Работа Правительства: факты и цифры.
Общие вопросы АПК
Растениеводство
Животноводство
Биотехнологии. Аграрная наука
Малые формы хозяйствования в АПК
Развитие сельских территорий
Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка
Пищевая промышленность
Оказание государственной поддержки стало одним из ключевых факторов роста производства сельскохозяйственной продукции.
В 2017 году на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета направлены субсидии в сумме 143,9 млрд рублей, в том числе:
на оказание несвязанной поддержки – 11,34 млрд рублей;
на повышение продуктивности в молочном скотоводстве – 8,08 млрд рублей;
на субсидирование инвестиционных кредитов – 58,7 млрд рублей;
на субсидирование части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса – 15,5 млрд рублей.
В 2017 году введён механизм льготного кредитования, который позволяет организациям агропромышленного комплекса не отвлекать собственные оборотные средства на уплату части процентной ставки и не ожидать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходило при ранее действовавшей системе. На реализацию данной меры направлено 9,1 млрд рублей.
Начиная с 2017 года применяется новый механизм государственной поддержки сельского хозяйства – единая субсидия, объединяющая ряд ранее существовавших направлений субсидирования. На её финансовое обеспечение направлено 39,1 млрд рублей.
В качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации производства, обновления парка сельскохозяйственной техники за счёт средств федерального бюджета субсидируются производители сельхозтехники, реализующие её сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой. В 2017 году из резервного фонда Правительства на предоставление указанных субсидий выделено 15,7 млрд рублей. Приобретено 26,4 тыс. единиц сельхозтехники.
В 2017 году по результатам
финансово-хозяйственной
деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих
государственную поддержку из федерального бюджета, рентабельность
сельскохозяйственных организаций с учётом
субсидий составила 14,3%, без учёта
субсидий – 8,5%.
Полученная прибыль (до налогообложения) оценивается в более чем 300 млрд рублей. Доля прибыльных
сельскохозяйственных организаций увеличилась
на 2,2 процентного пункта и достигла 87,1% от общего количества сельхозорганизаций.
В 2017 году, несмотря на неблагоприятные погодные условия (засуха, град, наводнение, переувлажнение в период проведения уборки, режим чрезвычайной ситуации в 21 субъекте Федерации), собраны рекордные урожаи отдельных сельскохозяйственных культур.
В 2017 году посевная площадь в России увеличена по сравнению с предыдущим годом на 620 тыс. га (0,8%) и впервые за 15 лет превысила 80 млн га.
Собран рекордный объём зерновых и зернобобовых культур – 135,4 млн т (в весе после доработки), что на 11,2% больше, чем в 2016 году, и на 35,3% больше среднегодового производства в 2012–2016 годах.
Собрано 85,8 млн т (в весе после доработки) пшеницы, являющейся основной экспортной культурой, или на 17,1% больше, чем в 2016 году, и на 50,4% больше среднегодового производства в 2012–2016 годах.
Собрано рекордное количество гречихи – 1,5 млн т (в 2016 году – 1,2 млн т) и рапса – 1,5 млн т (в 2016 году – 998,9 тыс. т). Производство рапса в 2017 году на 34,9% превысило его среднегодовое производство в 2012–2016 годах.
В 2017 году валовой сбор маслосемян сои составил 3,6 млн т, что в 1,6 раза выше показателя в среднем за 2012–2016 годы (2,3 млн т) и на 14,1% больше, чем в 2016 году (3,1 млн т).
В 2016–2017 годах получены наивысшие сборы овощей, их валовой сбор в 2017 году составил 16,33 млн т, что выше рекордного показателя 2016 года на 0,3%, или 50 тыс. т, и на 16,6% больше уровня 2012 года.
Устойчивая динамика роста отмечается в овощеводстве защищённого грунта. В 2017 году валовой сбор тепличных овощей составил 938,3 тыс. т, что на 15,3% выше объёмов 2016 года и на 62,5% превышает уровень 2012 года.
Ниже уровня 2016 года собран урожай сахарной свёклы – 48,2 млн т (93,9%), подсолнечника – 9,6 млн т (87,4%), картофеля – 29,6 млн т (95,1%), плодов и ягод – 2,9 млн т (89%).
Полученный урожай в значительной мере обеспечивает импортозамещение и продовольственную независимость страны, бóльшую часть внутренних потребностей страны в продовольствии, а также по некоторым видам продукции позволяет увеличить экспортный потенциал.
Рост внутреннего производства обеспечил повышение удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объёме ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, который в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) является критерием продовольственной безопасности.
