Работа Правительства: факты и цифры.
Литература,
книгоиздание. Библиотеки
Театр.
Музыка. Изобразительное искусство
Кинематография,
кинопроизводство, кинопрокат
Музейное
и архивное дело
Литература, книгоиздание. Библиотеки
Создана Национальная электронная библиотека (НЭБ), ставшая ведущим электронным ресурсом библиотечной отрасли.
Ежегодно растёт фонд НЭБ. Если до 2015 года он составил 33,3 млн единиц библиографических записей в электронном каталоге и 1,6 млн единиц электронных текстов, то в 2017 году общий объём электронных ресурсов в фонде НЭБ удвоился и достиг 4,2 млн единиц электронных изданий и 39,4 млн единиц библиографических записей.
Растёт количество зарегистрированных пользователей: в 2017 году – на 70,2% по сравнению с предыдущим годом (до 62,3 тысячи человек). В 4 раза за последние три года (2015–2017 годы) возросло количество библиотек – участников НЭБ – 4783 (108% по отношению к предыдущему году).
Количество обращений к НЭБ в 2017 году по
сравнению с предыдущим годом увеличилось на 26%, до 10,9 млн.
Театр. Музыка. Изобразительное искусство
За 6 лет существенно набрала обороты федеральная программа гастролей столичных театров в различных регионах России «Большие гастроли», которая делает доступнее лучшие постановки ведущих театров жителям страны. География программы – вся страна. Число театров – участников программы возросло в 11 раз (с 21 в 2012 году до 237 в 2017 году), показов спектаклей – в 14 раз (с 140 в 2012 году до 1,9 тыс. в 2017 году), городов-участников – в 5 раз (с 31 в 2012 году до 150 в 2017 году).
В рамках общероссийской программы «Большие гастроли» с 2017 года открыто новое направление – «Большие гастроли для детей и молодёжи». В 2017 году такими гастролями было охвачено 100 театров в 77 городах, проведено 856 спектаклей.
С 2017 года впервые запущен проект «Театры малых городов», в рамках которого из федерального бюджета ежегодно предоставляются субсидии на системную поддержку творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тысяч человек (кроме региональных центров). На эти деньги театры делают новые постановки, покупают оборудование, а зрители вдали от столицы и крупных административных центров получают возможность увидеть новые интересные спектакли. В 2017 году получателями субсидий стали 149 муниципальных театров в 56 регионах страны. Поставлено 440 новых репертуарных спектаклей, значительно расширен репертуар русской и зарубежной классики.
С 2017 года реализуется новый проект «Театр – детям», направленный на поддержку театров для детей и молодёжи, региональных кукольных театров. В течение 2017 года осуществлено 250 новых постановок. Общая зрительская аудитория детских и кукольных театров составила более 8 миллионов человек.
Значимым
проектом, направленным на формирование открытого культурного пространства,
является Всероссийский виртуальный
концертный зал. Сеть виртуальных залов в регионах, в том числе в малых
городах и сельских населённых пунктах, составила 323 точки трансляции.
Виртуальный концертный зал позволяет создать эффект присутствия на концертах
Московской филармонии.
Кинематография, кинопроизводство, кинопрокат
В 1990-е годы отечественный кинематограф находился в состоянии упадка, по сравнению с советским периодом резко снизилась посещаемость кинотеатров, сократилось производство отечественных фильмов.
Тенденции последних лет свидетельствуют о росте отечественной киноиндустрии.
Люди вновь с интересом идут смотреть отечественные фильмы. За период с 2002 по 2017 год посещаемость кинотеатров в России возросла более чем в 5 раз, при этом посещаемость отечественных фильмов – в 22 раза. По итогам 2017 года российское кино стало драйвером роста национального рынка кинопроката.
Всего в 2017 году фильмы в прокате посмотрели 213,5 миллиона человек (в 2012 году – 175,4 миллиона человек), отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 54,7 миллиона зрителей (в 2012 году – 28,7 миллиона человек). Доля российского кино в 2017 году составила 25,6% от совокупной посещаемости кинотеатров, впервые с 2010 года превысив 20-процентную планку.
Совокупные кассовые сборы российских фильмов в 2017 году составили 13 млрд рублей (в 2012 году – 6 млрд рублей). Доля российского кино по итогам 2017 года составила 24,3% от общих кассовых сборов, также впервые с 2010 года преодолев 20-процентный рубеж.
Идёт
модернизация крупнейших киностудий. Киноконцерн «Мосфильм» реализует большой
инвестиционный контракт. Создаётся многофункциональный студийный комплекс на
базе Киностудии имени Горького. Проведена модернизация киностудии «Ленфильм». В
новое здание переехала киностудия «Союзмультфильм».
Наряду с увеличением числа музеев, находящихся в ведении органов управления в сфере культуры, наблюдается убедительная динамика роста их посещаемости.
Общее число посетителей всех музеев страны за 2017 год составило 125 миллионов человек, что на 39% больше уровня 2012 года, в том числе федеральные музеи посетили 37,6 миллиона человек (прирост к 2012 году – 38%).
Самыми популярными федеральными музеями в 2017 году стали Государственный музей-заповедник «Петергоф» (5,3 миллиона посетителей), Государственный Эрмитаж (4,2 миллиона человек), Государственный музей-заповедник «Царское село» (3,8 миллиона человек).
В условиях повышения посещаемости музеев постоянно растёт число музейных выставок. В 2017 году во всех музеях России проведено 76 тыс. выставок, что на 40% больше, чем в 2012 году. Федеральные музеи провели 3558 выставок (прирост к уровню 2012 года – 26%). При этом в 2017 году федеральные музеи провели 1418 внешних выставок, прирост по сравнению с 2011 годом – почти 200%.
Приметой последнего времени стали «культурные очереди». Полумиллионный рекорд посещения выставки Серова в 2015 году держался недолго: летом следующего года ещё больше посетителей собрала в Эрмитаже экспозиция «Византия сквозь века», а на выставку к 200-летию Айвазовского в Третьяковке, продлившуюся до марта 2017 года, пришло около 600 тысяч человек. Повышенный интерес публики в обеих столицах сопровождал полотна Рафаэля, шедевры Ватикана и статую Коры из афинского Акрополя.
В 2017 году российские музеи реализовали 257 выставочных проектов в 45 странах мира (в 2011 году – 168 выставочных проектов, прирост составил 53%).