ на вопрос, который его интересует.
Вы знаете, что наш проектный офис работает практически в круглосуточном режиме, потому что много вопросов было вначале. Сейчас уже регионы понимают, в каком направлении двигаться дальше.
У нас очень большие задачи по обновлению, во-первых, всей инфраструктуры. Мы строим, продолжаем строить и новые школы, и новые детские сады, ясли. В этом году в регионах мы оснащаем и создаём 800 новых лабораторий-мастерских в колледжах, потому что, тоже в рамках федерального проекта, идёт совершенствование материально-технического оснащения системы среднего профессионального образования.
Совсем недавно, в апреле, мы запустили платформу для сельских школ. И рассчитываем, что 7,5 тысячи сельских учителей смогут уже буквально на этой неделе начать работу – онлайн-курсы по методике преподавания двух дисциплин – технологии и информатики. Это важнейшие дисциплины, тем более в разрезе качественно новых представлений о «цифре» вообще. Там же, на этой платформе, мы запустили и предметы гуманитарного цикла (повторяю, что это связано прежде всего с сельскими школами, школами, которые находятся в отдалённой местности).
Для нас самое важное – педагоги. Только в этом году мы должны провести вместе с регионами профессиональную подготовку и переподготовку 16 тысяч педагогов. Мы будем использовать все возможности, которые у нас есть, – это и наши кванториумы, и все виды организации допобразования, вузы. Мы работаем очень тесно с Министерством науки и высшего образования. Это наши клубы, которые будут также задействованы. Вы знаете, что мы создаём новые центры аттестации педагогов, и только в этом году мы должны создать в 11 регионах 50 таких центров. Подходит к концу работа над созданием национальной системы учительского роста. Появляются новые должности: старший педагог, ведущий педагог, старший – он же наставник. И это всё взаимосвязано – аттестация и новые должности, которые появляются в школе уже по вертикали.
Что хотелось бы сказать в заключение? Самое главное, чтобы было понятно, что мы делаем. И ещё хочу сделать акцент вот на чём. Главное – не стены. Мы капитально ремонтируем вместе с регионами школы, создаём новые места, но главное – это качественное образование. Прошло общественное обсуждение новых федеральных стандартов. Мы сейчас займёмся обработкой замечаний. Для нас важнее всего содержание.
Что касается цифровой образовательной платформы, тут тоже произошло очень многое. Мы подписали ключевой документ – приказ двух министерств: Министерства просвещения и Минкомсвязи. Там дана практически вся архитектура этой новой платформы. Это не контентная платформа, это то, что будет в школе. До 2021 года мы должны протянуть в каждую школу интернет (100 Мбит – для городских школ, 50 Мбит – для сельских). И затем разводки от магистральной линии внутри школ, которые будут делать уже непосредственно регионы, я думаю, с помощью федералов. И это всё взаимосвязано. Мы это делаем совместно с Минкомсвязью, и архитектура практически ясна.
Вопрос: Когда будет запущен национальный рейтинг школ?
О.Васильева: Каждый рейтинг – а у нас рейтингов достаточно много на сегодняшний день – во многом субъективен. У нас есть рейтинг сельских школ, есть рейтинг 500 лучших школ, 200 школ. Нужно определять, по каким качественным критериям мы всё это будем делать. У нас 80% базовых школ и только 20% школ инновационных, и для меня как человека, который работает в просвещении не первый год, очень важно, чтобы было выполнено конституционное право каждого гражданина Российской Федерации – на бесплатное качественное образование.
Когда я и мои коллеги выступаем, мы прежде всего говорим о базовом содержании образования. По моему глубокому убеждению, базовое образование должно быть абсолютно доступным как в центральном городе, таком как Москва, так и в самой отдалённой школе. Поэтому, когда мы говорим о РЭШ (Российской электронной школе), которая войдёт в ту самую информационную платформу, когда мы говорим об онлайн-курсах, которые уже разработаны (та же платформа для сельского учителя), мы говорим о том, что это всё способы приблизить качественное образование к отдалённым районам. У нас 26 тыс. школ находится в сельской местности из 42 тыс. школ. То есть у нас бóльшая часть школ – школы сельской местности. Мы должны обеспечить равное доступное образование каждому ребёнку, который учится в российской школе. Это главная задача министерства, на мой взгляд.
Вопрос: По поводу ЧП в казанской школе, где старшеклассник пришёл на занятия с ножом и пневматическим пистолетом. Планируется ли усилить меры безопасности в связи с этим?
О.Васильева: Я думаю, что главная мера – это воспитание человека. С момента, когда он родился, до момента, когда он уйдёт из этой жизни, человек должен воспитываться. Сначала это родители, школа, семья, а потом – заниматься самовоспитанием, когда он взрослеет. Меры мы можем любые принимать, и мы это делаем. Мы сейчас приняли новый большой проект об усилении мер безопасности в наших школах. Но этот конкретный случай, о котором Вы говорите, не очень типичный. Средства массовой информации нам рассказали уже пять или шесть версий, почему мальчик это сделал. Так как сейчас идёт мероприятие, мы не будем говорить, почему это было сделано. На самом деле это дичь с точки зрения здравого смысла и разума.
Я уверена, что, если мы все вместе будем работать над тем, что называется воспитанием, которое, к сожалению, несколько лет полностью игнорировалось – оно ушло, прежде всего из общественного сознания, из общественного поля… Мы перестали об этом говорить. Я хочу напомнить, что вторая цель национального проекта «Образование» – это воспитание человека, причём на основе традиций, которые имеет наша страна. Поэтому здесь первична работа с человеком. Ежедневная, кропотливая. При этом нисколько не отменяя те серьёзные условия безопасности, которые должны быть в каждой школе. Возвращаясь к цифровой образовательной среде: те самые разводки от магистральной линии, которые будут внутри школ, тоже будут направлены на обеспечение безопасности.