В 2017 году достигнуты следующие значения показателей продовольственной независимости России:
по зерну – 99,3% (пороговое значение в соответствии с Доктриной – не менее 95%, 2016 год – 99,2%);
по сахару – 94,3% (Доктрина – не менее 80%, в 2016 году – 88,5%);
по маслу растительному – 84% (Доктрина – не менее 80%, в 2016 году – 83,6%);
по картофелю – 97,6% (Доктрина – не менее 95%, в 2016 году – 97,5%);
по мясу и мясопродуктам – 90,3% (Доктрина – не менее 85%, в 2016 году – 88,7%).
В рамках ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» (далее – Программа по мелиорации) продолжилась реализация мероприятий, направленных на достижение высокого уровня продуктивности мелиорируемых земель, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых мелиорированных земель, минимизацию потерь урожая в результате неблагоприятных природно-климатических факторов, создание гарантированной кормовой базы животноводства, снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия вод.
В 2017 году введены мелиорированные земли,
мелиоративные системы и гидротехнические сооружения на площади 97,35 тыс. га. Обеспечена защита и сохранение
сельскохозяйственных угодий от водной эрозии, затопления и подтопления на
площади 126,3 тыс. га (при установленном Программой по мелиорации
показателе 123,7 тыс. га). В результате проведения культуртехнических
мероприятий в оборот вовлечено 70,4 тыс. га выбывших
сельскохозяйственных угодий, что на 2,7% превышает установленный показатель.
В животноводстве сохраняется положительная динамика производства мяса, рост обеспечивается за счёт свиноводства и птицеводства. В 2017 году произведено 14,6 млн т скота и птицы на убой (в живой массе), или 104,7% к 2016 году. По сравнению с 2012 годом производство скота и птицы увеличилось на 25,8% (3 млн т).
Отмечается стабилизация производства молока. В 2017 году его произведено 31,1 млн т. Рост к предыдущему году составил 1,2%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 3,8%, у фермеров – 7,5%.
Потенциальные возможности подотраслей животноводства в значительной степени определяются состоянием племенного животноводства. В настоящее время в государственном племенном регистре зарегистрировано 2,5 тыс. стад племенных сельскохозяйственных животных.
Потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в высококлассном
племенном молодняке обеспечиваются за счёт отечественной репродукции и импорта.
Реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления
продуктивности в 2017 году составила 81,1 тыс. голов (103,9% к уровню
2013 года), мясного направления продуктивности – 33,6 тыс. голов
(132,3%), свиней – 94,5 тыс. голов (124,7%), овец и коз – 182,1 тыс.
голов (122,2%).
В 2017 году утверждена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года №996).
Реализация Программы позволит:
снизить уровень импортозависимости за счёт внедрения и использования отечественных технологий производства семян высших репродукций (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям растениеводства и животноводства;
внедрить технологии производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;
внедрить современные средства диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, технологии производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;
внедрить современные технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также современные методы контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала;
увеличить численность высококвалифицированных кадров, востребованных на
рынке труда, по новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям
и количество предприятий агропромышленного комплекса нового технологического
уровня.
Малые формы хозяйствования в АПК
Основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПоК) являются грантовая поддержка начинающих фермеров, развития семейных животноводческих ферм и грантовая поддержка СПоК для развития их материально-технической базы.
С 2017 года грантовая поддержка малых форм хозяйствования оказывается в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (единая субсидия). Субъекты Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления развития сельского хозяйства и объём их финансирования из средств единой субсидии.
В 2017 году объём ассигнований федерального бюджета, направленных на грантовую поддержку КФХ и СПоК, увеличен по сравнению с 2016 годом на 8,5% и составил 8,9 млрд рублей, или 23% общего объёма средств единой субсидии, в том числе:
на поддержку начинающих фермеров – 3,7 млрд рублей;
на развитие семейных животноводческих ферм – 3,7 млрд рублей;
на грантовую поддержку СПоК – 1,5 млрд рублей.
Гранты предоставлены 2582 начинающим фермерам, 724 семейным животноводческим фермам и 174 кооперативам.
Увеличился средний размер грантов, предоставленных КФХ и СПоК: начинающим фермерам – до 1,8 млн рублей (в 2016 году – 1,27 млн рублей), семейным животноводческим фермам – до 6,1 млн рублей (в 2016 году – 5,18 млн рублей), кооперативам – до 10,82 млн рублей (в 2016 году – 7,69 млн рублей).
В 2017 году КФХ-грантополучателями создано 5300 новых постоянных рабочих мест в сельской местности при плане 4315 рабочих мест, в кооперативах, получивших грантовую поддержку, создано 738 новых рабочих мест при плане 617 рабочих мест.
Получателями грантовой поддержки обеспечен прирост производства и
реализации сельскохозяйственной продукции более чем на 30% (план – 10%).
