О национальных проектах «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Производительность труда и поддержка занятости»; о Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Из стенограммы:
М.Орешкин: Сегодня прошёл президиум Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Рассматривали целый набор национальных проектов. Вкратце расскажу о тех решениях, которые были приняты.
Первый проект – это проект по развитию малого и среднего предпринимательства. Здесь работа будет вестись по всем ключевым направлениям. У нас стоят очень амбициозные цели: повышение занятости в сегменте МСП, рост доли этого сектора в ВВП до 32,5% к 2024 году. Чтобы достичь этих амбициозных целей, надо будет работать по всем направлениям, сделать так, чтобы больше людей открывали своё дело, начинали свой бизнес, чтобы эти компании не сталкивались с барьерами, плохим инвестиционным климатом.
Второй проект в рамках национального проекта посвящён улучшению делового климата. Сейчас запускается механизм трансформации делового климата. Уже в октябре будет проведена правительственная комиссия, она рассмотрит первый набор барьеров, которые мы будем стараться убрать через изменения законодательства и других нормативно-правовых актов. Третий момент связан с тем, что компании, которые уже существуют, должны активнее расти и развиваться. Здесь самое тяжёлое и важное направление – это обеспечение доступными финансовыми ресурсами малых и средних предприятий. У нас запланирована на шестилетний срок выдача более 10 трлн льготных кредитов по ставке – ключевая ставка плюс 2%, но конечная ставка для заёмщика не выше 8,5%. Уже в следующем году, по плану, мы должны выдать по этой новой программе свыше 1 трлн рублей новых кредитов. Это очень значительный объём, который, по нашим оценкам, даст серьёзный толчок развитию большого количества малых и средних предприятий в нашей стране.
Вопрос финансирования будет сопровождаться расширением работы, которую мы ведём по государственным закупкам, по допуску малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний. У нас уже в этом году объём закупок компаний у МСП должен составить 3 трлн рублей. Мы планируем выйти на объём 5 трлн рублей к 2024 году. Тоже довольно активный рост. В целом будет развиваться целый набор инструментов. Итогом работы у нас должно стать большее количество предприятий, которые формируются. Срок жизни предприятий должен увеличиться, предприятия должны активнее расти, увеличивать выпуск, добавленную стоимость, которая создаётся на предприятиях, и среднесписочная численность занятых на предприятиях тоже будет расти. Совокупность этих мер и показателей будет приводить к выполнению верхнеуровневых показателей проекта, связанных с численностью занятых и долей сегмента МСП в ВВП.
Второй проект – это проект производительности труда. Он формируется на основе приоритетного проекта, утверждённого ещё в конце прошлого года. По этому проекту ведётся активная работа. Уже в этом году в пилотных регионах на пилотных предприятиях задача – обеспечить активный рост производительности не только за счёт, например, увеличения инвестиционной активности, но в том числе за счёт внедрения современных управленческих технологий, бережливого производства. У нас предприятия, входящие в программу, должны выполнять нормативы роста производительности на 10% в первый год, совокупно за два года – 15%, за три года – 30%. Именно такие целевые показатели мы будем ставить по каждому предприятию, которое будет входить в проект. Будем работать совместно с региональными властями, которые будут играть здесь ключевую роль с точки зрения реализации региональных программ. У нас здесь планируется целая подборка механизмов дополнительного стимулирования предприятий к повышению производительности труда, стимулирование регионов, которые будут демонстрировать наивысшие показатели роста производительности труда в экономике. Есть полная увязка проекта с проектом по малому и среднему предпринимательству. Программа финансирования, о которой я говорил, будет иметь специальные режимы и дополнительную пониженную ставку для предприятий – участников программы повышения производительности труда. Работаем мы и с другими инструментами, Фонд развития промышленности у нас активно подключается к этой работе. Весь этот комплекс мероприятий будет позволять вовлекать всё большее количество предприятий в этот проект, всё большее количество регионов, и постепенно это будет оказывать влияние на показатели роста производительности труда в целом по экономике, которые у нас уже учтены в прогнозе.
Третий момент, о котором хотел рассказать, это комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Здесь подготовлены планы по развитию транспортной инфраструктуры, энергетической инфраструктуры. Что самое важное, мы сейчас формируем новый механизм управления развитием инфраструктуры в нашей стране, который будет объединять все планы по инфраструктуре различных министерств, компаний с государственным участием, частных инвесторов. Всё это будет объединяться в едином объекте – инфраструктурной карте, будет учитываться взаимосвязь этих объектов, планы на федеральном уровне будут увязываться с планами на региональном уровне. Что очень важно, будет по каждому проекту проводиться оценка социально-экономических эффектов, причём по каждому проекту будет считаться оценка увеличения добавленной стоимости в экономике, как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации объектов. Отдельный мониторинг мы будем вести по объёму необходимых ресурсов – строительных ресурсов, цемента, битума, других материалов, трудовых ресурсов для реализации этих проектов. На ближайшие годы только дополнительное финансирование по комплексному плану транспортной инфраструктуры – это 1,4 трлн рублей. То есть объём инвестиций здесь увеличивается, количество объектов, которые будут одновременно находиться в стройке, увеличивается, поэтому здесь очень важно контролировать, чтобы было сбалансировано предложение строительных ресурсов со спросом на них, чтобы не происходило роста цен.
Также будет создан отдельный центр мониторинга реализации таких комплексных проектов. Его задачей будет взаимоувязка разных элементов и разных этапов реализации крупных проектов. И тот же, например, проект по реализации БАМа и Транссиба – это не только инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, это создание электросетевого хозяйства, это строительство портов на конце железнодорожных веток, для того чтобы то, что перевозится по железной дороге, затем могло экспортироваться через морские порты. То есть взаимоувязка, контроль сроков, контроль стоимости – этой работой будет заниматься специальный центр мониторинга.
Вопрос: На каком этапе сейчас находится этот план развития инфраструктуры, он уже подготовлен для рассмотрения?
М.Орешкин: Сегодня на президиуме уже рассматривали конкретный список объектов, и в целом он был утверждён. Там небольшие доработки предстоят.
Вопрос: Какой общий бюджет на шесть лет?
М.Орешкин: 1,4 трлн дополнительных ресурсов. У нас есть 1,5 трлн базовых бюджетных ассигнований, которые были запланированы, сверх ещё 1,4 трлн добавляется. Это только финансирование из федерального бюджета. Соответственно, там проекты будут сопровождаться финансированием из бюджета «РЖД», у нас на предстоящие шесть лет инвестпрограмма «РЖД» – 7 трлн рублей. Инвестпрограмма «ФСК», Росавтодора, целого набора других государственных компаний… В целом эта сумма будет с лихвой превышать 10 трлн рублей.