Работа Правительства: факты и цифры.
Общеобразовательная
школа
Дополнительное
образование детей
Присмотр
и уход за маленькими детьми. Детские сады
Среднее
профессиональное образование
Профессиональные
квалификации
Высшее,
послевузовское и непрерывное образование
Государственная
политика в области научных исследований
Инвалиды.
Безбарьерная среда
Социальная
защита детей-сирот
В рамках международных сравнительных исследований качества общего образования в 2015 году проведены исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS (исследование проводится один раз в четыре года) среди учеников 4, 8 и 11-х классов и учебных достижений PISA (исследование проводится один раз в три года) среди 15-летних учеников. По итогам исследования TIMSS по естествознанию среди учеников 8-х классов, российские школьники значительно превышают результаты школьников большинства стран и входят в десятку лидеров.
Школьники 4, 8 и 11-х классов продемонстрировали высокий уровень математического и естественно-научного образования, существенно превышающий среднее значение международной шкалы. Школьники 11-х классов, изучавшие углублённый профильный курс математики по восемь часов в неделю, продемонстрировали самые высокие результаты среди всех стран-участниц. У них 540 баллов по международной шкале TIMSS, что на 40 баллов выше среднего значения. По уровню математической подготовки учеников 4-х классов Россия входит в десятку лидирующих стран, по естествознанию – в пятёрку лидеров.
По сравнению с результатами 2011 года российские четвероклассники по уровню математической грамотности поднялись на 21 балл, по уровню естественно-научной грамотности – на 15 баллов.
Обеспечен высокий уровень организации процедур основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). Экзамен сегодня существенно отличается от того, что было на этапе его введения. Из ЕГЭ планомерно исключена тестовая часть.
В 2017 году в ходе ЕГЭ зафиксировано в полтора раза меньше нарушений, чем в 2016-м. Почти в два раза больше учеников по сравнению с 2016 годом преодолели нижний балл. Четвёртый год подряд не зарегистрировано утечек контрольных измерительных материалов в интернет. Демонстрируются реальные знания и подготовка выпускников. Никакой специальной подготовки и «натаскивания» на экзамен не требуется.
Число школьников растёт. В 2017 году в День знаний за парты сели 1,8 миллиона первоклашек, что на 110 тысяч больше, чем в 2016 году. Всего в России в школы пошли 15,2 миллиона учащихся. Дефицит школьных мест ликвидируется за счёт ввода новых мест и капитального ремонта имеющегося фонда. В 2016-2017 годах в школах создано более 116 тысяч новых мест. Тем самым удалось сократить третью смену с 22 до 8,9 тысячи человек.
Ввод новых мест, как и обеспечение подвоза детей на занятия,
– звенья одной цепи по выстраиванию школьной инфраструктуры. Парк школьных
автобусов также обновляется и растёт. За 6 лет закуплено 12 тыс. автобусов.
Дополнительное образование детей
За 6 лет в России значительно увеличилось число детей, вовлечённых в дополнительное образование, – с 50% в 2012 году до 68% в 2016 году.
Решается задача увеличения к 2020 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75%.
Отмечается рост охвата дополнительным образованием на базе школ. В 2015 году системой внутришкольного дополнительного образования было охвачено в среднем 74,6% (в том числе на бюджетной основе 65,1%). Ещё 5 лет назад охват дополнительным образованием не превышал 59%.
В рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» создаются детские технопарки «Кванториум».
По итогам 2017 года сеть «Кванториумов» охватывает 39 субъектов России и включает 49 организаций, оснащённых современным оборудованием и укомплектованных штатом профессиональных педагогических работников. Сегодня на постоянной и бесплатной основе в «Кванториумах» занимаются 45 тысяч детей, а порядка 400 тысяч являются активными участниками проектов и мероприятий, которые проводятся на их площадках.
В 9 субъектах Федерации внедрена модель
персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования:
свыше 124 тысяч детей уже получили сертификаты. Там же создаются региональные
модельные центры, которые станут ядром всей системы дополнительного образования
в регионах, обеспечив работу по трём направлениям: изменение содержания,
методическое обеспечение развития региональной системы, совершенствование
профессионального мастерства педагогов.
Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады
За 6 лет в России достигнута почти 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Создано более 1135 тыс. мест в детских садах.
К 2017 году уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в среднем по Российской Федерации составил 98,5%. В отдельных субъектах с сохранившимся дефицитом мест продолжается точечная работа.
Система присмотра и ухода за маленькими детьми получила развитие в том числе в создании условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
У большинства женщин по истечении отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет возникает проблема выхода на работу, связанная главным образом со снижением профессиональной квалификации и частичной утерей профессиональных навыков.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» во всех субъектах Федерации реализуются меры, направленные на обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей. Расширилось применение гибких форм занятости и дистанционной занятости; содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости; организация профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Ежегодно в субъектах Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 340 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, более 190 программ находятся на стадии разработки.
За 6 лет программами по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию воспользовались 78,8 тысячи женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми.
В 2018 году началась
реализация программы по
повышению доступности яслей и ясельных групп (дети до трёх лет).
Среднее профессиональное образование
Основная задача профобразования – достижение соответствия компетенций выпускников новым и меняющимся требованиям и технологиям как в сфере производства, так и в сфере услуг. Внедряются новые образовательные стандарты.
Стандарты утверждены по 16 профессиям и 28 специальностям. Стандарты разработаны в соответствии с перечнем 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий. В 2017–2018 учебном году более 1 тыс. колледжей в 73 регионах России приступили к работе по новым стандартам.
В 2016 году созданы 7 межрегиональных центров компетенций – «Колледжи будущего» в области искусств, дизайна и сферы услуг, промышленных и инженерных технологий, строительства, информационных и коммуникационных технологий, обслуживания транспорта и логистики.
Последние несколько лет Россия участвует в движении WorldSkills. В 2016 году в Гётеборге (Швеция) на чемпионате Европы по профессиональному мастерству EuroSkills 2016 итоговый результат сборной России – 1-е место в общем зачёте. В мае 2017 года Краснодаре прошёл финал V национального чемпионата по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»). В нём приняли участие 960 (1265 с учётом юниоров) конкурсантов. В октябре 2017 года в Абу-Даби состоялся 44-й чемпионат мира WorldSkills. В нём приняли участие 1300 конкурсантов из 77 стран мира. Участники соревновались по 52 компетенциям. Сборная России впервые приняла участие в соревнованиях по всем дисциплинам и в общекомандном зачёте чемпионата мира заняла первое место. Всего в Абу-Даби завоёвано 11 медалей (6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовая) и 21 медальон за профессионализм.
В настоящее время идёт подготовка к чемпионату
мира WorldSkills, который пройдёт в 2019 году в Казани.
За 6 лет в России создана система оценки профессиональных квалификаций на базе новых профессиональных стандартов.
В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждены 1089 профессиональных стандартов.
Сформированы советы по профессиональным квалификациям в 28 ключевых областях деятельности (космическая, атомная, обрабатывающая промышленность, строительство, информационные технологии, здравоохранение, сельское хозяйство и другие). Советы созданы на базе объединений работодателей, их задача – мониторинг рынка труда, изменения профессий, разработка новых требований к квалификациям, знаниям, умениям.
На основе профессиональных стандартов развивается независимая оценка квалификаций, позволяющая гражданам подтверждать свои квалификации безотносительно к способу их получения – неважно, через специальное образование или через опыт работы. Такая оценка квалификации осуществляется объединениями работодателей. Установлены налоговые стимулы для работодателей и граждан для участия в независимой оценке квалификаций.
Система независимой оценки квалификаций основана на принципах доверия к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан. Оценка квалификации позволяет работникам выстраивать профессиональную карьеру, работодателям – планировать кадровую политику и обучение работников, даёт возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда.
Одним из факторов, формирующих востребованность процедур независимой оценки квалификаций, является конкуренция на рынке труда. Наличие свидетельства, объективно подтверждающего квалификацию в соответствии с требованиями профессионального стандарта, которое выдано по итогам профессионального экзамена, проведённого независимым центром оценки квалификаций, может рассматриваться как конкурентное преимущество.
