О законопроекте о порядке культивирования наркосодержащих растений для медицинских целей.
Из стенограммы:
Д.Мантуров: Мы согласовали поправки в закон об обращении наркотических и психотропных веществ в части предоставления права государственным предприятиям не только производить субстанцию и готовые лекарственные формы, но и выращивать наркосодержащие растения для обеспечения лекарственной безопасности в стране.
Связано это с тем, что на сегодняшний день мы закупаем практически 100% субстанций по импорту и производим из них только готовые лекарственные формы. Мы будем использовать два наших предприятия – Московский эндокринный завод и ГосНИИОХТ, использовать их опыт, их возможности и технологии, чтобы, выращивая эти лекарственные растения, производить субстанцию.
Более того, мы будем размещать производство субстанции на предприятии «Почеп» в Брянской области. Это один из объектов утилизации химических отходов, который завершил работу сейчас. Современная инфраструктура будет предоставлена для этих целей.
В.Скворцова: Мы все понимаем, что такое обезболивающие, и помним, что Правительство недавно одобрило законопроект по развитию паллиативной помощи – о том, что каждый человек имеет право на обезболивание, в том числе сильнодействующими и наркотическими препаратами, и никто не должен страдать от боли.
Сейчас в стране зарегистрировано 13 препаратов опийного ряда, содержащих, соответственно, наркотики, из них 9 включено в перечень жизненно важных.
Но, как уже сказал Денис Валентинович, ни один препарат не производится по полному циклу. Мы абсолютно зависимы от ввоза на нашу территорию субстанции. У нас 10 основных производителей субстанции, из которых 9 находятся на территории стран, объявивших санкции против нашей страны. И для того чтобы наше население не оставить без сильных обезболивающих препаратов, нам необходимо быть самодостаточными и производить препараты по полному циклу – от субстанции до лекарственных форм.
Мы ставим перед собой задачу расширить эти лекарственные формы, введя неинвазивные, самые разнообразные из них, а также разные дозировки, включая детские. Над этим мы сейчас работаем.
Поэтому законопроект нужен.
В.Колокольцев:
Задача органов правопорядка – обеспечить контроль за производством таких
субстанций, за производством лекарственных препаратов, за выращиванием этих
растений, с тем чтобы ни одна такая субстанция не попала в нелегальный оборот.
С чем мы и призваны бороться. Поэтому будем делать всё от нас зависящее, чтобы
обеспечить лекарственную безопасность нашей страны – в части, касающейся
Министерства внутренних дел.
Вопрос: Законопроект одобрен сегодня?
Д.Мантуров: Законопроект одобрен.
Вопрос: Вы сказали, что мы очень зависим от импорта. Какие страны поставляют эти сильные обезболивающие? Разработка законопроекта как-то связана с санкционной историей, с тем, что обговаривалась в том числе возможность запретить ввоз лекарственных препаратов?
Д.Мантуров: На сегодняшний день пока не запрещено. Вероника Игоревна обозначила именно те страны, которые нам объявили санкции по другим направлениям – секторального характера, экономического. Мы исходим из того, что наша страна должна быть на 100% в безопасности, если мы ведём речь о лекарственном обеспечении. Собственно, для этого и будут выращиваться в нашей стране наркосодержащие растения. Причём раньше это так и было, ещё в советское время. А потом исчезло, и мы перешли на импорт готовых субстанций в начале 1990-х годов.
Вопрос: Список растений, которые можно будет выращивать, и список компаний-производителей, которые смогут это делать, будет подготовлен?
Д.Мантуров: Повторю: это будут два предприятия – Московский эндокринный завод и ГосНИИОХТ. Только эти два предприятия в стране на сегодняшний день имеют право производить наркосодержащие и психотропные лекарственные средства. Другие предприятия этим не занимаются. Но при этом они используют импортную субстанцию.
Вопрос: А какое количество они смогут выращивать?
Д.Мантуров: Я для более простого восприятия могу назвать размер участка, на котором это будет выращиваться. Для обеспечения субстанции для всей страны нужно всего 100 га земли.