В 2017 году в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» введено (приобретено) 565,3 тыс. кв. м жилья (126,7% к заданию), в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 398,3 тыс. кв. м (127,5%). Улучшили жилищные условия 6,2 тысячи сельских семей, в том числе 4,4 тысячи молодых семей, молодых специалистов.
В 2017 году введены в действие общеобразовательные школы на 1,36 тыс. мест (103,8%), учреждения культурно-досугового типа – на 4,49 тыс. мест (больше планового показателя в 6,2 раза), открыто 102 фельдшерско-акушерских пункта и (или) офиса врачей общей практики (больше в 2 раза), введено в действие 116,33 тыс. кв. м плоскостных спортивных сооружений (больше в 3,9 раза).
В 2017 году в рамках инженерного обустройства сельских населённых пунктов введено 1,36 тыс. км распределительных газовых сетей (110,6%), проложено 0,99 тыс. км локальных водопроводов (122,2%). Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности составил 59% (при плане 58,4%), уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой – 64,8% (при плане 60,9%).
В 2017 году введено в действие 0,69 тыс. км автомобильных дорог (95,8%). Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием обеспечено дополнительно 199 сельских населённых пунктов и 39 объектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Завершено 18 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, реализован 361 проект местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.
В 2017 году на селе создано 24,3 тыс. рабочих мест, в том числе в
агропромышленном комплексе – 22,8 тыс. рабочих мест.
Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка
В 2017 году российскими пользователями добыто (выловлено) 4774,4 тыс. т водных биологических ресурсов, что на 2% (92,3 тыс. т) больше уровня 2016 года.
Объём добычи в 2017 году на 6,1% (274 тыс. т) выше планового показателя вылова, установленного государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Наивысшие темпы прироста добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2017 году зафиксированы в Волжско-Каспийском, Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах.
В 2017 году объём экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (включая экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля) вырос на 11,9% (до 2141,1 тыс. т), импорта – на 16,4% (до 599 тыс. т), производства рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных, – на 3,1% (до 4152 тыс. т).
По сравнению с 2012 годом экспорт увеличился на 28%, импорт сократился на 37%, производство рыбы и рыбопродуктов увеличено на 12,5%.
Товарная аквакультура (рыбоводство) как подотрасль сельскохозяйственного производства включена в механизм льготного кредитования, что обусловлено необходимостью её ускоренного развития, в том числе через расширение предоставления государственной поддержки по краткосрочным кредитам на приобретение кормов и рыбопосадочного материала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1725 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства, в части передачи полномочий по отбору инвестиционных проектов субъектам Федерации в целях сокращения сроков доведения государственной поддержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В целях совершенствования механизма использования земель сельскохозяйственного назначения для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), в том числе на водных объектах, образованных водоподпорными сооружениями, принят Федеральный закон от 1 июля 2017 года №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)».
Для стимулирования строительства современного рыбопромыслового флота и
высокотехнологичных рыбоперерабатывающих заводов приняты постановления Правительства Российской
Федерации (от 25 мая 2017 года №632, №633 и от 29 мая
2017 года №648), реализация которых обеспечит изменение структуры
производства по видам продукции из водных биологических ресурсов с увеличением
добавленной стоимости.
Положительная динамика сельскохозяйственного производства стимулировала дальнейшее развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
В 2017 году индекс производства пищевых продуктов составил 105,6% (103,1% в 2016 году).
По сравнению с 2016 годом увеличены объёмы выработки мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы (на 7,4%), колбасных изделий, в том числе для детского питания (на 3,1%), мясных, мясосодержащих, охлаждённых, замороженных полуфабрикатов (на 7,1%), сыров (на 5,5%), сливочного масла (на 7,8%), круп (на 7,7%), белого свекловичного сахара (на 15,9%), подсолнечного нерафинированного масла (на 10,4%).
Снижено производство пшеничной и пшенично-ржаной муки (на 4,7%), хлебобулочных изделий недлительного хранения (на 3,6%).
Дополнительным фактором роста пищевой промышленности стала политика импортозамещения. После введения эмбарго на ввоз продовольствия из ряда стран рост отечественного сельхозпроизводства обусловил постепенное снижение зависимости внутреннего рынка от импорта некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также поддержание стабильных объёмов экспортных поставок.
Объёмы импорта, «выпавшие» в результате введения Российской Федерацией во второй половине 2014 года ограничений, частично были компенсированы за счёт увеличения поставок из стран, не попавших под запрет.
В то же время главный акцент был сделан на развитии собственного производства, мобилизации внутренних продовольственных ресурсов, повышении товарности производимой сельскохозяйственной продукции, разработке новых форм экономической поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, что способствовало положительной динамике производства в отраслях сельского хозяйства.