По итогам профессионального экзамена соискателям выдаётся свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительного прохождения экзамена – заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Такое заключение подскажет соискателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.
К настоящему времени работают 156 центров оценки квалификации.
Вся информация о независимой оценке квалификации содержится в открытом доступе в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (http://nok-nark.ru), в том числе: сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
В соответствии с приоритетным проектом «Рабочие кадры для передовых технологий» утверждены 44 федеральных государственных образовательных стандарта (далее – ФГОС) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Более тысячи колледжей и 58 вузов приступили к работе по новым ФГОС. Проводится масштабное повышение квалификации педагогических кадров среднего и профобразования – более 5 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) из всех регионов освоили программы повышения квалификации с учётом стандартов «Ворлдскиллс».
В 2017 году в Краснодаре состоялся финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»). Чемпионат стал самым масштабным национальным соревнованием по профессиональному мастерству в мире. В нём приняли участие более 950 конкурсантов, что на 25% превышает число участников предыдущего национального чемпионата, а также Европейского чемпионата 2016 года (EuroSkills 2016), собравшего 500 участников.
Сборная
России успешно дебютировала на 44-м чемпионате мира по профессиональному
мастерству WorldSkills 2017 (октябрь 2017 года, Абу-Даби (ОАЭ)), заняв
первое место в общекомандном зачёте и завоевав 11 медалей (6 золотых, 4
серебряные, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.
Высшее, послевузовское и непрерывное образование
В России поддерживается доступность высшего образования на уровне 57%: фактически каждый второй выпускник школы может поступить в вуз на бюджет. Общее число бюджетных мест в вузах на 2017–2018 учебный год составило 505 тысяч. В 2018–2019 учебном году количество бюджетных мест вырастет до 514 тысяч.
С 2015 года идёт масштабная работа по обновлению образовательных стандартов профессионального образования с учётом требований профессиональных стандартов.
За 6 лет проведена масштабная реформа аспирантуры, которая стала основной формой профессионального исследовательского образования.
За 4 года повысилась привлекательность педагогического образования: вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, на педагогические программы стали поступать 100-балльники и победители олимпиад.
Начата системная работа по подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. За последние 5 лет целевой приём на обучение в рамках государственного плана составил более 40 тысяч человек.
Значительные усилия сосредоточены на законодательных инициативах по развитию механизмов целевого обучения и института базовых кафедр. Это принципиальное решение вопроса повышения качества и практичности подготовки специалистов (прежде всего инженеров, медиков и педагогов).
Подготовка кадров стала обеспечиваться в соответствии с запросами рынка труда: при распределении бюджетных мест в вузы учитываются интересы отраслей, регионов, работодателей.
С 2012 года проводится мониторинг деятельности вузов. Результаты мониторинга публикуются в открытом доступе, что позволяет обществу видеть ситуацию в целом, а абитуриентам помогает определяться с выбором вуза.
Ведётся мониторинг трудоустройства выпускников вузов. Средний процент трудоустройства выпускников на протяжении последних двух лет сохраняется на уровне 75%.
Сформирована группа ведущих университетов – лидеров национальной системы образования. Это МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ, 10 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. В 2017 году 11 ведущих российских университетов вошли в топ-100 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов, при этом два года подряд в сотню лучших вузов мира входят 7 отечественных университетов. Ещё 17 российских университетов вошли в топ-200.
В 2016 году запущены 2 приоритетных проекта в сфере высшего образования. Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» призван сформировать конкурентоспособную на мировом и национальном уровне сеть российских вузов. Уже сегодня 33 региональных университета имеют статус опорных. Это драйверы развития регионов.
Проект «Современная цифровая образовательная среда» обеспечит свободный доступ к качественным образовательным онлайн-ресурсам. С 2015 года работает Национальная платформа открытого образования, на которой размещено более 200 бесплатных онлайн-курсов от ведущих вузов страны.
За 6 лет значительно выросло число иностранных студентов, приезжающих учиться в российские вузы. Ежегодная квота на образование в России для иностранных граждан и лиц без гражданства увеличена с 10 тысяч до 15 тысяч человек. В 2014 году вступил в силу новый Порядок отбора иностранных граждан, сделавший эту процедуру максимально прозрачной. Начиная с 2016 года запущен проект отбора иностранных граждан на основе международных олимпиад, что позволяет отбирать за рубежом одарённых детей и привлекать дополнительное внимание к российской системе образования.
Успешно реализуется проект по поддержке кооперации между учебными заведениями (научными учреждениями) и организациями реального сектора экономики. За 6 лет государством поддержаны 309 комплексных проектов (выполняемых в рамках кооперации), 229 российских производственных предприятий, 82 высших учебных заведения и 6 государственных научных учреждений. В рамках этих проектов разработано 418 инновационных продуктов (услуг), из них реализовано в массовом промышленном производстве – 316 на общую сумму более 329 млрд рублей. При этом почти треть проектов (127) направлена на создание и производство импортозамещающей продукции. Поступления в бюджет от реализованных проектов многократно перекроют величину субсидий, предоставленных государством.
Участие вузов в кооперации с реальным сектором экономики позволяет им улучшать своё положение в различных рейтингах, включая программу по повышению конкурентоспособности вузов (5/100), повышать эффективность, формировать задел для повышения своего статуса в качестве опорного вуза, развивать свои научные лаборатории, повышать квалификации исследовательских групп, уровень образования студентов и аспирантов. В среднем в одном проекте кооперации задействовано 18 студентов, 8 аспирантов, 15 молодых учёных. Доля доходов молодых участников научных коллективов, полученных от участия в выполнении НИОКТР по одному проекту, неуклонно растёт и к 2017 году составляет 59% их общего дохода. Интерес молодёжи к участию в научных исследованиях повышается.
Важными показателями экономической и социальной значимости проектов является количество вновь созданных рабочих мест: за 6 лет создано 6386 рабочих мест, в том числе 4486 – для молодых учёных (специалистов). В перспективе до 2020 года планируется создать ещё около 9 тыс. новых рабочих мест, две трети – для молодых специалистов.
Логичным продолжением кооперационных связей науки и бизнеса является проект
создания и развития инжиниринговых центров, позволяющий «вырастить» на базе
вуза самостоятельную экономическую единицу. С 2013 года поддержано создание и
развитие 49 инжиниринговых центров в 30 субъектах и 8 федеральных округах
Российской Федерации на базе вузов, деятельность которых осуществляется в
приоритетных для России отраслях экономики. В 2017 году инжиниринговыми
центрами сформирован портфель заказов, превышающий 3,2 млрд рублей, в том числе
заказы со стороны компаний реального сектора – более 2,3 млрд рублей. По итогам
2017 года совокупная выручка инжиниринговых центров превысила 4,5 млрд рублей,
что на 35% больше показателя 2016 года.
Государственная политика в области научных исследований
Увеличиваются ассигнования на гражданскую науку. В 2017 году её финансирование составило 336,2 млрд рублей (на 20% больше, чем в 2016 году).
В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» разработаны прорывные инновационные технологии мирового уровня.
Начиная с 2012 года каждый год в науку приходят от 3 до 5 тысяч человек. В 2014 году впервые общая численность исследователей не сократилась, а увеличилась (на 4,8 тысяч человек). В науку идёт всё больше перспективной молодёжи.
Молодым учёным и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, выплачиваются стипендии Президента (Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 года №181) – 1 тыс. стипендий (23 тыс. рублей в месяц).
Ежегодно выделяется 400 грантов для молодых кандидатов наук (по 600 тыс. рублей), 60 грантов для молодых докторов наук (по 1 млн рублей). Осуществляется поддержка молодых российских учёных посредством поддержки исследований, проводимых ведущими научными школами, число соответствующих грантов – 400 в год (по 500 тыс. рублей) (гранты Президента Российской Федерации молодым кандидатам и докторам наук (Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года №146)).
Гранты Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №220) выделяются на 3 года до 90 млн рублей каждый с возможным продлением проведения научных исследований на 2 года. В лабораториях уже сегодня занято более 5 тысяч сотрудников, студентов и аспирантов, при этом молодые учёные и специалисты в возрасте до 35 лет составляют 58% общего количества сотрудников лабораторий (студентов – более 700, аспирантов – более 800). Некоторые лаборатории состоят преимущественно из молодых сотрудников.
В рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» выделяются субсидии молодым исследователям, объём финансирования – порядка 15,5 млрд рублей ежегодно.
Начата реализация пилотного проекта по созданию региональных научно-образовательных математических центров, которые в перспективе 3–5 лет будут обеспечивать мировой уровень исследований и подготовки кадров от школы до университета и дальнейшего движения в аспирантуру и науку. По результатам реализации проекта в 2017 году начали работу 2 центра на базе Новосибирского государственного университета и Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. В 2018 году будут созданы ещё три региональных научно-образовательных математических центра.
Продолжилось развитие сети центров коллективного пользования научным
оборудованием и уникальных научных
установок. На территории России реализуются проекты класса «мегасайенс»:
ПИК, НИКА, «Игнитор», ИССИ-4. С 2016 года в России реализуется проект НИКА,
создаваемый на базе Объединённого института ядерных исследований в Дубне. Также
Россия принимает активное участие в крупных международных проектах класса
«мегасайенс»: CERN, ITER, XFEL, FAIR и ESRF. Полноценным членом ESRF Россия
стала в 2014 году.
К настоящему времени условия для инклюзивного образования созданы в 9341 школе (21,5% от общего количества школ). В школах создаётся универсальная безбарьерная среда, они оснащаются специальным оборудованием для обучения детей-инвалидов.
Растёт число коррекционных классов при общеобразовательных школах. В настоящее время в 39 944 подобных классах обучаются 270 514 детей-инвалидов. За 6 лет более 45 тысяч педагогических работников и специалистов базовых школ прошли повышение квалификации по программам, связанным с образованием детей-инвалидов.
Всё больше инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью становятся студентами колледжей: в 2017 году их количество составило 50 736, что на 3,6% больше, чем в 2016 году. В 2016–2017 годах создано 80 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 74 субъектах Федерации.
Отмечается тенденция к включению большего числа детей-инвалидов в дополнительное образование. В 2016–2017 учебном году по программам дополнительного образования занималось 60 625 детей-инвалидов (на 11 765 детей больше, чем в 2015 году) и 83 413 детей с ограничениями по здоровью.
Обеспечивается доступность высшего образования для инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью. Увеличивается численность лиц с инвалидностью, поступающих в вузы: в 2017 году – 6926 человек, в 2016 году – 6132 человека.
В 3,5 раза увеличилось
число лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся
физкультурой и спортом (2012 год – 3,5% от числа таких граждан, 2016 год –
12,1%, 2017 год – 14,1%).
По данным Минобрнауки, за 6 лет в России численность детей-сирот сократилась более чем в 2 раза. В 2016 году по сравнению с 2015-м численность детей, состоящих на учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 17%: с 71,1 тысячи до 59,1 тысячи детей. В 2015 году по сравнению с 2014-м – сократилась на 20%: с 88,7 тысячи до 71,1 тысячи детей. В 2014 году по сравнению с 2013-м – с 107 тысяч до 88,7 тысячи. В 2013 году по сравнению с 2012-м – с 119 тысяч до 107 тысяч.
Тенденция к снижению продолжается – в 2017 году банк данных стал меньше ещё на 12,5% по сравнению с 2016 годом. По состоянию на конец 2017 года в государственном банке данных находились сведения о 51 тысяче детей.
Численность выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, также снижается. Это происходит в том числе благодаря активной работе с кровными семьями по профилактике социального сиротства. За 2016 год выявлено 57,2 тысячи таких детей, что на 1,5% меньше, чем в 2015 году. В 2016 году усыновлено и передано под опеку в семьи 66 090 детей. Если сравнивать сведения о детях, которые не только были усыновлены, переданы под опеку, но и возвращены из организаций для детей-сирот биологическим родителям или переданы под предварительную опеку, то в 2016 году на 15,4% больше детей, чем выявлено.
Эта тенденция сохранилась в 2017 году: в 2017 году на семейные формы устройства передано на 25% больше детей, чем выявлено.